Урок истории в 7 классе коррекционной школе VIII вида.
Тема: «Обычаи восточных славян»
Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной жизни наших предков, чтобы не быть «Иванами не помнящими родства своего».
Цель урока: формировать представление о традициях и обычаях восточных славян; показать живучесть в народе древних поверий и празднеств.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся называть традиции и обычаи славя указанного периода, извлекать учебную информацию из различных источников, получат возможность научиться давать общую характеристику
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Обучающиеся определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: Обучающиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные УУД: Обучающиеся выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
Задачи: Образовательные:
- рассказать о традициях и обычаях восточных славян,
- дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно - развивающие:
- продолжать развивать умение работать с текстом учебника, давать полные ответы.
Воспитательные:
- пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали,
- вырабатывать в себе высокие моральные качества Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, обереги, кроссворд, каравай. Учебник История России : учебник для 7 кл. спец. (коррекционных)оюразоват.учреждений VIII вида / Б.П. Пузанова и др.
Тип урока: комбинированный.
1.Организационный этап. Приготовление рабочего места.
Настрой на работу.
Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас Объединяет Русь Святая»
- Ребята, скажите , пожалуйста, о ком эта песня?
- Как вы думаете, почему я поставила эту песню?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о славянах.
2. Повторение изученного материала.
- Давайте вспомним, что мы узнали о славянах из темы прошлого урока.
Заполните пропуски:
1.Каждая женщина умела … пряжу, … одежду. Мужчины … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева.Самыми уважаемыми мастерами были … и … . Слайд 1
2. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.
Бортничество
Собирали травы, ягоды,грибы.
Рыболовство
Обрабатывали землю,выращивали урожай.
Охота
Разводили домашних животных.
Скотоводство
Ловили рыбу.
Земледелие
Добывали диких зверей.
Собирательство
Собирали мед диких пчел.
3. Кто изображен на картине? Что он делает?
4. К каким занятиям относятся слова «невод», «рогатина»?
5. О каком занятии здесь идет речь?
Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.
- Справились с заданиями. Молодцы, ребята!
3. Подготовка учащихся к усвоению материала.
- Ребята, мы сегодня продолжим говорить о наших далеких предках - восточных славянах. За многие годы у славян сложились свои обычаи. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян». Слайд 2
4. Сообщение нового материала.
- Записываем число и тему урока «Обычаи восточных славян».
Например, в семье праздник.
- А что такое праздник? (когда люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие)
- Когда бывает весело?
- Что происходит на празднике?
- Праздник - это традиция, которая соблюдается в каждой семье, т. е в ней соблюдаются свои обычаи.
-Дадим определение этому слову.
Слайд 3 Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.( запись в тетрадь)
Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться
- Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали, водили хоровод)
Просмотр видео «Хоровод».
- Найдите в учебнике стр.73 определение слова хоровод.
Слайд 4 Хоровод – старинный танец, который танцевали взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой.
Физминутка
- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод (звучит музыка) .
- Ребята, славяне не только веселились, но еще и горевали.
- Найдите в тексте предложения, которые рассказывают о похоронах.
- Как называется погребальная песня? Плач – погребальная песня.Слайд 5
- Слушаем плач. Какая эта песня по настроению?
- Как называется прощальный пир?
Демонстрация иллюстрации «Тризна». Слайд 6
Тризна – прощальный пир. Слайд 7
- Как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)
- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника стр. 71- 72.
- Докажите, что они были добрыми и гостеприимными.
- Что считалось главным продуктом питания? (хлеб) - Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.
Принимай хлеб-соль из рук. (Дети вручают гостям хлеб-соль)
Рассказ учителя по иллюстрации. Славяне уважительно относились к пище. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший , а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из - за стола.
- Славяне считали, что предметы и рисунки обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов. 5. Закрепление материала. - Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд.
- Посмотрите на экран . 1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.
5
1
3
4
2
- Молодцы, ребята, вы верно разгадали кроссворд. - Итак, мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. - Сейчас я подарю вам подкову на память о нашей беседе. Этот оберег, благодаря своим магическим свойствам и сверхъестественной силе будет оберегать, охранять, защищать от проявления всех сил зла, а также принесет удачу и счастье.
6. Подведение итогов урока. -Итак, подведем итоги нашего урока Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Объявление оценок.
Теперь я попрошу прикрепитьк домику изображение веселого или грустного солнышка. Предлагаю выбрать рисунок, который соответствует вашему настроению. У нас получился красивый дом, украшенный оберегами.