Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история» разработана на основании правовых и нормативных документов:
-Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 29.12.2010 №189.
-Положением о рабочей программе учебных предметов(курсов) в МБОУ «ООШ №12», утвержденным приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2013 №17
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год, утв. приказом МБОУ «ООШ№12»от 01.09.2015 № 1
- Рабочая программа по учебному предмету «История Нового времени» разработана на основе требований к результатам федерального государственного образовательного стандарта
При изучении учебного предмета «История Нового времени» в 7 классе, ставятся следующие цели и задачи:
Цель: формирование знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, об изменениях произошедших мире.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно, истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- овладеть элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
-продолжать формировать у учащихся навыки исследовательской работы(написание сочинений, рефератов и подобных работ на основе УМК)
- способствовать развитию задатков к анализу, исследованию, научно- исследовательской работе
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 кл. ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 27.08. 2915 №1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Всеобщая история»
для 7 класса
на 2015-2016учебный год
Составитель
Пономарёва Л.П.,
учитель истории и обществознания
Мариинск 2015.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история» разработана на основании правовых и нормативных документов:
-Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 29.12.2010 №189.
-Положением о рабочей программе учебных предметов(курсов) в МБОУ «ООШ №12», утвержденным приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2013 №17
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год, утв. приказом МБОУ «ООШ№12»от 01.09.2015 № 1
- Рабочая программа по учебному предмету «История Нового времени» разработана на основе требований к результатам федерального государственного образовательного стандарта
При изучении учебного предмета «История Нового времени» в 7 классе, ставятся следующие цели и задачи:
Цель: формирование знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, об изменениях произошедших мире.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно, истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- овладеть элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
-продолжать формировать у учащихся навыки исследовательской работы(написание сочинений, рефератов и подобных работ на основе УМК)
- способствовать развитию задатков к анализу, исследованию, научно- исследовательской работе
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа поучебному предмету «Всеобщая история» на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Учебный предмет «Всеобщая история » формирует общую картину исторического развития человечества. Представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с 1500-1800гг.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета Основу учебного предмета истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек, личность в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ООШ№12» на 2015-2016 учебный год отводится 68 часов для изучения учебного предмета « Всеобщая история», из расчёта 2 учебных часа в неделю
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
V. Содержание учебного предмета «Всеобщая история»
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение, Реформация. (12ч) Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. (1ч.)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Встреча миров. Великие географические открытия, и их последствия.(1ч.)
Эпоха Великих географических открытий. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернадо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти в ХV-ХVIвв. Абсолютизм в Европе (1ч.)
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Наёмный труд.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. (1ч.)
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре общества.
Великие гуманисты Европы(1ч).
От Средневековья — к Возрождению. Образование как ценность. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения(1ч.)
Художественная культура и наука Европы эпохи возрождения Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения
Рождение новой современной науки (1ч.)Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства(1ч.) Влияние географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви.Реформация — борьба за переустройство церкви.Германия – родина Реформации.Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация (1ч.) Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предоставлении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море (1ч.). Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I. – укрепление английской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции (1ч.)
Французы-кальвинисты- гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте
ГЛАВАII. Первые революции Нового времени. Международные отношения
( борьба за первенство в Европе и колониях) (3ч.).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.(1ч.). Нидерланды —«жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии (1ч.). Причины революции. Пуританская этика и образ жизни.Правление короля Карла I Стюарта.Борьба короля с парламентом.Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация.Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля. Англия- первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Движение протеста: левеллеры и диггеры.
Кромвель – пожизненный лорд – протектор Английской республики.Реставрация Стюартов. Конец революции.«Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии. Складывание двухпартийной политической системы : тори и виги. Англия- владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Международные отношения в ХVI-ХVIII вв.(1ч.)
Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние французской революции на европейский международный процесс.
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8ч.)
Великие просветители Европы(1ч.) Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Учение Джона Локка. Шарль Монтескьё. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Экономические учения А.Смита и Ж. Тюрго.
Мир художественной культуры эпохи Просвещения. (1ч.) Поиск идеала, образа человека новой эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А.Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
На пути к индустриальной эре (1ч.) Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве, источники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке (1ч.)Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки (1ч.) Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т.Джефферсон и Дж.Вашингтон. Декларация независимости США. Образование США. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Билль о правах.
Франция в 18 в. Причины и начало Великой французской революции. (1ч.)
Успехи развития Франция в XVIII в. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Революция охватывает всю страну. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Муниципальная революция.
О. Мирабо. Жильбер де Лафайет- герои Нового Света.
Великая французская революция. От монархии к республике (1ч.) Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.(1ч.) Движение санкюлотов и раскол в среде якобинцев. Трагедия Робеспьера- «якобинца без народа».Термидорианский переворот и расправа с противниками. Конституция 1795г. Генерал Бонапарт и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.
Глава IV.Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации (2ч.)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего
Нового времени (1ч.)Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство – регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.(1ч.) Империя
Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад
империи Моголов. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Направления русско – китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Самураи и крестьяне.
Русско – японские отношения.
Итоговое повторение (2ч.)
Значение раннего Нового времени(1ч.). Тестирование(1ч.)
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Основное содержание по темам
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформации (12ч.)
1
Тема1. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану.
1
Объяснять смысл понятия Нового времени. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально- экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей- первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.
2
Тема2. Встреча миров. Великие географические открытия, и их последствия.
1
Оценивать открытия Х.Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей.
3
Тема 3.Усиление королевской власти в ХV-ХVIвв. Абсолютизм в Европе
1
Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику
ГенрихаVIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, ЯковаI Стюарта, Людовика ХIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе.
Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлени- ем мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.
5
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь.
1
Рассказывать о социальных измене-ниях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствиям. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения.
6
Тема 6. Великие гуманисты Европы
1
Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Готовить доклад – презентацию о Т.Море, Ф.Рабле, М.Монтене.
7
Тема7.Мир художественной культуры Возрождения
1
Приводить аргументы из текста произведений У.Шекспира в пользу идей и идеалов нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в
изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения
8
Тема 8. Рождение новой современной науки
1
Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Бж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
9
Тема 9. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
1
Раскрывать смысл и формировать содержание понятия Реформация.Называть причины и сущность Реформации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации
10
Тема 10. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
1
Объяснять эффективность учения Кальвина. Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформа-ции. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.
11
Тема11. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
1
Рассказывать о религиозно– социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.
12
Тема 12. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
Сравнивать позиции католиков и гугенотов.
Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
Объяснять причины укрепления Франции.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
13
Тема 13. Обобщающий урок по теме «мир в начале Нового времени»
1
ГЛАВА II. Первые революции Нового времени. Международные отношения
( борьба за первенство в Европе и колониях) (3ч.).
14
Тема 14 Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
1
Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности голландской Республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям
15
Тема 15. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии
Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О.Кромвеля.
Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять
сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий и комментировать его.
16
Тема16.Международные отношения в ХVI-ХVIII вв
1
Составлять кроссворд по одному из пунктов &(по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8ч.)
17
Тема 17.Великие просветители Европы
1
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.Локка, Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо.
18
Тема18.Мир художественной культуры Просвещения.
1
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения
19
Тема 19.На пути к индустриальной эре
1
Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего на ткацкой фабрики.
20
Тема 20. Английские колонии в Северной Америке
1
Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться.
21
Тема21.Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
1
Рассказывать, об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования США.
22
Тема 22.Франция в 18 в. Причины и начало Великой французской революции
1
Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
23
Тема 23. Великая французская революция. От монархии к республике
1
Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовать интересы и потребности общества в ходе революции
24
Тема 24. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
1
Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установление консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу опираясь на содержание изученной главы учебника.
Глава IV.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2ч.)
25
Тема 25.Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы
26
Тема 26. Государства Востока. Начало европейской колонизации
1
Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время
Итоговое повторение (2ч.)
27
Тема 27. Значение раннего Нового времени
1
Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника
28
Тема 28.Тестирование
1
VII.Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесс
Печеные пособия Учебник Юдовская А.Я., Ванюшкина «История Нового времени 1500-1800 гг.». 7 класс, М., «Просвещение», 2015 г.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 класс, М., «Просвещение», 2015 г.
Атл Атлас и контурные карты по Новой истории XVI-XVIIIвека. 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2015 г.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.
Фад Фадеев Д.А. Контрольные работы по истории: 5-9 кл.: пособие для учителя.- М. Просвещение, 2007.
До Дополнительная литература. Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера.: – М.: Издательство социально-экономической литературы. – 767 с.
ЮдоЮдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 190 с
Бр Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
.Др Драхлер А.Б. Всеобщая история. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 192
Технические средства обучения: видеопроектор, компьютер, экран
Интернет-ресурсы:
http://cognix.ru/hist.php - исторический потрал Cognix
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-Характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
- группировать (классифицировать ) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
-Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
-Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
-Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
-Рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
-Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей их достижения в различные исторические эпохи;
-На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-Раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
-Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: -Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.- Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
Приложение № _1_
к рабочей программе по учебному предмету
«Всеобщая история» для 7 класса,
утверждённой приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 № 3
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
Дата
Примечание
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
13
1
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану
1
2
Встреча миров. Эпоха Великих географических открытий и их последствий
1
3
Усиление королевской власти в 16-18вв. Абсолютизм в Европе
1
4
Дух предпринимательства преобразует экономику.
1
5
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь.
1
6
Великие гуманисты Европы
1
7
Мир художественной культуры Возрождения
1
8
Рождение новой европейской науки
1
9
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
1
10
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
1
11
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
1
12
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
13
Обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени»
1
Глава II.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)
3
14
Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций
1
15
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии
1
16
Международные отношения в XVI-XVIII вв.
1
Глава III.Эпоха Просвещения. Время преобразований
8
17
Великие просветители Европы
1
18
Мир художественной культуры Просвещения
1
19
На пути к индустриальной эре
20
Английские колонии в Северной Америке
1
21
Война за независимость. Образование США
1
22
Франция в 18 веке. Причины и начало Великой Французской революции
1
23
Великая Французская революция. От монархии к республике
1
24
Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
1
Глава IV.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
2
25
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1
26
Государства Востока. Начало европейской колонизации
1
Итоговое повторение
2
27
Значение раннего Нового времени
1
28
Итоговое тестирование
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 27.08.2015.№ 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « История России»
для 7 класса
на 2015-2016учебный год
Составитель
Пономарёва Л.П.,
учитель истории и обществознания
Мариинск 2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История России» разработана на основании правовых и нормативных документов:
-Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 29.12.2010 №189.
-Положением о рабочей программе учебных предметов(курсов) в МБОУ «ООШ №12», утвержденным приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2013 №17
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год, утв. приказом МБОУ «ООШ№12»от 01.09.2015 № 1
- Рабочая программа по учебному предмету «История России» разработана на основе требований к результатам федерального государственного образовательного стандарта
Учебный предмет «История России с конца ХУI до конца XVIII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. История в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
При изучении учебного предмета «История России» в 7 классе, ставятся следующие цели и задачи:
Цель: Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация формирование знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, об изменениях произошедших в России.
Задачи: Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России, показать общие черты и различия.
-Охарактеризовать выдающихся деятелей России , их роль в политике, экономике и культуре.
-Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
-Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
-Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
-Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
II. Общая характеристика учебного предмета
Основу учебного предмета «Истории России» в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов..
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ООШ№12» на 2015-2016 учебный год отводится 68 часов для изучения учебного предмета « История России», из расчёта 2 учебных часа в неделю
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Истории России».
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
V. Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ: КОНЕЦ XVI- XVIII век (40Ч.)
Введение (1ч.)
Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Б. Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика.
Смута. Окончание смутного времени. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Рюриковичей.
Россия в XVII в.(9ч.)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А.Л. Ордина-Нащокина, В.В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича. Экономическое и социальное развитиеЭкономические последствия смуты. Усиление роли барщины и оброка, новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян.. Основные категории городского населения. Духовенство, казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. соляной бунт, Медный бунт. Восстание Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.
Внешняя политика.Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 г. Русско-турецкая война 1676-1681 гг.
Образование и культура. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы С.И. Дежнёв, В.Д. Поярков. М.В. Стадухин.
Россия в первой четверти XVIII века.(9 ч) Преобразования ПетраI Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-1698 гг. Реорганизация армии. Упразднение Боярской Думы. Учреждение правительствующего Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Церковная реформа. Учреждение Святейшего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Реформы в экономике.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа.
Внешняя политика Петра I Северная война 1700-1721 гг. Восточное направление внешней политики. Прутский поход.
Народные движения. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. астраханское восстание. Восстание под руководством К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В. Брюс. Магницкий Л.Ф. Развитие техники. А.К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, военно-морского и Артиллерийского музеев
Россия в 1725-1762 гг.(5 ч) Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и купеческого банков. Внешняя политика. Русско-турецкая война 1735-1739. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в семилетней войне 1756-1762 гг. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков.
Россия в 1762-1801 (11 ч)
Екатерина IIОсобенности внутренней политики. политика просвещённого абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. Губернская реформа. Крестьянская война под предводительством Е. ПугачёваПричины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития. Павел I Внутренняя политика Павла. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Внешняя политика.Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение Крыма. Участие России в разделах Речи Посполитой.
Культура и быт во второй половине 18 века. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Становление отечественной науки. Литература. Новое стихосложение. Драматургия. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Архитектура. Барокко. Петергофский дворец.
Итоговое повторение 1ч. Россия и мир на рубеже 18-19 веков.
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Основное содержание по темам
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Глава I.Россия на рубеже 16-17вв.(4ч.)
1
Тема 1. Введение.
1
Активизировать знания по курсу истории с древнейших времён до конца 16в. Планировать деятельность по изучению истории России17-18вв. Характеризовать источники по российской истории 17-18вв
2
Тема 2.Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16в. Объяснять смысл понятия заповедные лета.Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку
3
Тема 3.Смута
1
Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чём заключались причины Смуты. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2, отрядов под предводительством И. Болотникова., польских и шведских интервентов. Систематизировать исторический материал( в виде хронологической таблицы «Смутное время в России») Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты
4
Тема 4. Окончание Смутного времени
1
Показывать наисторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства.
5
Тема 5.Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже 16-17вв»
Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Глава 2 Россия в 17 веке (9ч.)
6
Тема 6. Новые явления в экономике
1
Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 веке. Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.
7
Тема 7.Оформление сословного строя
1
Составлять таблицу «Основные сословия в России 17в.». Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян
8
Тема 8.Политическое развитие страны
Объяснять смысл понятия абсолютизм(с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Характеризовать личность царя Алексея Михайловича
9
Тема 9. Власть и церковь. Церковный раскол
1
Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.
10
Тема 10. Народные движения
1
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используяисторическую карту. Раскрывать причины и последствиянародных движений в России17в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17в.»
11
Тема11.Внешняя политика
1
Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17в. Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в 17 в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в 17в. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири.
12
Тема12.Образование и культура в 17в.
1
Составлять описание памятников культуры 17в.; характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре 17в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17в.
13
Тема 13. Сословный быт. Обычаи и нравы
1
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации17в. Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (материалы интернета). Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в 17в .Проводить поиск информации для участия в ролевой игру «Путешествие по русскому городу 17в.» или «Путешествие в боярскую усадьбу 17в.»
14
Тема 14. Повторение и контроль по теме «Россия в 17в.»
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в 17в. Выполнять тестовые контрольные работы по истории России 17в. По образцу ГИА
Глава 3. Россия в первой четверти 18в. ( 9ч.)
15
Тема15. Предпосылки петровских преобразований
1
Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины 17в.
16
Тема 16. Пётр 1. Россия на рубеже веков
1
Характеризовать географическое и политическое положение России на рубеже 17-18вв., используя историческую карту. Начать составление характеристики Петра 1. Давать оценку Азовским походам и Великому посольству.
17
Тема 17. Северная война
1
Рассказывать о причинах, об их этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра 1. Продолжить составление характеристики Петра 1.
18
Тема 18.Реформы Петра 1.
1
Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра1 и систематизировать учебный материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти. Продолжить составление характеристики Петра1.
19.
Тема 19.Экономика России в первой четверти 18в.
1
Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра 1. Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствиях
20
Тема 20. Социальные движения первой четверти 18в.
1
Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Сравнивать народные движения первой четверти 18в. И аналогичные движения 17в.
21
Тема21.Изменения в культуре и быте в первой четверти 18в.
1
Характеризовать значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России. Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта. Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.). Продолжить составление характеристики Петра1.
22
Тема 22. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18в.
1
23
Тема 23.Повторение и контроль по теме «Россия в первой четверти 18века»
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Завершить составление характеристики Петра1 и участвовать в её обсуждении. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра 1 для российской истории. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра1.
Глава 4. Россия в 1725 - 1762гг. (5ч.)
24
Тема 24.Дворцовые перевороты
1
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра3. Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит.
25
Тема 25. Дворцовые перевороты
1
26
Тема 26. Внутренняя политика в 1725-1762гг.
1
Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра1. Объяснять смысл понятий: откуп, подряд. Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов.
27.
Тема27. Внешняя политика в 1725-1762гг.
1
Характеризовать внешнюю политику преемников Петра1. Называть основные направления и задачи внешней политики в 1725-1762гг. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и об итогах войны, используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война».
28.
Тема 28.Повторение и контроль по теме Россия в 1725-1762гг
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра1. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода дворцовых переворотов.
Глава 5. Россия в 1762 - 1801гг. (11ч.)
29
Тема29. Внутренняя политика Екатерины 2
1
Раскрыть сущность понятий: «просвещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории ). Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики « просвещённого абсолютизма» в России. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины2 и её внутриполитической деятельности. Сопоставлять социальную политику при Петре 1 и Екатерине 2. Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества ( в том числе с использованием материалов истории своего края). Характеризовать внутреннюю политику Екатерины 2. После Пугачёвского восстания
30
Тема30 Внутренняя политика Екатерины 2
1
31
Тема31.Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва
1
Характеризовать положение крестьян во второй половине 18 в. Показывать на исторической картетерриторию и ход восстания под предводительством Е.Пугачёва. Раскрывать причины восстания, его значение и особенности.
Давать характеристику личности Пугачёва, привлекая, наряду с текстом учебника, материалы интернет- сайта.
32
Тема32.Экономическое развитие России во второй половине 18 века
1
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре1 и Екатерине2. Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества.
33
Тема 33.Внешняя политика Екатерины 2
1
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети 18в. Показывать на карте и называть территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети 18в., места сражений в русско- турецких войнах. Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова: давать оценку их деятельности. Использовать исторические источники для характеристики деятельности А.В.Суворова.
34
Тема34. .Внешняя политика Екатерины 2
1
35
Тема 35.Российская империя в конце 18в. Внутренняя и внешняя политика Павла 1.
1
Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла1. Составлять исторический портрет Павла1 на основе информации учебника и дополнительных источников.
36
Тема 36. Наука и образование
1
Характеризовать основные тенденции развития образования и науки. Составлять исторический портрет М.В.Ломоносова. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования 18в. Систематизировать материал о достижениях российской науки.
37
Тема 37. Художественная культура
1
Составлять описание отдельных памятников культуры России 18в.на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры 18в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в 18в.». Систематизировать материал о достижениях культуры. Характеризовать вклад народов России в мировую культуру 18в.
38
Тема 38. Быт и обычаи
1
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации 18в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию( В ТОРМ ЧИСЛЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ)Использовать материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» ит.д. для характеристики жизни отдельных слоёв русского общества 18в.Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца 18в. « или «Путешествие в дворянскую усадьбу конца 18в.»
39
Тема39. Повторение и контроль по теме «Россия в 1762-1801гг.
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в 18в. Высказывать суждения о значении наследия 18в для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 18в.
Итоговое повторение (1ч.)
40
Тема 40.Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. Конец 17-18вв.»
1
Систематизировать исторический материал по истории России с конца 16 по конец 18в. Выполнять контрольные задания по истории России с конца 16 по конец 18в по образцу ГИА( в упрощённом варианте)
VII. Учебно - метадическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Список литературы для учителя.
-Блохин, В. Ф. История России. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
-История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
-История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
-История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
-История России .Конец 16-18век 7 кл. учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулина. Москва «Просвещение» 2014г.
-Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
-Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
-Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
-Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
-Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Список литературы для учащихся.
-Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
-Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
-Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
-Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
-Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
-Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
-Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
-Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
-Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
-Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
-Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
-Сенкевич, Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
-Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
-Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
-Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
-Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
-Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.
Печатные пособия.
Исторические карты:
-Россия при Иване Грозном. Русское государство в XVI веке Смутное время. Народные восстания ХVII века
-Родословная (таблица). Россия ХVII - начала ХVIII века.
-Русское государство в ХVIII веке. Российская империя в ХVIII веке
Российская империя во второй половине XVIII века. Европа в XVI-XVIII веках.
-Французская революция. Война за независимость и образование CIllA.
4.Информативно-коммуникативные средства.
История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. Россия в ХУН-ХУIII веках. 7 класс: электрон. прил.- М. : Просвещение, 2010.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (УМК «Сферы»).
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Клоков, В. А. История России. ХУII-ХУIII века. 7 класс : интерактив. нагляд. пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
5.Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории России ученики должны уметь и знать:
1. Знать важнейшие события истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.
2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.
3. Уметь описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.
4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.
5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.
6. Соотносить факты и процессы истории России.
7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.
8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.
9. Анализировать фрагменты исторических источников.
10. Объяснять значение исторических понятий.
11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.
12. Образно воссоздавать исторические явления и события
13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.
14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи
15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.
16. Работать со справочной и дополнительной литературой
17. Защищать проектную деятельность
Приложение № _2_
к рабочей программе по учебному предмету
«история России» для 7 класса,
утверждённой приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 №3
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-вочасов
Дата
Примечание
Дата
Примечание
1
Введение
1
Глава 1. Россия на рубеже 16-17вв.
4
2
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
3
Смута
1
4
Окончание Смутного времени
1
5
Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже 16-17вв.
1
Глава II.Россия в 17в.
9
6
Новые явления в экономике
1
7
Оформление сословного строя
1
8
Политическое развитие страны
1
9
Власть и церковь. Церковный раскол
1
10
Народные движения
1
11
Внешняя политика
1
12
Образование и культура в 17в.
1
13
Сословный быт. Обычаи и нравы
1
14
Повторение5 и контроль по теме «Россия в 17в.»
1
Глава III. Россия в первой четверти 18 в.
9
15
Предпосылки петровских преобразований
1
16
Пётр 1. Россия на рубеже веков
1
17
Северная война
1
18
Реформы Петра 1.
1
19
Экономика России в первой четверти 18в.
1
20
Социальные движения первой четверти 18в.
1
21-22
Изменения в культуре и быте в первой четверти 18в.
2
23
Повторение и контроль по теме «Россия в первой четверти 18в.»
1
Глава IV. Россия в 1725 - 1762гг.
5
24-25
Дворцовые перевороты
2
26
Внутренняя политика в 1725 - 1762гг.
1
27
Внешняя политика в 1725 - 1762гг.
1
28
Повторение и контроль по теме «Россия в 1725 - 1762гг.»
1
Глава V.Россия в 1762-1801гг.
11
29-30
Внутренняя политика Екатерины 2.
2
31
Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва
1
32
Экономическое развитие России во второй половине 18 в.
1
33-34
Внешняя политика Екатерины 2.
2
35
Российская империя в конце 18в. Внутренняя и внешняя политика Павла1.
1
36
Наука и образование
1
37
Художественная культура
1
38
Быт и обычаи
1
39
Повторение и контроль по теме «Россия в 1762-1801гг»
1
Итоговое повторение
1
40
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. Конец 17-18в.»