Мастер - класс "Проблемное обучение как средство формирования информационной культуры"
Мастер - класс "Проблемное обучение как средство формирования информационной культуры"
Раскрыто поэтапное решение проблемного вопроса,в процессе которого развиваются навыки информационной культуры. Показаны возможности технологии проблемного обучения для формирования информационной культуры личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Проблемное обучение как средство формирования информационной культуры"»
Проблемное обучение
Возможности проблемного обучения не новы - они получили своё распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучениеосновывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятие чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
Теория вопроса. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны и из традиционной дидактики. В этой связи серьёзная роль отводится проблемному обучению. Сегодня под проблемным обучениемпонимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие умственных способностей.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть таким обучением, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения основ наук. Такое обучение является проблемным. Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Активизация путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы он довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создавал проблемные ситуации, сообщал учащимся проблемные факторы и организовывал их учебно-познавательную деятельность, так чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно могли делать выводы и обобщения, формировать с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Проблемные методы- это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая схема проблемного обучения: постановка и разрешение проблемной ситуации. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знании, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использовании, как дифференцированного, так и индивидуального подхода.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
сложность, выступающая в форме противоречия;
чётко определённое содержание;
увлекательная форма;
доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером. Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в задаче заведомо ограничено поле поиска решения. Общая проблема может быть решена с помощью системы частных задач.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:
актуализации знаний и умений;
осознания и осмысления блока новой учебной информации;
закрепления и систематизации знаний;
применения знаний в новой учебной ситуации;
проверки уровня усвоения знаний и умений.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Наиболее оптимальным и эффективным вариантом формы проблемного обучения в моей педагогической практике является блоковый проблемный урок, который я представляю в рамках данного мастер – класса.
Конец формы
Мастер – класс. Учитель истории Пузырная Е. И., ГУО «Гимназия № 61 г. Минска»
Тема: «Превращение США в мировую державу»
Цель: раскрыть возможности технологии проблемного обучения в процессе формирования критического мышления учащихся
Вступительное слово «учителя»: технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью - творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности. В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах.Уважаемые коллеги, я хочу представить Вам очень эффективную, с моей точки зрения, модель проблемно – блокового урока,основная цель которого – научить школьников раскрывать логику решения проблемных задач и проблемного вопроса в целом, создавать условия творческого поиска. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Усваивая новые знания, учащиеся одновременно овладевают новыми способами деятельности, в данном случае – это вариативное использование структурно – логических схем, пошаговое формирование конечного вывода, применение усвоенного опыта творческой деятельности в условиях самостоятельной подготовки. В конечном итоге после изучения данной темы учащиеся выходят на качественно новый результат - критический уровень мышления, умение применить полученный опыт творческой деятельности в новых условиях.
С Вашего позволения я хочу предложить Вам роль учеников 8 класса базовой школы, которые в рамках программы изучают тему «Америка» (3 часа). С целью более рационального использования учебного времени нам необходимо разделиться на 4 группы. Столы обозначены порядковым номером группы, на них имеется весь необходимый раздаточный материал.
I.Актуализация усвоенных ранее знаний, формулировка проблемного вопроса.
Задание для всех групп. Просмотрите, пожалуйста, фрагментарные сведения из истории Северной Америки. Слайды мультимедийной презентации актуализируют только необходимый для усвоения темы урока материал. (Слайды можно заменить раздаточным материалом). В процессе просмотра, ответьте на вспомогательные вопросы:
Кто и когда начинает колонизацию Восточного побережья Северной Америки?
Какими были условия жизни колонизаторов в Новом Свете?
Можно ли говорить о создании нового государства?
Если нет, то подданными какого государства были жители американских колоний?
Выскажите своё суждение о том, что представляли собой североамериканские территории к концу XVIII века? (Вывод: североамериканские восточные территории находились в колониальной зависимости от Великобритании).
«Учитель»: сегодня североамериканские Соединённые Штаты - это сильное, экономически процветающее государство, выступающее в роли сверхдержавы и мирового лидера западного мира. Лидерство в формировании международных отношений перешло к США после первой мировой войны. Проблема вопроса заключается в следующем, каким образом тринадцати североамериканским штатам, находящимся в колониальной зависимости от Великобритании, имеющим огромную внутреннюю разобщённость, население которых вело изнурительную борьбу за выживание, удалось не только выжить, но и превратиться в мировую державу?
II. Решение проблемного вопроса (усвоение нового материала) с помощью логической таблицы.
«Учитель»: решение проблемного вопроса мы будем выполнять с помощью решения конкретных задач по каждому блоку учебного материала. На каждом столе лежат логические таблицы и текстовый учебный материал, обозначенный пунктами (в условиях реального класса – это работа с учебником). Ознакомившись с учебным материалом, каждая группа делает конкретные выводы по своему блоку вопросов и заносит их в таблицу (приложение 1), то есть оценивает степень влияния военно-политического и экономического факторов на рост могущества США. (Задача заложена во второй части таблицы).
Рост могущества США
(логическая таблица)
№
п.п.
Факторы военно – политического и экономического развития
Их влияние на рост могущества США
положительное
(в чём?)
отрицательное
(почему ?)
1.
Колониальная зависимость от Великобритании: запрет на производство собственной готовой продукции
2.
Война за независимость против Англии (1775 – 1783 г.г.). Подписание «Декларации независимости» (1776 г.)
Конституция США (1787г.)
3.
Расширение территории. Освоение «Дикого Запада». Золотая лихорадка. Иммиграция из Европы.
4.
Наличие двух путей развития: промышленный Север и плантационное хозяйство Юга
5.
Раскол США. Гражданская война 1861 – 1865 гг. между Севером и Югом. Авраам Линкольн, генерал Роберт Эдуард Ли
5.
Внешнеполитические доктрины «Америка для американцев», «Америка для США», «угроза жизненным интересам США»
7.
«Финансовое» участие США в первой мировой войне (1914 – 1918 гг.)
Общий вывод:таким образом, (Предполагается вариативность в решении общего проблемного вопроса)
Работа в группах
Задание группы № 1: изучить материал № 1 («Независимость», «Американская конституция») и решить задачу, обозначенную в таблице под номером 2;
Задание группы № 2: изучить материал № 2 («Расширение территории», «Освоение Дикого Запада») и решить задачу, обозначенную в таблице под номером 3;
Задание группы № 3: изучить материал № 3 («Север и Юг – два пути развития», «США накануне Гражданской войны» и решить задачу, обозначенную в таблице под номером 3;
Задание группы № 4: изучить материал № 4 («Раскол США», «Гражданская война 1861-1865 гг.» и решить задачу, обозначенную в таблице под номером 5;
Задание всем группам: изучить материал № 5 (США после Гражданской войны», «Внешняя политика США») и решить задачи, обозначенные в таблице под номерами 6, 7;
Работа по группам (смешанных по уровню обучаемости) даёт возможность проговорить и осмыслить дидактическую задачу, обсудить трудные вопросы, более грамотно формулировать выводы, развивать навыки коллективной мыследеятельности. На изучение материала отводится 5 – 7 минут учебного времени, но за это время ученик усваивает только один блок вопросов, решает только конкретно определённую задачу, поэтому следующим этапом работы является пошаговое представление учебного материала.
«Учитель»: с целью полного ознакомления с учебным материалом каждая группа даёт аргументированное решение – вывод по изученному ею блоку вопросов, а мы их запишем в свои таблицы. (Все выводы в логической таблице проецируются на экран. Делается общий вывод. Приложение 1.1.)
III.Применение системы решения в новом формате. (Закрепление полученных знаний)
Мы решили основной проблемный вопрос – пришли к обобщённому выводу, но, по сути, этот вывод является творческим поиском коллектива. Для закрепления полученных знаний и навыков, индивидуализации творческого поиска необходимо их применить. Очень удачным, в этой связи, представляется использование многовариативной логической цепочки: «Превращение США в мировую державу». (Таблица имеет жёсткую структуру).
Что надо взять за основу последовательного решения проблемы? Безусловно, можно взять положительные ответы решённых проблемных задач, но в новой структуре. А можно подойти творчески, так как есть очень много интересного материала по данному вопросу. На уроке мы только определим отправную точку решения проблемы и её заключительный блок, а дома Вы выполните каждый свой аргументированный вариант.
«Превращение США в мировую державу»
(Логическая цепочка)
Колониальная зависимость
Североамериканских
Штатов от Англии
США – лидер мирового
развития, активно влияющий
на международные отношения
1, 2, 3, 4…количество блоков по логике решения.
Рефлексия. Выразите доступным Вам символом своё отношение к уроку и Ваше эмоциональное состояние (схематическая мимика личика, вопросительный или восклицательный знаки, цветок, увядший или живой, и другие)
Литература.
Лернер И.Я. Развитие логического мышления на уроках истории. М., 1986
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л.2002.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
Селевко Г К. Современные образовательные технологии. М., 1998
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика 1980
Приложение 1.1.
Рост могущества США
№
п.п.
Факторы военно – политического и экономического развития
Их влияние на рост могущества США
Положительное
(в чём?)
Отрицательное
(почему ?)
1.
Колониальная зависимость от Великобритании: запреты на производство собственной готовой продукции, политическую организацию общества
Невозможность самостоятельного развития
2.
Война за независимость против Англии (1775 – 1783 г.г.). Подписание «Декларации независимости» (1776 г.)
Конституция США (1787г.)
Образование нового буржуазного государства – США
3.
Расширение территории. Освоение «дикого Запада». Золотая лихорадка. Иммиграция из Европы
Формирование современных границ США. Рост населения
Истребление индейцев.Работорговля.
Чарльз Линч
4.
Наличие двух путей развития: промышленный Север и плантационное хозяйство Юга
Непримиримые противоречия и противостояние между Севером и Югом.
5.
Раскол США. Гражданская война 1861 – 1865 гг. между Севером и Югом. Авраам Линкольн, Генерал Роберт Эдуард Ли
Победа промышленного Севера и утверждение буржуазного строя. Был положен конец Политической и экономической разобщённости
6.
Внешнеполитические доктрины «Америка для американцев», «Америка для США», «угроза жизненным интересам США».
Преемственность внешнеполитического курса на укрепление позиций и влияния США в Америке и мире
7.
«Финансовое» участие США в первой мировой войне (1914 – 1918 гг.)
Превращение США из должника в кредитора. Утверждение доллара в качестве мировой валюты
Общий вывод: таким образом, обретение независимости, победа над рабовладельческим Югом, стремительное развитие буржуазных отношений, жёсткая внутренняя и агрессивная внешняя политика укрепили могущество Соединённых Штатов Америки.