Цели: Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности, книжной миниатюры.
Основные понятия и термины: Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках;
соборные школы – школы, которые открывались при храмах, соборах, монастырях;
академия – кружок для научных и литературных знаний;
«семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) - основные предметы, изучавшиеся в школе;
пергамент – специально обработанная овечья или телячья кожа;
инициалы – заглавные буквы в начале строки;
миниатюры – живописные сцены, рисунки;
хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности;
эпические песни – сказания о героях прошлого;
жонглёры – странствующие артисты
Персоналии: Алкуин – англосаксонский ученый-монах, который
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Культура Западной Европы в раннее Средневековье»»
«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»
Цели: Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности, книжной миниатюры.
Основные понятия и термины: Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках;
соборные школы – школы, которые открывались при храмах, соборах, монастырях;
академия – кружок для научных и литературных знаний;
«семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) - основные предметы, изучавшиеся в школе;
пергамент – специально обработанная овечья или телячья кожа;
инициалы – заглавные буквы в начале строки;
миниатюры – живописные сцены, рисунки;
хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности;
эпические песни – сказания о героях прошлого;
жонглёры – странствующие артисты
Персоналии: Алкуин – англосаксонский ученый-монах, который ведал школами, организовывал обучение, писал школьные учебники.
План изучения нового материала:
1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.
2. Каролингское возрождение.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.
1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.
→ уч. стр. 45 обсуждение иллюстрации. Краткий пересказ мной первого пункта учебника.
Вывод: восприятие окружающего мира было полностью религиозным, потому, что:
- был низкий уровень науки и техники;
- изолированность жизни в деревнях и замках;
- развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец мог судить и живых и мертвых.
2. Каролингское возрождение
Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках.
Для правителей той эпохи Карл был прекрасно образован. Он читал и говорил по-латыни, понимал греческую речь, прекрасно знал труды отцов церкви, хотя писать так и не выучился. Император всячески поощрял развитие наук и искусств, любил книги, приглашал к своему двору лучших ученых и поэтов.
→ Почему Карлу 1 нужны были образованные люди в империи? (Для управления её обширными территориями).
Грамотных людей было крайне мало:
- их не было среди крестьян;
- редко встречались среди феодалов;
- короли не всегда умели читать и писать;
- грамотными были только служители церкви.
→Почему в период раннего средневековья образованными были только священники? (Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди).
в результате Каролинские возрождение наблюдалось в разных областях:
1) в образовании;
2) в архитектуре – В Ахене и других городах строились каменные дворцы и церкви;
3) в литературе.
В образовании. Переписывались сочинения античных и христианских авторов. Рукописи того времени отличались четким и красивым шрифтом и изысканными миниатюрами. Велись записи важнейших событий по годам. Карл лично следил за содержанием этих записей: ему было важно, каким он предстанет перед потомками. Карл приглашал просвещенных людей к своему двору. Его ближайшим сподвижником был монах англосакс Алкуин, он организовывал начальные школы во всех концах государства. В полное школьное образование входило изучение «семи свободных искусств»: наук: грамматику – умение читать и писать на латыни, риторику – красноречие, диалектику – искусство рассуждать, а так же арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» богословие. Родителям предписывалось «посылать мальчиков в школу и оставлять их там до тех пор, пока они не будут хорошо обучены». Он же стал автором учебников.
В Ахене была создана своего рода элитарная школа Придворная Академия. Академия объединяла ученых, придворных императора и членов его семьи. В Академии образовался кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения; жития, хроники, поэмы. Член Академии Эйнгард позже написал «Жизнь Карла Великого» первую светскую биографии Средневековья.
Вывод: постепенно росло число образованных людей. Но Каролингское возрождение» оказалось столь же непрочным, как и империя Карла Великого, после распада империи возрождение угасло. Однако благодаря ему были сохранены античные знания и традиции.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.
От первых веков Средневековья до наших дней сохранилось не так уж много зданий, статуй, произведений изобразительного искусства. Зато в музеях хранится множество рукописных книг того времени, среди которых много шедевров.
Средневековая книга сильно отличалась от античной. Если античная книга представляла собой папирусный свиток, то в первые века нашей эры она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже – пергаменте. Пергамент был прочен, долговечен и красив, но очень дорог. Поэтому позже переписчики смывали или соскабливали текст со старых книг, считая его ненужным. Иногда уничтожались бесценные произведения. Ещё дороже, чем материал стоил долгий и кропотливый труд создателей книги. Одни четким и красивым почерком переписывали текст, другие украшали специальные заглавные буквы - инициалы, третьи покрывали поля орнаментом, четвёртые рисовали миниатюры. В хорошо украшенной библии было до нескольких тысяч миниатюр – целые живописные сцены.
Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями.
Неудивительно, что книг было мало и стоили они очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов или виноградников. Самые ценные из них приковывали к библиотечным полкам цепями и защищали проклятьями. Король и знатные феодалы дарили друг другу книги, а на Библии приносили клятвы и присягу на верность.
Вывод: в период раннего средневековья люли становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали текст Библии, жития святых и другие произведения.
Житие – особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.
В монастырях создавались хроники – изложение исторических событий вхронологической последовательности. Хроники, как правило, начинались от «сотворения мира» и доходили до современных событий. В хрониках особое внимание уделялось деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и легенды.
Стали появляться эпические поэмы и гимны.
Эпические поэмы – сочинения, рассказывающие о народных героях.
Гимны – произведения, рассказывающие о Христе и его учениках.
В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты – жонглеры. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы, акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала жонглёров «нечистыми» людьми, неодобрительно относилась к их фокусам. В раннее средневековье их запрещали хоронить на освященной земле – при церквях.
Вывод по уроку: Сегодня мы с вами познакомились с культурой людей живших в средневековой Европе. И узнали, что мир людей того времени ограничивался территорией, на которой они живут, теми представлениями, которые они знали из библии и других священных книг, которое пересказывали им монахи. Но со временем благодаря стараниям Карла Великого знания людей и их тяга к знаниям стала расти. Именно эта тяга к знаниям и желание их сохранить позволит создать основу для будущей культуры Европы.
Вопросы для закрепления изученного:
1) Как человек в раннее средневековье представлял себе мир?
2) Что такое Каролингское Возрождение? Почему оно началось?
3) Чему обучались в монастырской школе? чем это обучение отличается от современного?
4) Как создавались книги в эпоху раннего средневековья? Почему их считали шедеврами?
6) О чем рассказывали средневековые книги?
Д/З §
Вопросы по теме «Культура Европы в раннее Средневековье»
1. Как люди представляли себе землю?
а) в виде диска; б) плоской;
в) круглой и неподвижной; г) треугольной
2. Первое «общество научных знаний» - «Дворцовая академия» появилась в:?
а) Ахене; б) Париже;
в) Орлеане; г) Суасоне
3. Созданием школ заведовал монах:
а) Платон; б) Алкуин;
в) Аристотель; г) Исидор Севильский
4. В раннее средневековье «царицей наук» называли?:
а) алгебру; б) грамматику;
в) риторику г) богословие
5. Самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать был?:
а) кодекс законов «Соллическая правда» б) Ветхий и Новый завет;
в) автобиография Карла Великого; г) Евангелия
6. Как называется эпос, отразивший завоевательный поход в Испанию, религиозную войну христиан против мусульман?
а) «Песнь о Роланде»; б) «Биовульф»;
в) «Старшая Эдда»; г) «Песнь о Нибелунгах»
7. Живший при дворе Карла Павел Диакон создал книгу, которая оставалась учебником Древней истории на протяжении всего Средневековья и называлась она?:
а) «Греческая история»; б) «Церковная история народа англов»;
в) «Римская история»; г) «Византийская история»
8. Как называются рукописи, рассказывающие об истории народов и современной жизни?
а) летописи; б) Житии;
в) саги; г) эпосы
9. Что любили дарить короли и знатные феодалы друг другу?