kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности, книжной миниатюры.

Основные понятия и термины: Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках;

соборные школы – школы, которые открывались при храмах, соборах, монастырях;

академия – кружок для научных и литературных знаний;

«семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка)  -  основные предметы, изучавшиеся в школе;

пергамент – специально обработанная овечья или телячья кожа;

инициалы – заглавные буквы в начале строки;

миниатюры – живописные сцены, рисунки;

хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности;

эпические песни – сказания о героях прошлого;

жонглёры – странствующие артисты

Персоналии: Алкуин – англосаксонский ученый-монах, который

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура Западной Европы в раннее Средневековье»»

«Культура Западной Европы  в раннее Средневековье»


Цели: Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности, книжной миниатюры.

Основные понятия и термины: Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках;

соборные школы – школы, которые открывались при храмах, соборах, монастырях;

академия – кружок для научных и литературных знаний;

«семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка)  -  основные предметы, изучавшиеся в школе;

пергамент – специально обработанная овечья или телячья кожа;

инициалы – заглавные буквы в начале строки;

миниатюры – живописные сцены, рисунки;

хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности;

эпические песни – сказания о героях прошлого;

жонглёры – странствующие артисты

Персоналии: Алкуин – англосаксонский ученый-монах, который ведал школами, организовывал обучение, писал школьные учебники.

План изучения нового материала:

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.

2. Каролингское возрождение.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.

        → уч. стр. 45 обсуждение  иллюстрации. Краткий  пересказ мной первого пункта учебника.

Вывод: восприятие окружающего мира было полностью религиозным, потому, что:

- был низкий уровень науки и техники;

- изолированность жизни в деревнях и замках;

- развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец мог судить и живых и мертвых.

2. Каролингское возрождение

Каролингское Возрождение – так назывался подъем культуры при Карле Великом и его приемниках.

         Для правителей той эпохи Карл был прекрасно образован. Он читал и говорил по-латыни, понимал греческую речь, прекрасно знал труды отцов церкви, хотя писать так и не выучился. Император всячески поощрял развитие наук и искусств, любил книги, приглашал к своему двору лучших ученых и поэтов.

Почему Карлу 1 нужны были образованные люди в империи? (Для управления её обширными территориями).

Грамотных людей было крайне мало:

- их не было среди крестьян;

- редко встречались среди феодалов;

- короли не всегда умели читать и писать;

- грамотными были только служители церкви.

→Почему в период раннего средневековья образованными были только священники? (Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди).

    в результате Каролинские возрождение наблюдалось в разных областях:  

 1) в  образовании;

2) в архитектуре – В Ахене и других городах строились каменные дворцы и церкви;

3) в литературе.

В образовании. Переписывались сочинения античных и христианских авторов. Рукописи того времени отличались четким и красивым  шрифтом и изысканными миниатюрами. Велись записи важнейших событий по годам. Карл лично следил за содержанием этих записей: ему было важно, каким он предстанет перед потомками.  Карл приглашал просвещенных людей к своему двору. Его ближайшим сподвижником был монах англосакс Алкуин, он организовывал начальные школы во всех концах государства. В полное школьное образование входило изучение «семи свободных искусств»: наук: грамматику – умение читать и писать на латыни, риторику – красноречие, диалектику – искусство рассуждать, а так же арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» богословие.   Родителям предписывалось «посылать мальчиков в школу и оставлять их там до тех пор, пока они не будут хорошо обучены». Он  же стал автором учебников.        

     В Ахене была создана своего рода  элитарная школа Придворная Академия.  Академия объединяла ученых, придворных императора и членов его семьи. В Академии образовался кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения; жития, хроники, поэмы.   Член Академии Эйнгард позже написал  «Жизнь Карла Великого» первую светскую биографии Средневековья.

  Вывод:  постепенно росло число образованных людей. Но Каролингское возрождение» оказалось столь же непрочным, как и империя Карла Великого, после распада империи возрождение угасло. Однако благодаря ему были сохранены античные знания и традиции.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.

  От первых веков Средневековья до наших дней сохранилось не так уж много зданий, статуй, произведений изобразительного искусства. Зато в музеях хранится множество рукописных книг того времени, среди которых много шедевров.

    Средневековая книга сильно отличалась от античной. Если античная книга представляла собой папирусный свиток, то в первые века нашей эры она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже – пергаменте. Пергамент был прочен, долговечен и красив, но очень дорог. Поэтому позже переписчики смывали или соскабливали текст со старых книг, считая его ненужным. Иногда уничтожались бесценные произведения.
    Ещё дороже, чем материал стоил долгий и кропотливый труд создателей книги. Одни четким и красивым почерком переписывали текст, другие украшали специальные заглавные буквы -  инициалы, третьи покрывали поля орнаментом, четвёртые рисовали миниатюры. В хорошо украшенной библии было до нескольких тысяч миниатюр – целые живописные сцены.

      Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями.  

      Неудивительно, что книг было мало и стоили они очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов или виноградников. Самые ценные из них приковывали к библиотечным полкам цепями и защищали проклятьями. Король и знатные феодалы дарили друг другу книги, а на Библии приносили клятвы и присягу на верность.

     Вывод: в период раннего средневековья люли становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали текст Библии, жития святых и другие произведения.

 Житие – особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.

В монастырях создавались хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности. Хроники, как правило, начинались от «сотворения мира» и доходили до современных событий.  В хрониках особое внимание уделялось деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и легенды.

Стали появляться эпические поэмы и гимны.

Эпические поэмы – сочинения, рассказывающие о народных героях.

Гимны – произведения, рассказывающие о Христе и его учениках.

  В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты – жонглеры. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы, акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала жонглёров «нечистыми» людьми, неодобрительно относилась к их фокусам. В раннее средневековье их запрещали хоронить на освященной земле – при церквях.

Вывод по уроку: Сегодня мы с вами познакомились с  культурой людей живших в средневековой Европе. И узнали, что мир людей того времени ограничивался территорией, на которой они живут, теми представлениями, которые они знали из библии и других священных книг, которое пересказывали им монахи. Но со временем благодаря стараниям Карла Великого знания людей и их тяга к знаниям стала расти. Именно эта тяга к знаниям и желание их сохранить позволит создать основу для будущей культуры Европы.

Вопросы для закрепления изученного:

1) Как человек в раннее средневековье представлял себе мир?

2) Что такое Каролингское Возрождение? Почему оно началось?

3) Чему обучались в монастырской школе? чем это обучение отличается от современного?

4) Как создавались книги в эпоху раннего средневековья? Почему их считали шедеврами?

6) О чем рассказывали средневековые книги?

Д/З §

Вопросы по теме «Культура Европы в раннее Средневековье»

1. Как люди представляли себе землю?

а) в виде диска;                                                  б) плоской;

в) круглой и неподвижной;                               г) треугольной

2. Первое «общество научных знаний» - «Дворцовая академия» появилась в:?

а) Ахене;                               б) Париже;

в) Орлеане;                            г) Суасоне

3. Созданием школ заведовал монах:

а) Платон;                             б) Алкуин;

в) Аристотель;                      г) Исидор Севильский

4. В раннее средневековье «царицей наук» называли?:

а) алгебру;                          б) грамматику;

в)  риторику                        г) богословие

5. Самым главным  «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать был?:

а) кодекс законов «Соллическая правда»                 б) Ветхий и Новый завет;

в) автобиография Карла Великого;                            г) Евангелия

6. Как называется эпос, отразивший  завоевательный поход в Испанию, религиозную войну христиан против мусульман?

а) «Песнь о Роланде»;                   б) «Биовульф»;

в) «Старшая Эдда»;                       г) «Песнь о Нибелунгах»

7. Живший при дворе Карла Павел Диакон создал книгу, которая  оставалась учебником Древней истории на протяжении всего Средневековья и называлась она?:

а) «Греческая история»;                  б) «Церковная история народа англов»;

в) «Римская история»;                      г) «Византийская история»

8. Как называются рукописи, рассказывающие об истории народов и современной жизни?

а) летописи;                б) Житии;

в) саги;                         г) эпосы

9. Что любили дарить короли и знатные феодалы друг другу?

а) замки;                              б) земли и виноградники;

в) крестьян;                         г) книги

10. Что такое пергамен?

                 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»

Автор: Махмудова Патимат Магомедовна

Дата: 04.06.2021

Номер свидетельства: 582543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты "
    ["seo_title"] => string(62) "kul-tura-zapadnoi-ievropy-v-xiv-xv-viekakh-novyie-ghorizonty-1"
    ["file_id"] => string(6) "136149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417036529"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(45) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove"
    ["file_id"] => string(6) "573551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647758"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее средневековье»"
    ["seo_title"] => string(54) "kul-tura-zapadnoi-ievropy-v-rannieie-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "280032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453309341"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства