kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура Западной Европы в раннее средневековье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире.
  2. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения.
  3. Ознакомить учащихся с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.

Основные понятия: книгопечатание,  капелла,  инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура Западной Европы в раннее средневековье»»

Методическая разработка урока по истории средних веков для 6 класса

по теме «Культура Западной Европы в раннее средневековье»

Цели:

  1. Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире.

  2. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения.

  3. Ознакомить учащихся с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.

Основные понятия: книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

ХОД УРОКА

I.Проверка домашнего задания:

Так как содержание прошлого урока не связано с новым материалом, в ходе проверки учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

*Показать на карте границы расселения славян.

*Охарактеризовать занятия славян в середине I века н.э.

*Как возникли славянские государства? Показать их на карте.

*Рассказать об образовании славянских государств: Болгарском, Чешском,

Польском, Великомаравском.

II.Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Представления людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

2.Каролингское возрождение.

3.Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.



1.Представление людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привлекает иллюстрации учебника-стр.45.

Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в следующем:

*Низкий уровень развития науки и техники;

*Изолированность жизни в деревнях и замках;

*Развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в

Страшный суд, где только Творец будет судить живых и мёртвых;

2. Каролингское возрождение.

Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле Великом произошёл расцвет культуры, а также просит класс подумать: почему Карлу Великому нужны были образованные люди в империи? (Для управления обширными территориями).

Каролингское возрождение наблюдалось в различных областях: (в образовании, в архитектуре, в литературе).

В образовании.

Карл Великий стал приглашать просвещённых людей Европы и своему двору. Были открыты школы для священников, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе императора должность руководителя школьным делом. В школе изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.

В архитектуре.

В Аахене и других крупных городах строились каменные дворцы и церкви.

Возникновение Академии.

Академия - кружок для научных и литературных занятий. Карл Великий и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы, гимны.

Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образованных людей. Но после распада империи Карла Великого , Каролингское возрождение угасло.

Король ставит перед собой задачу - поднять уровень грамотности среди своих подданных, справился с ней частично. Грамотных людей в раннее Средневековье было крайне мало: их не было среди крестьян, редко встречались среди феодалов, короли не всегда умели читать и писать, грамотными были только служители церкви;

Вопрос: «Почему в период раннего Средневековья образованными были только священники? ( Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди).

Как и Карл Великий, церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности.

Церковь сохранила: письменность, научные знания, школы. Поэтому Карл Великий приказал открыть школы для подготовки школьного образования.

Высший уровень: изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Низший уровень: изучались грамматика, риторика, диалектика.

В церковной школе обучались совместно и взрослые, и дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии, учились чтению, письму, пению, счёту.

В больших монастырских школах создавались мастерские, в которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу. Задание. С помощью текста учебника на стр.50-51 объяснить, почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.

Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной редкостью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений. Но Евангелии приносили клятвы, присягали на верность королю.

Влияние христианства на литературу.

В период раннего Средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых.

ЖИТИЕ - особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и о чудесах монахов, которых церковь признала святыми.

В Монастырях создавались хроники - изложения исторических событий в хронологической последовательности. Хроники, как правило, начинались от « сотворения мира» и доходили до современных событий. В хрониках особое внимание уделяли деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и легенды. Появляются эпические поэмы и гимны. Эпические поэмы - сочинения, рассказывающие о народных героях. Гимны - произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях, учениках.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель вместе с учениками составляет схему №8. Задание. Влияние христианства на развитие культуры.

Христианство (сохранение христианской церквью в своих интересах остатков античной образованности.

  1. Представление о мире, о вселенной, о других странах;

  2. Церковные, монастырские;

  3. Литература: жития святых. Хроники.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: п.5; ответить письменно на вопросы 1-5, стр.54, составить кроссворд ( по выбору).

Литература:

1. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, М.: «Просвещение», 2010 г.

2. Любимов Л. «Искусство Западной Европы».- М.: 1980 г.

3. Г.А.Данилова «Мировая художественная культура». – М.: Дрофа, 2009 год.

МОУ ИРМО «Оекская средняя общеобразовательная школа . Учитель истории: Е.А.Ожигова







































Методическая разработка урока по истории средних веков для 6 класса по теме «Культура Западной Европы в XI - XV веках.

ЦЕЛИ:

1.Показать, что развитие городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовало подъёму культуры.

2.Показать уровень с развитием городов появились новые типы школ и университетов, дать представление о средневековой системе образования.

4.Ознакомить учащихся с великими произведениями средневекового искусства :архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. Показать их художественные особенности.

Основные понятия: готический и романтический стили, гуманизм, Возрождение.

Оборудование: репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства; карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы (11-15 вв).

ХОД УРОКА

1 вариант проведения урока

В связи с тем, что тема довольно объёмна и, главное, многогранна, а времени на её изучение отводится мало, целесообразно организовать работу учащихся в творческих группах.

Учащимся заранее предлагается тематика проектов, на уроке их будет представлять и защищать. Группы формируются или учителем, или самостоятельно учащимися, в группе не более 3-4 человек.

Примерная тематика проектов

  1. В лаборатории средневекового учёного.

  2. Географические и естественнонаучные представления в Средние века.

  3. Книгопечатание в средневеково Европе.

  4. Средневековые университеты.

  5. Героический эпос и рыцарская литература («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о короле Сиде»).

  6. Средневековые школы.

  7. Городская и крестьянская литература («Роман о Лисе»).

  8. Средневековая архитектура (романский и готические стили).

  9. Средневековая живопись.

  10. Культура Раннего Возрождения в Италии.

Домашнее задание:

1.Составить кроссворд по теме «Культура Западной Европы в 11-15 веках»

2.Сочинить рассказ «В средневековом университете».

3.Написать сочинение-рассуждение «Представление о роли и месте человека в мире в эпоху Возрождения.

Ученики из трёх заданий выбирают одно.

Литература:

  1. Агибалова Е.В. , Донской Г.М. «История средних годов». М.: Просвещение, 2010г.

  2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура». М.: Дрофа, 2009г.



МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Учитель истории : Ожигова Е.А.





























Методическая разработка урока для 6 класса по истории средних веков.

Тема «Культура Византии».

Цели:

1.Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

2.Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, иконописи.

Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

Оборудование: иллюстрация «Собор Святой Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь»

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Вопросы:

- рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, населении и его образе жизни.

-сравнить системы государственного управления норманнов и арабов;

- охарактеризовать объединяющую роль ислама;

-основные обязанности мусульман;

-рассказать об основных завоеваниях арабов;

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

2.Образование, научные знания.

3.Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

4.Влияние культуры Византии на соседние страны.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановкой проблемного задания: подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития? Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», отвечают так:

-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

-Византия становится наследницей античной культуры.

-Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

2.Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигли власти, высоких должностей и богатства. Потребности в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованны церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. Изучали священное писание, труды, древних учёных. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Учитель задает следующие вопросы:

-Чем была вызвана потребность знать жизнь, обычаи других народов, чертить карты?

-Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?

Учащиеся могут дать такие ответы:

-Война, торговля, мореплавание;

-Война Юстиниана, изучение трудов античных историков;

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

АРХИТЕКТУРА

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Святой Софии в Константинополе» (стр.64).

Какое впечатление собор Святой Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Рассказ учителя:

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным, но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово- купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.

Далее рассказываю о соборе Св. Софии в Константинополе .

МОЗАИКА

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями. ( Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике стр.66)

ИКОНОПИСЬ

Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.

В храмах, домах появились иконы - изображение Иисуса Христа, Богоматери, сюжет их Священного Писания. Поясняю - основные отличия иконы от картины. ( основное отличие стилистики иконы от реалистической картины - принцип изображения пространства (для примера показываю репродукцию любой картины). Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна. Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, в параллельные линии на и коне не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива. Иконы писали на деревянной основе-доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - берёза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать по перечный разрез иконы и посмотреть на неё сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя. Слой первый - иконная доска. Иногда доску наносили на ткань- паволоку. Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера – краска сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связывающих веществом которых служит эмульсия, составленная из воды желтка.

Слой четвертый- защитный- натуральная олифа. Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь». Эта икона создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132гг., а в 1155 году перенесена во Владимире, откуда и происходит её название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердия, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее: младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает её ручками и нежно прижимается своей щекой к её щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нём матери.

Учитель показывает икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это даёт представление о содержании образов и стиле письма. Глаза Богородицы овеяны печально; её образ написан темными красками. Весь облик исполнен большой человеческой скорби и потому и так душевно близок всем.

Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, т.к. он находится на заре своей жизни.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь.

  1. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ НА СОСЕДНИЕ СТРАНЫ.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов. Государство, принявшие христианство от Византии – Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытывали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творческие, сочетания их с собственными национальными традициями.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Вопросы и ЗАДАНИЯ.

- Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

- Укажите, в каких направлениях развивались научные знания?

-Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. ИТОГ УРОКА

Домашнее задание: п.7, ответить на вопросы письменно 1-3, с.67.

  • Подготовить сообщения:

  • «Собор Святой Софии в Константинополе». «Икона Владимирская Богоматерь».





МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Учитель истории: Ожигова Е.А.







































Из опыты работы по теме самообразования «Роль изучения вопросов культуры и искусства на уроках истории».

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа», Иркутский район, Иркутской области.

Учитель истории : Ожигова Екатерина Алекссевна, первая квалификационная категория.

По данной теме начала работать с 2008 года. В ходе обучения учащихся на той или иной стадии обучения невольно возникает вопрос по данной проблеме. Вопросы культуры и искусства встречаются в обществознании и истории, их невозможно «обойти» в ходе изучения тем, отсюда вывод, учителю, глубже вникать в суть происходящих событий в данной области.

Слово «культура» происходит от латинского слова «cojere», что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых , таким образом возник термин «агрокультура» или искусство земледелия, но в XVIII веке и XIX веках стали употреблять и по отношению к людям, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным»; тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово «культура» означало высокий уровень цивилизации.

Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передать от поколения к поколению и составляют культуру.

Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.

К материальной культуре относится, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура – показатель уровня практического овладения человеком природы. К духовной культуре относится наука и степень внедрения её достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме.

Сегодня, перед обществом - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Что сделано по такой очень интересной и глобальной теме?

1.Изучается теоретический материал из различных источников, искусствоведческих материалов (журналов «Родина», «Преподавание истории в школе»).

Изучены следующие статьи:

1.Е.Н.Евстратова. Художник и коллекционер И.С.Остроухов (ж - л «Преподавание истории в школе» №1, 2004г).

2.М.М.Александров. Чингисхан. (ж- л «Преподавание истории в школе» №1, 2004)

3. В.В. Трепалов. Ислам. Правила общежития. (ж- л «Преподавание истории в школе» №1, 2004).

3.Е Н. Евстратова. Игорь Грабарь. (ж - л «Преподавание истории в школе» №2, 2004).

4.Т.В.Ильина. Екатерининская Москва. ( ж - л «Преподавание истории в школе» №3, 2004).

5.Г.В.Розина. Путешествие по Западной Турции. (ж - л «Преподавание истории в школе» №3, 2004г).

6. З.Б. Перхавко. Первые купцы российские. (ж- л «Преподавание истории в школе» №3, 2004 г).

7. Е.Н. Евстратова. И.Е. Цветков и его галерея. (ж – л «Преподавание истории в школе» №4 , 2004).

8. С.Б. Зархи. Живописец К.П. Брюллов ( ж-л «Преподавание истории в школе» №4, 2005г).

9.П.Г. Калашникова. Сокровища, которым нет цены. (ж-л «Преподавание истории в школе» №5, 2006г).

10. Н.А.Карпова. Интегрированные уроки истории и культуры. ( ж- л «Преподавание истории в школе» №5, 2004 г).

11. Г.М.Карпов. Новые явления в русской культуре XVII века. (ж- л «Преподавание истории в школе» №5, 2004г.

12. М.Н.Чернова. Итальянское искусство эпохи Возрождения. Разработки уроков. №1. Леонардо Да Винчи; №2. Рафаэль Санти; №3. Микеланджело. ( ж -л «Преподавание истории в школе» №7, 2004г)

13. Е.Н.Евстратова. Сергей Радонежский и его эпоха в шедеврах Третьяковской галереи. ( ж- л «Преподавание истории в школе» №8, 2004г.

14.В.Ф.Юсупова. Западная Европа в период расцвета средневековья. (№8, 2004).

15.Е.Г.Середникова. Русская живопись Серебряного века. (№10, 2005г).

16. С.Г.Попова, В.А. Гуружалов . Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. (№9 , 2008).

17.Е.Н.Евстратова. Русские коллекционеры и меценаты. П.М.Третьяков (1832-1898гг.).

(№9, 2003гг.)

18.В.Д. Чёрный. В государственном центральном музее современной истории России.

19.В.Д. Чёрный. Русская средневековая миниатюра. (№9, 2008гг.).

Изучение выше изложенных тем помогает в подготовке уроков по истории и обществознанию. Мною был разработан элективный курс для 10 класса по теме «Туризм», где освещались темы культуры Европейских стран ( Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия, Италия- г.Верона, г.Пиза, Флоренция, Рим, Ватикан, Сан- Марино, Урбино, Римини, Венеция); Вена, Прага, Испания (Барселона).

Мною посещены Нидерланды, Бельгия , Германия (Берлин, Нюрнберг, Ротенбург), Франция ( Париж, Руан, Реймс, Страсбург, Лион, Онфлёр, Довиль-Трувиль, Тьюри(Нормандия), Канны, Ницы, Монако, Авиньон. Испания (Барселона).

Уведенное в поездках мне помогает в преподавании того материала, который связан с культурой или достопримечательностями той или иной страны по Новой истории, Новейшей истории, истории Древнего мира, периода средневековья. ( подготовлены презентации по разным странам, подобрана литература, раздаточный материал иллюстрации, фотографии). По истории нашего государства темы по культуре и искусству изучаются согласно рабочей программе и во вне урочное время.

За данный период времени мною изучен материал следующих изданий:

1.М.Н.Кубеев. 100 Великих тайн истории. М.: Вече- 2009г.

2. Материал энциклопедии. Страны мира. Москва. Росмэн- 2008г.

3. Вена. Незнакомый, удивительный, милый город. (альбом со 150 цветными художественными работами - художника Тони Анцинбергера). 2008г.

4.Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова «Искусство Древнего мира», Москва «Детская литература», 1999г.

5.Лев Любимов «Искусство Древней Руси» Москва «Просвещение»- 1981г.

6. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство «Дрофа» ( картины известных художников) 1990г.

Так, изучение истории в 8 классе начинается с курса Всеобщей истории XIX-XX в. Это чрезвычайно важный период, так как процессы , которые произошли в эту эпоху в экономике, политике, социальной и культурной сферах государства Западной Европы и США, не только полностью изменили эти страны, но и оказали большое влияние на развитие всего человечества в XX-XXI в. На изучение исторического материала отводится 28 часов, за этот период времени проходим огромный фактический материал, рассматриваем особенности развития ведущих европейских стран и США , а также стран Латинской Америки, Азии и Африки в XIX-XX вв. Неудивительно, что основное внимание авторы учебных пособий по Всеобщей истории для 8 класса уделяют политической и экономической истории западных стран, особенностям перехода от традиционного общества к индустриальному. Материал, представленный в этих учебниках, способен заинтересовать учащихся. Кроме того, постоянное сокращение количество уроков из-за праздничных дней или иные какие-либо причины, приводит к тому, что темы повседневной культуры часто изучается по « остаточному» принципу.

Однако без этой темы учащиеся не получают полноценного представления о материальной культуре, быте, повседневности в XIX веке, не могут сформировать в своем воображении яркую «картинку» той эпохи.

По теме «Мир человека индустриальной цивилизации»- это подготовка учащимися сообщений, работа с учебным материалом при заполнении таблицы и «пресс-конференции» с изобретателями, деятелями науки и обычными людьми изучаемого периода. Ребятам предлагаю разбиться на группы для изучения учебного материала ( подготовить заранее рабочие листы и с совместным подведением итогов. Рабочие листы с материалом по данной теме, призваны облегчить работу учителя при подготовке уроков истории повседневности и материальной культуры данного периода; повысить эффективность работы учащихся.

Практическую работу начинаю вводной беседой: «XIX- век индустриальной цивилизации полностью изменил окружающий мир человека. Изменилось все: техника, быт, образ и темп жизни, сознание людей, окружающая среда. Это был все многочисленных изобретений и открытий. Разница в условиях жизни человека начала и конца века может показаться невероятной. Как изменился материальный мир и менталитет человека XIX века; далее класс можно поделить на группы, в каждую из которых попадает 3-4 человека в зависимости от численности учащихся. Каждому выдается рабочий лист с учебным дополнительным материалом. Учащиеся внимательно прочитывают материал, заносят данные в таблицу.

1.Новые технологи и техника в промышленности. 2.Транспорт. 3.Средства связи. Новая техника в быту. 4.Военная техника. 5.Спорт. ( вопросы могут изменяться)

Рабочий лист №1.

А). Издавна женщины мечтали о том, что пошивка одежды станет быстрой , качественной и приятной. Их мечту воплотил в жизнь американский изобретатель и предприниматель Исаак Зингер (он не только изобрел, но и наладил производство освоил машинок практически по всему миру). В начале 20 века слово «Зингер» ( фамилия изобретателя и одновременно наименование основанной им компании - производителя) стало синонимом швейной машинки. Великий индийский мыслитель Мохандас Ганди оценил машинку Зингера как «одну из редких полезных вещей, изобретенных человечеством». В 2000 году компания «Зингер» обанкротилась, но машинки Зингера, до сих пор поражающих своим качеством, продолжают служить более чем 100 млн. хозяев в 67 странах мира.

Б).В 1892 барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры(запрещенные в 394г. Римским императором Феодосием как пережиток), считая, что мирные состязания спортсменов из разных стран будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. В 1894 году Кубертен созвал в Париже конгресс, принявший решение о возрождении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета (МОК). Кубертен разработал основные правила проведения соревнований, написал текст клятвы олимпийцев, придумал из пяти разноцветных колец, придумал эмблему из пяти разноцветных колец, символизирующих пять континентов, и олимпийский флаг. Он написал «Оду спорту», в которой выразил свое понимание этого вида человеческой деятельности: «О, спорт! Ты - мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность». Первые Олимпийские игры Нового времени открылись на Мраморном стадионе в Афинах 6 апреля 1896года в них участвовало 311 спортсменов из 13 стран. Программа из 43 видов спорта собрала 80 тыс. зрителей. Следующие игры состоялись в 1900г. В Париже и вызвали ещё больший наплыв посетителей.

В). 17 мая 1846 года бельгийский мастер Адольф Сакс получил патент на свое изобретение - новый духовой инструмент, названный в честь автора. В скором времени саксофон стал одним из самых популярных музыкальных инструментов, оказавших огромное влияние на музыкальную культуру второй половины 20 века.

Г). В 1903 г. В США появился первый в мире небоскреб- 241-метровый, 60- этажный Вулворт Билдинг.

Д). В 1835 американский Сэмюэл Кольт изобрел револьвер, названный его именем. «Бог создал людей разными, а мистер КОЛЬТ их уравнял», - говорили американцы.

Е). 14 июня 1834г. Считается днем рождения наждачной бумаги. Изобретение её было запатентовано в этот день американцем Исааком Фишером.

Рабочий лист №2

1.История судостроения началась с колесного парохода «Клермонт», построенного в США ирландским инженером-самоучкой Робертом Фултоном. Свой первый рейс пароход совершил по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани в 1807г.

2. В 1819 году швейцарец Франсуа Луи Кайе разработал принципиально новый вид шоколада- твердый. Ровно через год на месте бывшей мельницы близ местечка Виви была построена первая фабрика по производству плиточного шоколада. По мере развития промышленных технологий совершенствовалась и рецептура. К шоколадной массе стали добавлять орехи, цукаты, различные специи, даже вино. А в 1875 году швейцарец Даниэль Петер решил добавить в массу молоко и получил молочный шоколад.

3. В 19 веке настолько увеличились объёмы переписки, что почты не справлялись с потоком писем. Роуленд Хилл, в 1854г. ставший главным почтмейстером Британии, нашел оригинальное решение. Он ввел единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввел в употребление первые почтовые марки, которые приклеивали на конверт сам отправитель. Так, 6 мая 1840г. в Великобритании была выпущена первая в мире почтовая марка – знаменитый « черный пени» - довольно невзрачная, беззубцовая, с изображением профиля королевы Виктории. Заслуги Роуленда Хилла, этого реформатора государственной почтовой службы, впоследствии были отмечены присвоением ему титула лорда и денежной премией в 20 тысяч фунтов стерлингов.

4. 28 декабря 1895г. в парижском Гранд-кафе на бульваре Капуцинов произошло невероятное событие, вызвавшее у людей ужас,- прямо в кафе они стали свидетелями «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьюта» этот день считается днём рождения нового вида искусства- кино, синтетического искусства нового 20 века. Изобретателями кино необходимо считать братьев Огюста и Луи Люмер. Кинематограф (оно основано на соединении двух греческих слов: кинема - движение, графо- писать). За 1895-1896гг. братьями Люмер было снято около 50 коротких лент.

Рабочий лист №3.

1.В 19 веке произошли изменения в сфере торговли. Они были с появлением универсальных магазинов, расположенных в прекрасных зданиях. Торговля в таких магазинах велась по твердым ценам, что чрезвычайно упростило процесс выбора и продажи товара. Одним из первых таких магазинов в середине 19 века стал «Бон марше» в Париже (этот магазин существует в Париже до сих пор и считается одним из фешенебельных магазинов), также в 19 веке появилась торговля по каталогам и реклама товаров.

2. Первый автомобиль работал на паровом двигателе. Он был создан в начале 19 века американцем Эвансоном и одновременно англичанином Ричардом Тревитиком, он же строит и первый паровоз в дальнейшем первое свое детище совершенствует. В 1808 году он построил более усовершенствованную модель паровоза, развивавший скорость до 30км- час, и даже демонстрировал его в предместье Лондона. Однако изобретения Тревитика не имели поддержки, он разорился и впоследствии умер в нищете.

3. В последней трети 19 века начался триумф бензиновых автомобилей. Первый опыт создания бензинового автомобиля, как и первые паровозы, не встретили понимания и восторга у европейцев, к тому же неподготовленных и незнакомых с таким транспортом людей пугала возможность аварий.

4. 7 декабря 1877г. механик Томаса Эдисона Джон Крузи продемонстрировал изобретенный его шефом первый в истории техники аппарат, воспроизводивший речь человека-фонограф. Первой звукозаписью стали прочитанные Эдисоном строчки из детского стихотворения «У Мэри был барашек». Однако сколько-нибудь приемлемое качество звукописи смогли обеспечить лишь появившиеся в начале 1880-хгг. Более совершенные фонографы с валиком, покрытым слоем воска. На основе фонографа был создан граммофон.

5. 29 апреля 1913г. в Америке шведский эмигрант Гидеон Сундбек запатентовал свое изобретение – застежку- молния.

Такие рабочие карты дают учащимся новые знания о том или ином открытии, которое уходит своими корнями в XIX., в повседневной сегодняшней жизни мы этими открытиями пользуемся.

В курсе изучения истории изучаем, культуру повседневности (костюм, жилище, питание). Одним из важнейших элементов историко-бытового материала является костюм. Социальные аспекты бытовой культуры выражены в нем весьма отчетливо. Все, это связано с повседневностью в целом, в полной мере относится и к истории костюма. Костюм выделяет конкретного человека из массы. Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях способствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе.

Изучаются вопросы жилища, о пище насущной в контексте преподавания истории.































Методическая разработка урока по новой истории 8 класс.

Тема урока «Искусство XIX века».

Цели урока: определить общекультурный контекст эпохи; рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства».

Наглядность : портреты писателей европейского романтизма, портреты композиторов, репродукции картин живописи, скульптуры.

Термины: романтизм, реализм, натурализм, академизм.

Тип урока: комбинированный

1.Проверка домашнего задания.

2.Литература XIX в.

3.Живопись и скульптура XIX в.

4. Музыка XIX в.

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.

Опрос учащихся провожу в форме беседы по следующим вопросам:

- Как изменилось научное видение мира в 19 веке?

-Каковы были тенденции научной мысли?

-Какие основные достижения 19 века Вы могли бы назвать?

II. Новая тема. Беседа с учащимися по теме «Литература 19 века»

-Какие литературные направления 19 века Вы знаете? (Сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм).

-Какого из представителей европейского романтизма Вы знаете? (Дж. Байрон, В.Гюго, Г.Гейне).

-Как Вы могли бы охарактеризовать литературное направление романтизма? (Неприятие канонов классицизма и Просвещения. Стремление к героизации человека, противостоящего своему окружению ). Какие произведения Дж .Байрона Вам известны? (Паломничество Чайлд Гарольда «Корсар»). Какие романы В.Гюго Вам известны? ( «Отверженные, «Собор Парижской Богоматери»). Кого из представителей Вы могли охарактеризовать литературное направление реализма? (Это направление отличает социальная ориентированность: писатель отображает «язвы» общества имя их скорейшего исправления). Какие романы Ч.Диккенса Вы знаете? ( «Приключение Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба» и другие).

В конце 19 века появляется новое литературное направление - натурализм. Для него характерна необычная точность в изобретении бытовых деталей. При этом в центре внимания «натуралистов»- низы общества». Наиболее яркий представитель этого течения - Эмиль Золя. Ему принадлежит серия романов «Ругон- Маккары».

III. Живопись и скульптура в XIX веке.

Романтизм проявляется не только в литературе, но и в пластических искусствах, Ярким представителем этого направления в живописи был испанский художник Франсисико Гойя (1746-1828). Он владел всеми жанрами живописи. У него были картины на религиозные сюжеты, придворные портреты. В частности, известна его живописная композиция «Портрет королевской семьи Карлоса VI». Картины Гойи могли быть полны драматизма, как, например «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808г.».

Выдающийся художник своего времени - Теодор Жерико» (1791-1824). Его наиболее известная картина «Плот «Медузы». Для творчества Жерико характерен предельный драматизм, накал страстей, контрастность цвета. В схожей манере писал Эжен Делакруа (1798-1863). Для него было характерно внимание к восточным сюжетам. Одно из наиболее ярких его творений - картина «резня в Хиосе». Делакруа был свойственен и политический пафос. В этом смысле показательна картина «Свобода , ведущая народ».

-Как Вы думаете, кому принадлежит противостояние художника? (Академическому направлению в жив описи).

Наиболее яркие представители академизма - Энгр, Коро. Академизму противостояли не только романтики, но и сторонники демократизации искусства. Наиболее значимые художники этого ряда- Домье, Курбе, Милле.

-Какое художественное направление перевернуло представления о живописи ? (Импрессионизм).

- В 1863 г. Был открыт Салон отверженных, где были выставлены картины, отвергнутые сторонниками академической школы. В центре общего внимания была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», Однако, по-настоящему импрессионисты заявили о себе в 1874 году совместной выставкой. Целое направление получило на звание по картине К.Моне «Впечатление». Восход солнца ( ведь по- французски «впечатление»- « имприссион».

Импрессионисты пытались на картине передать «мгновенья», сиюминутные ощущение. Эти ощущения разрушили привычные формы и стандартный рисунок. Их взгляд был сугубо индивидуален. Наиболее известные из них- К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро. Близок к импрессионистам был П.Сезанн. Импрессионистом в скульптуре был О.Роден. Он ломал законы скульптуры, отбрасывал ненужные детали - все во имя достоверной передачи чувств. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874году.

(По ходу объяснения новой темы заполняем таблицу по искусству 19 века).

Значимая веха в истории мировой живописи - творчество Поля Гогена. Известен его цикл картин, посвященных жизни на Таити, где художник провел много лет. Гоген фактически отказался от света-тени, совершенно нетрадиционно разрешал проблему перспективы. В своих картинах художник демонстрировал богатство палитры, удивительные цветовые гаммы. Удивительная красочность, богатство образов характерно и для творчества Винсента Ван Гога.

IV. Музыка в XIX веке.

Композиторами первой половины 19 века были Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман. Для композиторов этой школы было характерно тяготение к малой форме. Их музыка лирична и мелодична и была преимущественно камерной.

В это же самое время свой расцвет переживает итальянская опера. Её ярчайшие представители –Дж.Россини, В Беллини, Дж. Доницетти, Дж. Верди. В Итальянской опере противоборствовали два направления: одно тяготело к традиционной опере-буфф (т.е. комедии), другое обозначало тенденцию к формированию национальной оперы. Представителем последнего был Дж. Верди (1813-1901). Он был автором опер «Реголето», «Травиата», «Отелло», «Макбет», «Аида», «Фальстаф», «Трубадур» и другие. Арии из его опер становились народными песнями и национальными гимнами, призывающими итальянцев к борьбе за независимость.

Серьёзную реформу оперы предприняли Ж.Бизе и Р.Вагнер. Бизе, автор одной из наиболее популярных опер - «Кармен», был сторонником предельно реалистичного сюжета и откровенно выражающей чувства человека мелодии. Р.Вагнер разрушил привычную структуру оперы, внося в неё элементы драматического спектакля и симфонического концерта. В его операх было много симфонического концерта. В его операх было много симфонических вставок и речитативов.

«Реформа симфонической музыки была совершена французским композитором К.Дебюсси. Дебюсси фактически отказался от привычных для симфонической музыки мелодий. Он попытался отобразить чувства, разрушая устоявшие музыкальные формы.

В итоге можно использовать дополнительный материал «Письмо к брату» автор художник Винсент Ван Гог, от 11 мая 1882 г. После знакомства с текстом, задать учащимся несколько вопросов:

-На какие художественные образцы ориентировался Ван Гог?

-Как Ван Гог анализирует собственное творчество?

-Закрепление урока.

-Итог урока.

-Домашнее задание - п.6-8 ; задания в рабочей тетради по данной теме (можно дать дифференцированное задание особой сложности слабым и сильным учащимся), продолжить заполнять таблицу по теме, для тех, кто не успел оформить на уроке. Термины. Дополнительная литература.

Литература:

1.Г.И.Данилова «Мировая художественная культура». М.: Дрофа, 2009г.

2. А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История Нового времени». М.: Просвещение, 2010г.

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» Иркутского района, Иркутской области.

Учитель истории : Ожигова Екатерина Алексеевна





































Методическая разработка для 7-8 класса по теме «Первые столетия русского зодчества» для проведения внеклассного урока, можно использовать материал для классного часа.



ТЕМА: «Первые столетия русского зодчества»

Цель: показать величие русского зодчества на примерах храмов Руси в первое столетие, ознакомить учащихся с дополнительным материалом для любознательных, воспитание бережного отношения к произведениям искусства».

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:

1.Что, кроме дерева, служило строительным материалом на Руси?

2.Назовите древнейший каменный храм Руси, не сохранившийся до наших дней?.

Летопись рассказывает, что в1036 году печенеги осадили Киев, Ярослав Мудрый собрал большое войско и у стен древнерусской столицы разгромил врага. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились, По случаю победы велел князь заложить на месте недавней сечи храм.

1.Древнейший и прекраснейший храм. Храм этот получил имя Святой Софии - мудрости Божей. Название это было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя. Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитектуры.

Зодчие заложили большой храм. С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Двенадцать разновеликих куполов образовали пирамидальную композицию, группировать вокруг самого большого купола-тринадцатого .

Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров ( высота современного девятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полумазанками.

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Здесь находилась резиденция главы русской церкви- митрополита киевского. В Святой Софии хранились важные государственные документы, имелась библиотека- древнейшей Руси. По указанию Ярослава Мудрого при храме была создана одна из первых школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе.

  1. «Где Святая София, там и Новгород»

В середине XI в. сын Ярослава Мудрого Владимир, княживший в Новгороде, заложил

Храм на территории древнего Детинца и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София - пятиглавая. Вспомните, что это символизировало. Её шлемовидные купола напоминают древних войнов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушает это единение шестая глава, поставленная над пристроенной сбоку башней, в которой находится винтовая лестница.

Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только немногие выступы расчленяют гладь и мощной стены. Суровая Монументальность- главное качество, присущее новгородской Софии.

Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала поговорка: «Где Святая София, там и Новгород». Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор носит название Софийский.

Новгородский шедевр. В конце XII века за городом, на берегу Волхова, вырос удивительный храм - церковь Спаса на Нередице. Её заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции.

Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. С востока пристроены три апсиды: центральная - большая и две боковые - поменьше, будто мать с двумя детьми-одногодками.

Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности- красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.

3.Главный собор Северо-Восточной Руси. ВXII веке Русь распалась на отдельные княжества. Одним из наиболее могущественных среди них было Владимиро- Суздальское (Ростовско- Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.

В 1158г. По велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор. Место для строительства было выбрано на редкость удачно- вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающего над рекой Клязьмой.

Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он первоначально простоял почти тридцать лет, но1185 году сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили широкие арочные проёмы. По углам поставили ещё пятиглавый собор.

На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считали главным на Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

4.Белокаменное великолепие. В конце XII века недалеко от Успенского собора был построен ещё один - одноглавый Дмитриевский собор. Назван он в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.

Снаружи стены, закоромы, подкупольный барабан Дмитриевского собора сплощь покрывают скульптурные рельефы- разные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысячи резных камней!

На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре- сидящей на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном южном фасаде в правой закомаре- Александр Македонский, возносящийся на стене православного храма.

Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро- суздальских храмов уникальны.

5.Тайна Покровской церкви.

Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. За века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только результате специального изучения.

В нескольких километрах от Владимира , в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси- Покрова на Нерли. У её подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядит иначе. Вместо луковочной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающийся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитками.

Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.

Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем.

Интересные факты из строительства храмов:

1.Имена зодчих, возводящих Успенский собор во Владимире, неизвестны, но летопись сообщает, что для его строительства «Бог привел мастеров со всех земель». Будто бы каждый император Фридрих Барборосса прислал своих умельцев.

2.При перестройке Успенского собора во Владимире честолюбивый князь Всеволод повелел делать храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в 12веке- 32 метра.

3. В 1547г. Царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне Софийского собора тайника. В указанном месте стали ломать стену из образовавшегося проема посыпались золотые и серебряные монеты и слитки. Целый воз, наполненный драгоценностями, был отправлен в Москву.

Литература:

  1. А.Н. Сахаров «История России с древнейших веков до конца XVI века.

  2. Ю.С.Рябцев, С.И. Козленко «История русской культуры X-XVII вв. М.: «ВЛАДОС», 2003г.

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»Иркутского района, Иркутской области.

Учитель истории: Ожигова Екатерина Алексеевна.



























Обществознание 8 класс. МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Учитель обществознания: Ожигова Екатерина Алексеевна.

Тема: «Собственность и её формы».

Цель: показать, что такое собственность и какими правомочиями обладает собственник, сформировать представление учащихся о роли собственности, что такое имущественные отношения, в чем заключается защита прав потребителя.

Оборудование:1. П.13 учебника Л.Н.Боголюбова «Обществознание». М.: Просвещение, 2010г. 2. Презентация по теме «Собственность и её формы»; 3. Тесты по теме; Информационные карты.

Формируемы навыки: умение анализировать материал, речевые навыки;

Формируемые понятия: имущество, имущественные отношения, право собственности, формы собственности, собственность.

План урока:

1.Имущество, имущественные отношения;

2.Собственность, её формы;

3. Защита прав потребителя;

  1. Проверка домашнего задания: 1группа: работает по следующим вопросам: (экспресс-опрос): вторая группа работает с тестами ( задания 2 варианта) работу выполняют на отдельных листочках;

  1. Дать определение понятия «экономика».

  2. Что такое потребности, дать определение, привести примеры?

  3. Что такое ресурсы? Привести примеры? Ресурсы ограничены или неограниченны? Привести примеры?

  4. Что мы понимаем под благами, на какие виды делятся блага? Привести примеры.

  5. Какие существуют типы экономических систем? Перечислить? Что мы понимаем под каждым типом экономической системы ( традиционная,

командная, рыночная, смешанная);

Вывод по опросу - переход к новой теме;



  1. Новая тема. ( сопровождение слайдами презентации «Собственность и её формы».

Учащимся предлагаются вопросы:

1.Что называют общественными отношениями?

2.С какими формами собственности вы познакомились в курсе истории?

3.Каждый ли человек владеет каким-либо имуществом?

4.Что значит быть собственником? Как вы понимаете, приведите примеры?

1.Имущественные отношения - это прежде всего отношения по поводу собственности. Мы пользуемся тем, что лично принадлежит нам, но и нашей семье. В любом городе имеется тот или иной вид транспорта ( троллейбусы, трамваи, автобусы, маршрутные такси), которое принадлежит данному городу, муниципальная собственность, маршрутные такси могут являться частной собственностью. Приезжая в город Иркутск, мы покупаем билеты для проезда в городском транспорте - вступаем в определенные договорные отношения: платим за проезд нас доставляют в определенное место работы, учебы. Отсюда вывод: договорные отношения тоже вид имущественных отношений.

Совершаем какую-либо покупку вы вступаете в имущественные отношения купли-продажи. В данном случае мы платим деньги и покупаем товар. ( покупка книги, телевизора, компьютера, продукты питания).

Виды имущественных отношений и формы их проявления разные. ( привести примеры учащимся);

Итак, делаем вывод: имущественные отношения - между людьми, возникающие между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность.

2. Собственность и её формы. ( объяснение идет по слайду № )

Мы сделали вывод , что в основе имущественных отношений лежат отношения собственности. А что такое собственность? ( учитель просит дать определение собственности?); (работа со словарем - запись определения в тетрадь). Важно понять, что многие ученые трактуют понятие собственности в двух категориях - экономическая и юридическая.

-Экономическая категория - отражает отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности. (объяснение по слайду).

При этом первостепенное значение имеет форма собственности на средства производства (земля, орудия и предметы труда).

( Учащимся необходимо вспомнить как складывались отношения собственности при рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществах) (объяснение по слайду № )

- Собственность как юридическая категория трактуется как закрепленное законом право субъектов собственности на владение каким-либо имуществом. Юридическое содержание собственности раскрывается через совокупность правомочий её субъектов: через владение, пользование и распоряжение.

-Право собственности можно записать в виде формулы: (запись на доске, но расшифровку знаков попросить распознать уч-ся и записать в тетрадь)

-ПС=ПВ+ПП= ПР , где ПС- право собственности;

ПВ - право владения;

ПП - право пользования;

ПР - право распоряжения;

Отвечаем на вопросы: Владение - называют фактическое владение вещью. (примеры)

Пользование - это извлечение из имущества полезных свойств.

Распоряжение - имуществом означает возможность изменение его принадлежности, состояния, назначение, включая полную или частичную передачу прав на него ( как можно распоряжаться библиотекой, дачным участком, старыми вещами)? (Владение, хранение, залог).

-Зачитывается документ: СТ.35 ( ознакомились с содержанием - вывод)- учащиеся.

-Формы собственности (объяснение по слайду № )

Вывод: Все формы собственности являются равноправными. Кроме выше перечисленных форм собственности, существует также собственность религиозных и общественных организаций.

3.Защита прав собственности ( краткое сообщение учащихся) ;

III. Закрепление по вопросам: ( второй вариант можно предложить тесты, задания из рабочей тетради).

1.Что такое имущественные отношения?

2.Что такое собственность?

3. Что означает право собственности?

4.Какие формы собственности существуют в РФ?

5.Какой закон защищает право собственности?

Задание: учащимся предлагается обсуждение вопроса - что может быть в собственности? Учащиеся сами моделируют варианты, в какой собственности может находится, тот или иной объект. Затем идет проверка (работа в парах); возможные пути получения собственности и примеры могут привести сами учащиеся.

- Рубрика «Говорят мудрые люди».

«Гражданин без собственности не имеет отечества» (Пифагор, древнегреческий философ, политический деятель, математик – VI в. до н.э).

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание: п.13, термины, написать эссе.









































Практикум для повторения. Вариант №1.



Задание№1. К экономической сфере общества относятся отношения между:

  1. Несколькими народностями страны

  2. Участниками биржевых торгов

  3. Учителями и учениками

  4. Бывшими супругами

Задание №2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А.Экономика - это система ведения рационального хозяйства.

Б. Экономика - это способ рациональной траты ресурсов.

1.верно только А; 2.верно только Б; 3. верны оба суждения; 4.оба суждения неверны;

Задание №3. Верны ли следующие суждения о структуре экономики.

А. В структуру экономики входят производители и потребители материальных благ;

Б. В структуру экономики не включаются торговые отношения;

1.верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны;

Задание №4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.

Б. В экономические отношения вступают только профессиональные юристы.

1.верно только А; 2.верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны;

Задание №5. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к экономической жизни общества. Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

1.акционерная компания, 2.биржевые торги, 3.общее собрание акционеров, 4. Законодательное собрание, 5. Ценная бумага.

Задание №6. Перечисли типы экономической системы?







Практикум для повторения. Вариант №2.

Задание №1. Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?

А. В отличие от неограниченных потребностей человека экономические ресурсы ограничены.

Б. Страна, обладающая редкими ресурсами, имеет более высокий уровень жизни.

1. верно только А; 2. Верно только Б; 3.верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны;

Задание №2. Что из перечисленного относится к основным факторам производства?

1.цена; 2.спрос; 3.предложение; 4. Земля;

Задание №3. Что относится к основным факторам производства?

1.капитал; 2.деньги; 3. Акции; 4.спрос;

Задание№4. Что относится к основным факторам производства?

  1. Законодательство; 2.труд; 3. Предложение; 4.конкуренция;

Задание №5. Основными признаком командной экономики является:

  1. Контроль государства над ценообразованием;

  2. Наличие конкурентной борьбы

  3. Существование товарного дефицита

  4. Наличие товарного хозяйства

ЗАДАНИЕ №6. И для рыночной и для командной экономики характерно

  1. Контроль государства над ценообразованием

  2. Наличие конкурентной борьбы

  3. Существование товарного дефицита

  4. Наличие товарного хозяйства




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Культура Западной Европы в раннее средневековье»

Автор: Ожигова Екатерина Алексеевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты "
    ["seo_title"] => string(62) "kul-tura-zapadnoi-ievropy-v-xiv-xv-viekakh-novyie-ghorizonty-1"
    ["file_id"] => string(6) "136149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417036529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(45) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove"
    ["file_id"] => string(6) "573551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(47) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove_1"
    ["file_id"] => string(6) "582543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771960"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства