Культура Западнои? Европы в XIV – XV веках новые горизонты
link
Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты
1. Цели урока:
А) образовательные
- изучить понятия «Возрождение» («Ренессанс»), «гуманизм», «гуманисты»
- ознакомиться с основными открытиями и изобретениями эпохи Возрождения
- рассмотреть европейское искусство Предвозрождения и раннего Возрождения
Б) развивающие
- формировать аналитическое и логическое мышление
- формировать умения монологической речи
- формировать умение работать с учебником
В) воспитательные
- воспитывать уважение к культурному наследию человечества
- формировать «гуманистические» установки и ценности
2. Основные понятия: Возрождение, гуманизм
3. Основные персоналии: Иоганн Гутенберг, Данте Алигьери, Джотто ди Бондоне, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Сандро Боттичелли
4. Межпредметные связи: философия, искусствоведение
5. Оборудование: доска, компьютер, проектор
6. Ход урока
№
Этап урока
Деятельность
1
Оргмомент
Приветствие учителя, опрос отсутствующих
2
Повторение старого материала
Фронтальный опрос
Вопросы:
А) В какой стране в XV в. шла борьба между королём и непокорным вассалом?
Б) Каковы причины победы Людовика XI в этой борьбе?
В) Каковы причины и особенности войны Алой и Белой Роз?
Г) Каково значение объединения Испании?
Д) Какой новый тип государства появляется в Европе в XIV – XV веках?
Таким образом, в Европе в этот период возникают централизованные государства. Столь кардинальным политическим переменам соответствовали изменения в культуре европейских стран. Эти изменения мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока – «Культура Западной Европы в XIV – XV веках» (слайд 1).
3
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли (слайд 2).
Давайте сначала рассмотрим образ мира в средневековой культуре (слайд 3). Нарисуем круг, представляющий мир, а в центре этого круга напишем слово «Бог». Что означает эта схема? То, что в центре мира, по мнению средневекового человека, стоял Бог (воистину, так и должно быть!).
В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) (слайд 4).
Запишем определение: Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны:
рост интереса к человеческой личности
возрождение античного (греко-римского) наследия (слайд 5).
Эпоха Возрождения отмечена рядом важных технических открытий. Отметим их. Во-первых, это появление портретной живописи, во-вторых, изобретение книгопечатания (слайд 6).
Портретная живопись пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Примером нового подхода является портрет Симонетты Веспуччи работы Сандро Боттичелли (слайд 7).
Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Его портрет мы можем увидеть на экране (слайд 8).
Теперь узнаем, где и почему началось Возрождение.
Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Современный вид Флоренции со зданиями, построенными, главным образом, в эпоху Возрождения, представлен на фотографии на экране (слайд 9).
Чтобы узнать, каковы были причины Возрождения, давайте поработаем с учебником. Открываем пункт 3 «Колыбель новой культуры» на странице 220, читаем пункт и устно выделяем причины, по которым оно началось именно в Италии.
Теперь давайте запишем причины Возрождения:
Наличие богатых и процветающих городов
Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире
Отсутствие в Италии сильной королевской власти
Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима (слайд 10).
Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный.
Запишем определение. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек (слайд 11).
А теперь давайте поговорим об искусстве эпохи Возрождения. В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо (слайд 12). Чтобы узнать о них больше, давайте послушаем доклады. Пока один ученик читает доклад, другие в это время работают и заполняют таблицу «Деятели Возрождения» (слайд 13).
Таблица «Деятели Возрождения»
Имя деятеля
Чем прославился?
Данте Алигьери
Великий итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описываются странствия самого поэта по загробному миру.
Джотто ди Бондоне
Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека.
Франческо Петрарка
Выдающийся поэт и мыслитель, автор «Книги песен» – сборника стихов, в которых он воспевает свою возлюбленную Лауру.
(слайды 14-16)
Вершиной искусства раннего Возрождения по праву считается творчество этого великого итальянского художника Сандро Боттичелли. Примером является его знаменитая картина «Рождение Венеры» (слайд 17).
4
Закрепление материала
Теперь давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока — Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? (слайд 18). Для этого снова вернёмся к той схеме, в которой мы изобразили картину мира средневекового человека и попытаемся составить аналогичную схему для эпохи Возрождения (слайд 19). Пусть это тоже будет круг, изображающий мироздание. А какое понятие будет стоять в центре? Обратимся для ответа на вопрос к определению «гуманизм». В центре стоит понятие «человек» (слайд 20).
5
Домашнее задание, инструктаж, подведение итогов урока
На дом задаются § 23 (с. 216-225), читать и учить; документ (с. 225), ответить на вопросы к нему письменно; вопросы 1-7 (с. 226), ответить на них устно (слайд 21).
За работу на уроке выставляются следующие оценки.
Урок закончен. До свидания (слайд 22).