kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.

Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.

Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений         XVIII века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)»

Тема: «Культура России во II половине XVIII века»

(художественная культура)



Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.


Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.


Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.


Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.




План урока

  1. Организационный момент

  1. Особенности развития художественной культуры России


  1. Изучение нового материала

2. Направление в литературе.

3. Направление в русской архитектуре.

4. Живопись и скульптура.

5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.


  1. Закрепление изученного материала.

6. Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века.

7. Тест










Ход урока


  1. Организационный момент.

Сегодня мы познакомимся с художественной культурой России в XVIII веке.

  1. Особенности развития художественной культуры России.


Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.


  1. Развитие культуры и искусства:

2. Направление в литературе

Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).

У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а так же около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты из русской истории («Дмитрий Самозванец»).

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело, к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «Идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма (подготовленное определение учащихся), связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал яркие картины произвола и беззакония. За это Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее сослать Радищева в Сибирь.

Большой популярность пользовались журналы «Трутень» и «Живописец» Новикова, в них он бичевал пороки крепостничества.
Новое явление в литературе что стремились писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.


3. Направления в русской архитектуре.

В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

В первой половине века барокко (определение подготовленное учащимися)

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

  • Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);

  • Екатерининский дворец в Царском селе;

  • Большой дворец в Петербурге;

  • Дворец Строгановых;

  • Смоленский монастырь;

  • Андреевская церковь в Киеве.

Во второй половине века преобладает классицизм (определение подготовленное учащимися)

Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.

Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.

Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

4.Живопись и скульптура.

Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

В 1757 году была учреждена Академия художеств.

Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петр I, парадные портреты Петра III.

Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Однако особенно славились его портреты простых современников – архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николый Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.

Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты.

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)

Представитель пейзажной живописи Махаев («Вид Новгорода», «Вид Петербурга и его окресностей», «Облики Москвы»).

В конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были работы Шибанова «Крестьянский обед». Они отрожали идеи модного тогда сентиментализма проявлявшего здесь в идеализации крестьянского быта.

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины- законодательницы», бюст Ломоносова. Был представителем Романтического направления.

Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Являлся представителем светского жанра классицизм.

Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений Художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в саамы сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.

5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.

До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.

Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков при Содействии Сумарокова Алексея Петровича стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года – директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Одной из ярких особенностей стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры.

В 1779 г. – на Царицеском лугу, в Петербурге, открылся первый частный театр, на его сцене были поставлены песы Фонвизина.

Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметьевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис Ковалеву-Жемчугову, Шлыкову – Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.

Что касается музыки, то уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесине и столовых гуслях.

При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.

В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.

При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского(1751-1825) «Празднество сеньора» Василия Алексеевича Пашкевича (1742-1797) «Скупой», Евстегнея Ипатовича Фомина (1761-1800) «Ямщик на подставе».

(прослушивание отрывка из музыкального произведения Бортнянского)

В конце XVIII века сформировалась русская композиторская школа. Появились музыкальные жанры в русской музыке: опера, хоровая, камерная музыка. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.


III. Закрепление изученного материала.

6. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.

Вместе с учащимися определяются итоги.

XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?

7. Тест:

  1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:

А) В.Л. Боровиковский

Б) В.И. Баженов

В) Ф.Г. Волков

Г) Ф.И. Шубин

Д) Д.С. Бортнянский

Е) М.Ф. Казаков


  1. скульптура

  2. музыка

  3. живопись

  4. театр

  5. архитектура


2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:

Архитектура

Скульптура

Художники




  1. М.Ф.Казаков

  2. В.А. Боровиковский

  3. И.П. Аргунов

  4. В. Растрелли

  5. В. И. Баженов

  6. Ф.С. Рокотов

  7. Д.Г. Левицкий

  8. Ф.И.Шубин


  1. Дом Пашкова в Москве был построен:

А) В. Растрелли

Б) М.Ф. Казаковым

В) И.П. Аргуновым

Г) Д.Г. Левицким

Д) В.И. Баженовым


3. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:

А) И.П. Аргуновым

Б) В.Л. Боровиковским

В) Ф.И. Шубиным

Г) Ф.С. Рокотовым

Д) А.П. Антроповым


Домашнее задание: §31-32- вопросы и задания. §33- самостоятельная работа с документами.






























Литература и материалы:



При подготовке урока по истории в 7 классе «Культура России второй половины XVIII века» были использованы:


  • Учебник 7 класса «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;

  • Энциклопедия «Россия»;

  • Материалы Интернета.



































МОУ «Основная общеобразовательная школа поселка Начало»

Приволжского района

Астраханской области













ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИ РОССИИ

В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«КУЛЬТУРА РОСИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА»

(художественная культура)






Учитель истории

МОУ «ООШ поселка Начало»:

Политова Ю.В.









поселок Начало 2009 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)

Автор: Слядзевская Ирина Сергеевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Материалы для промежуточной аттестации по истории России для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "matierialy-dlia-promiezhutochnoi-attiestatsii-po-istorii-rossii-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106961"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403123555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация к уроку "Художественная культура России XVIII века""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-khudozhiestviennaia-kul-tura-rossii-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "254223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447708612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Классный час "Родной край" "
    ["seo_title"] => string(25) "klassnyi-chas-rodnoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "104780"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402757144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Белый, синий, красный» "
    ["seo_title"] => string(72) "zaniatiie-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-bielyi-sinii-krasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "115920"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412174481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства