«Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)
«Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)
Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.
Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.
Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Культура России во II половине XVIII века» (художественная культура)»
Тема: «Культура России во II половине XVIII века»
(художественная культура)
Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.
Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.
Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.
Основные даты:
1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.
1757 г. - учреждение Академии художеств.
План урока
Организационный момент
Особенности развития художественной культуры России
Изучение нового материала
2. Направление в литературе.
3. Направление в русской архитектуре.
4. Живопись и скульптура.
5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.
Закрепление изученного материала.
6. Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века.
7. Тест
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с художественной культурой России в XVIII веке.
Особенности развития художественной культуры России.
Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.
Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.
В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.
Развитие культуры и искусства:
2. Направление в литературе
Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.
Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).
У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а так же около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты из русской истории («Дмитрий Самозванец»).
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело, к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «Идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.
Начало сентиментализма (подготовленное определение учащихся), связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал яркие картины произвола и беззакония. За это Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее сослать Радищева в Сибирь.
Большой популярность пользовались журналы «Трутень» и «Живописец» Новикова, в них он бичевал пороки крепостничества. Новое явление в литературе что стремились писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.
3. Направления в русской архитектуре.
В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
В первой половине века барокко (определение подготовленное учащимися)
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:
Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);
Екатерининский дворец в Царском селе;
Большой дворец в Петербурге;
Дворец Строгановых;
Смоленский монастырь;
Андреевская церковь в Киеве.
Во второй половине века преобладает классицизм (определение подготовленное учащимися)
Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.
Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.
Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.
4.Живопись и скульптура.
Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
В 1757 году была учреждена Академия художеств.
Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петр I, парадные портреты Петра III.
Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Однако особенно славились его портреты простых современников – архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николый Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.
Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты.
Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)
Представитель пейзажной живописи Махаев («Вид Новгорода», «Вид Петербурга и его окресностей», «Облики Москвы»).
В конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были работы Шибанова «Крестьянский обед». Они отрожали идеи модного тогда сентиментализма проявлявшего здесь в идеализации крестьянского быта.
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины- законодательницы», бюст Ломоносова. Был представителем Романтического направления.
Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Являлся представителем светского жанра классицизм.
Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений Художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в саамы сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.
5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.
До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков при Содействии Сумарокова Алексея Петровича стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года – директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Одной из ярких особенностей стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры.
В 1779 г. – на Царицеском лугу, в Петербурге, открылся первый частный театр, на его сцене были поставлены песы Фонвизина.
Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметьевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис Ковалеву-Жемчугову, Шлыкову – Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.
Что касается музыки, то уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесине и столовых гуслях.
При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.
В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.
При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского(1751-1825) «Празднество сеньора» Василия Алексеевича Пашкевича (1742-1797) «Скупой», Евстегнея Ипатовича Фомина (1761-1800) «Ямщик на подставе».
(прослушивание отрывка из музыкального произведения Бортнянского)
В конце XVIII века сформировалась русская композиторская школа. Появились музыкальные жанры в русской музыке: опера, хоровая, камерная музыка. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
III. Закрепление изученного материала.
6. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.
Вместе с учащимися определяются итоги.
XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?
7. Тест:
Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:
А) В.Л. Боровиковский
Б) В.И. Баженов
В) Ф.Г. Волков
Г) Ф.И. Шубин
Д) Д.С. Бортнянский
Е) М.Ф. Казаков
скульптура
музыка
живопись
театр
архитектура
2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:
Архитектура
Скульптура
Художники
М.Ф.Казаков
В.А. Боровиковский
И.П. Аргунов
В. Растрелли
В. И. Баженов
Ф.С. Рокотов
Д.Г. Левицкий
Ф.И.Шубин
Дом Пашкова в Москве был построен:
А) В. Растрелли
Б) М.Ф. Казаковым
В) И.П. Аргуновым
Г) Д.Г. Левицким
Д) В.И. Баженовым
3. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:
А) И.П. Аргуновым
Б) В.Л. Боровиковским
В) Ф.И. Шубиным
Г) Ф.С. Рокотовым
Д) А.П. Антроповым
Домашнее задание: §31-32- вопросы и задания. §33- самостоятельная работа с документами.
Литература и материалы:
При подготовке урока по истории в 7 классе «Культура России второй половины XVIII века» были использованы:
Учебник 7 класса «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
Энциклопедия «Россия»;
Материалы Интернета.
МОУ «Основная общеобразовательная школа поселка Начало»