– дать представление об особенностях развития образования и культуры в ХVIII в. в Казахстане, на основе изучения научных исследований зарубежных и русских ученых показать, какое значение имеют образование и культура в жизни человека;
– развитие познавательной активности, творческого воображения, умение брать на себя ответственность, принимать решения;
– воспитывать стремление к постоянному совершенствованию знаний, целеустремленность, жажду знаний.
Основные понятия: культура, наука, образование, цель царской администрации в области просвещения казахского
населения, отношение народа к просвещению, зарубежные исследователи, какое значение имели эти исследования для
изучения природных богатств Казахстана, развития экономики и культуры народа.
Ход урока
І. Орг. момент
ІІ. Опрос домашнего задания:
Проверка домашнего задания дает возможность проверить качество усвоения материала, какие пробелы имеются и принять меры для их устранения.
1. Проверить заполнение таблицы.
2. Охарактеризуйте характер современных торговых связей Казахстана с соседними государствами.
3 Какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с темой урока?
ІІІ. Изучения новой темы:
1. Научные исследования на территории Казахстана. Русские исследователи о Казахстане.
2. Зарубежные исследователи Казахстана.
3. Казахская литература.
4. Музыкальное искусство и айтысы.
5. Открытие школ в конце ХVIII в.
Вначале учитель может сказать, почему именно в это время начинается научное исследование Казахстана, при этом
отметить, какую цель ставила Россия в проведении данной реформы, какое значение для самого казахского народа имели эти исследования. Затем организовать практическую работу, цель которой не только развитие познавательного интереса учащихся, но и развитие творческих возможностей, навыков коллективной работы, умения выделять главное, аргументированно защищать свой проект, культура речи, умение выступать перед публикой.
Задание №1:
1. Прочитайте разделы параграфа «Научные исследования на территории Казахстана», «Труды И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, И.Г. Андреева», «Зарубежные исследователи Казахстана» и заполните таблицу:
Авторы
Научный труд
О чем писали?
Значение
2. Охарактеризуйте роль российских ученых в изученииистории нашей страны в ХVIII в.
Какие произведения автора из курса «Казахская литература», вам знакомы?
Домбрист и поэт Байжигит
Хан Абылай (1711-1781)
Актамберды-жырау (1675-1768)
Таттикара
Умбетей жырау (1706-1778)
Бухар-жырау (1693-1787)
Тилеп Аспантайулы (1757-1820)
Задание №3:
1. Подготовить сообщение об особенностях развития музыкального искусства казахов в конце ХVIII в.
План темы «Музыкальное искусство»:
– казахские музыкальные инструменты;
– песни, кюи, айтысы;
– знаменитые казахские исполнители.
Задание №4:
1. Прочитайте раздел «Открытие школ в конце ХVIII века». Составьте вопросы для коллективного обсуждения в
классе.
IV. Закрепление:
1. Охарактеризуйте роль и значение научных исследований на территории Казахстана в ХVIII в.
2. Ученые каких стран исследовали Казахстан?
3. Назовите имена казахских акынов, жырау ХVIII в. Тематика их произведений.
4. Что вы можете сказать о развитии музыкального искусства у казахов в ХVIII в.?
V. Домашнее задание:
1. Запишите в тетради родословную вашей семьи (шежире). Есть ли среди ваших предков известные бии, батыры, музыканты, лекари? Подготовьте небольшое сообщение о них.
2. Раскройте специфику исторического рассказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура Казахстана в 18 в. »
8 - класс. История Казахстана
Тема: Культура Казахстана в 18 в.
Цели урока:
– дать представление об особенностях развития образования и культуры в ХVIII в. в Казахстане, на основе изучения научных исследований зарубежных и русских ученых показать, какое значение имеют образование и культура в жизни человека;
– развитие познавательной активности, творческого воображения, умение брать на себя ответственность, принимать решения;
– воспитывать стремление к постоянному совершенствованию знаний, целеустремленность, жажду знаний.
Основные понятия: культура, наука, образование, цель царской администрации в области просвещения казахского
населения, отношение народа к просвещению, зарубежные исследователи, какое значение имели эти исследования для
изучения природных богатств Казахстана, развития экономики и культуры народа.
Ход урока
І. Орг. момент
ІІ. Опрос домашнего задания:
Проверка домашнего задания дает возможность проверить качество усвоения материала, какие пробелы имеются и принять меры для их устранения.
1. Проверить заполнение таблицы.
2. Охарактеризуйте характер современных торговых связей Казахстана с соседними государствами.
3 Какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с темой урока?
ІІІ. Изучения новой темы:
1. Научные исследования на территории Казахстана. Русские исследователи о Казахстане.
2. Зарубежные исследователи Казахстана.
3. Казахская литература.
4. Музыкальное искусство и айтысы.
5. Открытие школ в конце ХVIII в.
Вначале учитель может сказать, почему именно в это время начинается научное исследование Казахстана, при этом
отметить, какую цель ставила Россия в проведении данной реформы, какое значение для самого казахского народа имели эти исследования. Затем организовать практическую работу, цель которой не только развитие познавательного интереса учащихся, но и развитие творческих возможностей, навыков коллективной работы, умения выделять главное, аргументированно защищать свой проект, культура речи, умение выступать перед публикой.
Задание №1:
1. Прочитайте разделы параграфа «Научные исследования на территории Казахстана», «Труды И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, И.Г. Андреева», «Зарубежные исследователи Казахстана» и заполните таблицу:
Авторы
Научный труд
О чем писали?
Значение
2. Охарактеризуйте роль российских ученых в изученииистории нашей страны в ХVIII в.
Какие произведения автора из курса «Казахская литература», вам знакомы?
Домбрист и поэт Байжигит
Хан Абылай (1711-1781)
Актамберды-жырау (1675-1768)
Таттикара
Умбетей жырау (1706-1778)
Бухар-жырау (1693-1787)
Тилеп Аспантайулы (1757-1820)
Задание №3:
1. Подготовить сообщение об особенностях развития музыкального искусства казахов в конце ХVIII в.
План темы «Музыкальное искусство»:
– казахские музыкальные инструменты;
– песни, кюи, айтысы;
– знаменитые казахские исполнители.
Задание №4:
1. Прочитайте раздел «Открытие школ в конце ХVIII века». Составьте вопросы для коллективного обсуждения в
классе.
IV. Закрепление:
1. Охарактеризуйте роль и значение научных исследований на территории Казахстана в ХVIII в.
2. Ученые каких стран исследовали Казахстан?
3. Назовите имена казахских акынов, жырау ХVIII в. Тематика их произведений.
4. Что вы можете сказать о развитии музыкального искусства у казахов в ХVIII в.?
V.Домашнее задание:
1. Запишите в тетради родословную вашей семьи (шежире). Есть ли среди ваших предков известные бии, батыры, музыканты, лекари? Подготовьте небольшое сообщение о них.