kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура казахского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубить представления учащихся о культуре казахского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура казахского народа»

Тема : «Культура казахского народа в 16-17 века».

Цель урока: углубить представления учащихся о культуре казахского народа.

Задачи:

  • Дать общую характеристику материальной и духовной культуры. Раскрыть особенности развития устного народного творчества, причины появления народного календаря

  • Развивать навыки работы в группах, самостоятельной работы с учебником. Формирование умений анализировать и оценивать информацию.

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре казахского народа.

Ведущими формами, методами и приемами урока являются: стратегия Жигсу 1, групповая работа, частично - поисковый метод, исследование текста документа, составление , использование ИКТ, метод здоровье сберегающей технологии.

Основные этапы урока:

1.Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

2.Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

3.Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Этот урок был направлен на то, чтобы дать ребятам представление о культуре казахского народа, осмыслить их роль в мировой культуре. Ученики постигали такие ценности, как культура, уважение, радость общения, сопереживание.

Чередование различных видов деятельности на уроке обеспечивает положительную мотивацию к учению. Эмоциональный настрой в начале урока применяется как один из основных элементов здоровье сберегающей технологии. «Новая тема» содержит учебную информацию по теме урока. «Цитата урока» содержит ключевую идею урока. Ребята учатся слушать и слышать, размышлять и рассуждать. Успешной реализацией задач урока способствует приём «Просмотр видеофильма», иллюстрирующий идеи урока. В рубрике «Чтение» представлен дополнительный материал по названию месяцев и их значению. Учащимся предоставляется возможность осмыслить содержание текста через вопросы. Приём «Беседа» побуждает школьников к размышлениям на пути к истине, позволяет делать собственные открытия. Задания, предложенные в «Групповой работе», способствуют осознанию ребёнком собственного потенциала и развитию природных задатков. Приём «Обобщение» обеспечивает подведение логического итога всего урока. Прием «Рефлексия» обеспечивает положительный и доброжелательный настрой в завершении урока.


« Культура казахского народа».

Цель урока: углубить представления учащихся о культуре казахского народа.

Задачи:

•Дать общую характеристику материальной и духовной культуры. Раскрыть особенности развития устного народного творчества, причины появления народного календаря

•Развивать навыки работы в группах, самостоятельной работы с учебником. Формирование умений анализировать и оценивать информации.

•Воспитывать уважительное отношение к культуре казахского народа.


Ход урока.

Учитель: Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар, балалар. Я рада вас здоровыми, жизнерадостными, и надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо поработаем.

(слайд)

Настрой на урок: Я уверен в себе.

Свобода и легкость во мне.

Я людям приятен.

Я внутренне улыбаясь.

Мне приятно с людьми

Учитель: - Сегодня на уроке мы закрепим наши знания по социально-экономическому развитию Казахстана в 15-16 века. Для этого проведем небольшую разминку.

Работа по интерактивной доске с флипчартами.

(слайд)

Фронтальный опрос:

-главная отрасль сельского хозяйства.

-виды сезонных пастбищ.

-что собой представляли зимние, летние, осенние, весенние пастбища

-назовите города, которые процветали в то время.

Учитель: Очень приятно, что вы хорошо знаете состояние экономики Казахского ханства, и теперь приступаем к нашей теме.

(Слайд)

Учитель: У нас небольшая неприятность. Рассыпалась фраза

Д ля того, что бы узнать, о чем пойдет речь на уроке надо собрать ее.


Культура, прочитанных, понятых, а, это, не, количество, книг, количество.


1 этап: индивидуальная работа в тетради

2 этап: работа в группах.

3 этап: выслушивание ответов 2 групп, выбор наиболее подходящего ответа.

Правильный вариант ответа на доске


«Культура - это не количество прочитанных книг,

а количество понятых»

Ф. Ницше.


(Слайд)

Учитель: - О чем пойдет речь на уроке?

Какие ассоциации возникают у вас со словом культура?

1 этап: индивидуальная работа в тетради

2 этап: работа в группах.

3 этап: одна группа зачитывает свои слова, другая слушает. Затем читает те слова, которые не звучали.

(Слайд)

Рассказ учителя:

Устное литература, устное народное творчество – это зеркало общественной жизни. Кочевой быт оставил неизгладимый след в идейно –художественном содержании фольклора казахского народа. Устное народное творчество – богатейшая сокровищница духовной культуры.

В XVI-XVII веках бурно развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. В этот период были созданы многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в поколение. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар , беташар , сынсу (плачь невесты ), жоктау,(песня- плачь об умершем), жарапазан (поют во время 30 дневного поста уразы), религиозные песнопения и т.д. Подавляющие большинство творений фольклора отражало разносторонние взгляды и мироощущения кочевников, и их жизненно трудовые традиции. Многие песни, стихи, были связаны с религиозными верованиями, обычаями традициями и обрядами.

Создателем сокровищницы казахской устной литературы дошедших до нас были талантливые акыны, салы и серы .

Салы и серы не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку.

Ни одно празднество не проходило без их участия.

Учитель: Разнообразная хозяйственно-бытовая деятельность казахов давала большой материал для развития и совершенствования знаний об окружающем мире.

Передвигаясь по степи в течений круглых суток, кочевники скотоводы научились без ошибочно определять свое место положение и время , ориентируясь по звездам. Профессия “звездочета” всегда считалась очень ценной и уважаемой в традиционном казахском обществе. Первые казахские астрономы , наблюдая за расположением полярной звезды, дали ей название Темир қазык, что означает дословно Железный кол . Этим подчеркивалась особенность данной звезды находиться всегда на северной стороне горизонта, т. е. в одном том же месте (как не подвижный вбитый железный кол) .Семь звезд которые вращаются вокруг Темир қазыка, назывались жеті қарақшы (Семь воров).

Глядя на звезды, казахи уже в древности умели определять время года. Приближение созвездия Уркер (плеяд) к земле говорила о скором начале весны. К лету эти звезды словно опускаются к поверхности Земли, а в самое жаркое время года они как будто сливаются с земной поверхностью и исчезают из поля зрения. Новое появление Уркера над горизонтом означает приближение осени.

По расположению Уркера казахские астрономы умели вычислить и более точное время года, т.е. определять месяцы. В сентябре он находит ся на востоке, в начале зимы (декабрь) стоит в зените, в марте появляется на западе. В самый жаркий летний период (вторая половина июля – начало августа) Уркер становиться невидимым .Это время казахи называют(сорок дней жаркого шильде ).В казахском фольклоре имеются множество пословиц и поговорок, народных примет связанных с этим созвездием ”Пока Уркер не спуститься на землю, она не нагреется ”,

“Когда рождается Уркер , бульон становиться сытней ”.

В пути во время кочевок казахские скотоводы и просто путники всегда ориентировались на восток . Аксакалы учили молодых( У человека , смотрящего на восток , за спиной запад, по правую руку –юг , а слева север).

Местоположение и направления движения часто сверяли и с млечным путем , который называется в народе Құс жолы, Венеру утреннюю звезду называли Шолпан . В дальнюю дорогу выезжали с ее появлением на небо своде .Как только Шолпан всходила на вечернем небе, начинали загонять во двор скот .

Таким образом,знания астрономии являясь жизненно не обходимым условиях длительного периода кочевого существования казахов-скотоводов , уходят своими корнями в далекое прошлое . Они отражают мировоззрение казахского народа, и его представления об окружающем мире .Близость к природе чуткое отношения земли и ее богатствам позволили создать собственную систему взглядов и представлений о природных явлениях и процессах.

Учитель: По мере совершенствования у казахов знаний об окружающем мире сложился народный календарь .

Начало года у казахов как у многих тюркских народов считается март .

Работа в тетради: выписать названия месяцев начиная с марта. Перевести на казахский язык.

Работа с дополнительным материалом: чтение о происхождении названия месяцев.

Физминутка (коррекция зрения).

Учитель: А сейчас ребята, мы с вами переходим к ответственному этапу.

Вы будете самостоятельно работать в группах, готовить и защищать свои проекты.

Работа в группах.

1 группа – казахская национальная одежда.

2 группа – казахские национальные блюда.

3 группа- казахская национальная юрта.

Учитель: напоминаю правила составления проекта на доске.

Защита проектов.

Обобщение по теме «Культура казахского народа».

Рефлексия.

Итог урока.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Культура казахского народа

Автор: Балекбаева АйгульАманжоловна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "материальная культура казахского народа, конспект урока "
    ["seo_title"] => string(59) "matierial-naia-kul-tura-kazakhskogho-naroda-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "162827"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422419911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Материальная культура казахского народа" открытый урок в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(69) "matierial-naia-kul-tura-kazakhskogho-naroda-otkrytyi-urok-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "292351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455271116"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока  " Культура казахского народа""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-kul-tura-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "295818"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455878916"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок истории Казахстана 5 класс "Материальная культура казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-istorii-kazakhstana-5-klass-matierial-naia-kul-tura-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "157421"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421592202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок "Материальная культура казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-matierial-naia-kul-tura-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "100919"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402399492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства