Просмотр содержимого документа
«Культура казахского народа»
Тема : «Культура казахского народа в 16-17 века».
Цель урока: углубить представления учащихся о культуре казахского народа.
Задачи:
Дать общую характеристику материальной и духовной культуры. Раскрыть особенности развития устного народного творчества, причины появления народного календаря
Развивать навыки работы в группах, самостоятельной работы с учебником. Формирование умений анализировать и оценивать информацию.
Воспитывать уважительное отношение к культуре казахского народа.
Ведущими формами, методами и приемами урока являются: стратегия Жигсу 1, групповая работа, частично - поисковый метод, исследование текста документа, составление , использование ИКТ, метод здоровье сберегающей технологии.
Основные этапы урока:
1.Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
2.Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
3.Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Этот урок был направлен на то, чтобы дать ребятам представление о культуре казахского народа, осмыслить их роль в мировой культуре. Ученики постигали такие ценности, как культура, уважение, радость общения, сопереживание.
Чередование различных видов деятельности на уроке обеспечивает положительную мотивацию к учению. Эмоциональный настрой в начале урока применяется как один из основных элементов здоровье сберегающей технологии. «Новая тема» содержит учебную информацию по теме урока. «Цитата урока» содержит ключевую идею урока. Ребята учатся слушать и слышать, размышлять и рассуждать. Успешной реализацией задач урока способствует приём «Просмотр видеофильма», иллюстрирующий идеи урока. В рубрике «Чтение» представлен дополнительный материал по названию месяцев и их значению. Учащимся предоставляется возможность осмыслить содержание текста через вопросы. Приём «Беседа» побуждает школьников к размышлениям на пути к истине, позволяет делать собственные открытия. Задания, предложенные в «Групповой работе», способствуют осознанию ребёнком собственного потенциала и развитию природных задатков. Приём «Обобщение» обеспечивает подведение логического итога всего урока. Прием «Рефлексия» обеспечивает положительный и доброжелательный настрой в завершении урока.
« Культура казахского народа».
Цель урока: углубить представления учащихся о культуре казахского народа.
Задачи:
•Дать общую характеристику материальной и духовной культуры. Раскрыть особенности развития устного народного творчества, причины появления народного календаря
•Развивать навыки работы в группах, самостоятельной работы с учебником. Формирование умений анализировать и оценивать информации.
•Воспитывать уважительное отношение к культуре казахского народа.
Ход урока.
Учитель: Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар, балалар. Я рада вас здоровыми, жизнерадостными, и надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо поработаем.
(слайд)
Настрой на урок: Я уверен в себе.
Свобода и легкость во мне.
Я людям приятен.
Я внутренне улыбаясь.
Мне приятно с людьми
Учитель: - Сегодня на уроке мы закрепим наши знания по социально-экономическому развитию Казахстана в 15-16 века. Для этого проведем небольшую разминку.
Работа по интерактивной доске с флипчартами.
(слайд)
Фронтальный опрос:
-главная отрасль сельского хозяйства.
-виды сезонных пастбищ.
-что собой представляли зимние, летние, осенние, весенние пастбища
-назовите города, которые процветали в то время.
Учитель: Очень приятно, что вы хорошо знаете состояние экономики Казахского ханства, и теперь приступаем к нашей теме.
(Слайд)
Учитель: У нас небольшая неприятность. Рассыпалась фраза
Д ля того, что бы узнать, о чем пойдет речь на уроке надо собрать ее.
Культура, прочитанных, понятых, а, это, не, количество, книг, количество.
1 этап: индивидуальная работа в тетради
2 этап: работа в группах.
3 этап: выслушивание ответов 2 групп, выбор наиболее подходящего ответа.
Правильный вариант ответа на доске
«Культура - это не количество прочитанных книг,
а количество понятых»
Ф. Ницше.
(Слайд)
Учитель: - О чем пойдет речь на уроке?
Какие ассоциации возникают у вас со словом культура?
1 этап: индивидуальная работа в тетради
2 этап: работа в группах.
3 этап: одна группа зачитывает свои слова, другая слушает. Затем читает те слова, которые не звучали.
(Слайд)
Рассказ учителя:
Устное литература, устное народное творчество – это зеркало общественной жизни. Кочевой быт оставил неизгладимый след в идейно –художественном содержании фольклора казахского народа. Устное народное творчество – богатейшая сокровищница духовной культуры.
В XVI-XVII веках бурно развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. В этот период были созданы многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в поколение. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар , беташар , сынсу (плачь невесты ), жоктау,(песня- плачь об умершем), жарапазан (поют во время 30 дневного поста уразы), религиозные песнопения и т.д. Подавляющие большинство творений фольклора отражало разносторонние взгляды и мироощущения кочевников, и их жизненно трудовые традиции. Многие песни, стихи, были связаны с религиозными верованиями, обычаями традициями и обрядами.
Создателем сокровищницы казахской устной литературы дошедших до нас были талантливые акыны, салы и серы .
Салы и серы не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку.
Ни одно празднество не проходило без их участия.
Учитель: Разнообразная хозяйственно-бытовая деятельность казахов давала большой материал для развития и совершенствования знаний об окружающем мире.
Передвигаясь по степи в течений круглых суток, кочевники скотоводы научились без ошибочно определять свое место положение и время , ориентируясь по звездам. Профессия “звездочета” всегда считалась очень ценной и уважаемой в традиционном казахском обществе. Первые казахские астрономы , наблюдая за расположением полярной звезды, дали ей название Темир қазык, что означает дословно Железный кол . Этим подчеркивалась особенность данной звезды находиться всегда на северной стороне горизонта, т. е. в одном том же месте (как не подвижный вбитый железный кол) .Семь звезд которые вращаются вокруг Темир қазыка, назывались жеті қарақшы (Семь воров).
Глядя на звезды, казахи уже в древности умели определять время года. Приближение созвездия Уркер (плеяд) к земле говорила о скором начале весны. К лету эти звезды словно опускаются к поверхности Земли, а в самое жаркое время года они как будто сливаются с земной поверхностью и исчезают из поля зрения. Новое появление Уркера над горизонтом означает приближение осени.
По расположению Уркера казахские астрономы умели вычислить и более точное время года, т.е. определять месяцы. В сентябре он находит ся на востоке, в начале зимы (декабрь) стоит в зените, в марте появляется на западе. В самый жаркий летний период (вторая половина июля – начало августа) Уркер становиться невидимым .Это время казахи называют(сорок дней жаркого шильде ).В казахском фольклоре имеются множество пословиц и поговорок, народных примет связанных с этим созвездием ”Пока Уркер не спуститься на землю, она не нагреется ”,
В пути во время кочевок казахские скотоводы и просто путники всегда ориентировались на восток . Аксакалы учили молодых( У человека , смотрящего на восток , за спиной запад, по правую руку –юг , а слева север).
Местоположение и направления движения часто сверяли и с млечным путем , который называется в народе Құс жолы, Венеру утреннюю звезду называли Шолпан . В дальнюю дорогу выезжали с ее появлением на небо своде .Как только Шолпан всходила на вечернем небе, начинали загонять во двор скот .
Таким образом,знания астрономии являясь жизненно не обходимым условиях длительного периода кочевого существования казахов-скотоводов , уходят своими корнями в далекое прошлое . Они отражают мировоззрение казахского народа, и его представления об окружающем мире .Близость к природе чуткое отношения земли и ее богатствам позволили создать собственную систему взглядов и представлений о природных явлениях и процессах.
Учитель: По мере совершенствования у казахов знаний об окружающем мире сложился народный календарь .
Начало года у казахов как у многих тюркских народов считается март .
Работа в тетради: выписать названия месяцев начиная с марта. Перевести на казахский язык.
Работа с дополнительным материалом: чтение о происхождении названия месяцев.
Физминутка (коррекция зрения).
Учитель: А сейчас ребята, мы с вами переходим к ответственному этапу.
Вы будете самостоятельно работать в группах, готовить и защищать свои проекты.
Работа в группах.
1 группа – казахская национальная одежда.
2 группа – казахские национальные блюда.
3 группа- казахская национальная юрта.
Учитель: напоминаю правила составления проекта на доске.