Шолаксорская средняя школа
Открытый урок в 7 классе
по истории Казахстана
Тема. Культура казахского народа
Учитель истории Досмаганбетова Марал Бакибаевны
Тема. Культура казахского народа
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями в ХVI- XVII вв. на территории Казахстана;
- развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы;
- воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства.
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования и другие.
Оборудование: карта Казахстана в XVI- XVII вв., интерактивная доска.
План изучения новой темы:
1.Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя.
2.Выступления групп по заданиям
3.Закрепление
1. Урок начинается с беседы. Что такое культура? Какие виды культур вы знаете?
Казахстанская культура – своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми.
Центрами ремесла и торговли были города Сыгнак, Сауран, Туркестан, которые находились в Южном Казахстане. У них были тесные связи с народами Средней Азии.
Перед началом урока класс поделен на 4 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке.
Учитель раздает задания группам.
1 группа. Духовную культура.
2 группа. Жилище
3 группа. Одежда
4 группа. Национальные блюда
Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке.
2. Выступление учащихся по группам.
1 группе должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется. Каковы ее особенности?
Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии.
2 группа. Представляет материальную культуру- жилище. Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях.