Значение принятия христианства и крещения Руси
1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея¬тели и переводчики.
2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.
3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.
Житие-литературное описание людей, причисленных пра¬вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
Значение принятия христианства и крещения Руси
1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея¬тели и переводчики.
2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.
3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.
Житие-литературное описание людей, причисленных пра¬вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Культура Древней Руси». »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по истории в 6 классе : «Культура Древней Руси».
Ф. И. О. Тарасова Надежда Викторовна
Место работы: Оренбургская обл., г. Гай МАОУ СОШ №7
Должность:учитель
Предмет: история
Класс: 6
Тема: Культура Древней Руси.
Базовый учебник:Е.В. Пчелов История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса.
Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.
Задачи урока:
1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.
2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.
3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.
Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
* Выполнение заданий у доски. (Трое учащихся)
11)соотнесите даты и события.
А) возникновение Киевской Руси.
Б) Крещение Руси
В) Закладка Софийского собора
Г) Начало составления «Русской Правды»
Д) Призвание Рюрика
Около 1037 г.;
862 г.;
1016 г.;
882 г.;
988 г.;
Ответ: а-4; б-5; в-1; г-3; д-2;
2) По какому принципу образованы логические ряды? Дать краткий ответ.
А) Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Б) Закуп, смерд, тиун, холоп, рядович.
Ответ: а) князья древнерусского государства;
Б) зависимое население
3)Соотнести понятие и их значения:
А) полюдье
Б) закупы
В) вира
Г) погосты
Д) тысяцкий
Зависимые люди. Ими могли стать свободные крестьяне, получившие на заранее оговоренных условиях ссуду.
Форма сбора дани. Оно начиналось в ноябре и заканчивалось в апреле.
Возглавлял ополчение
Денежный штраф
Место сбора дани.
Ответ:а-2; б-1;в-4;г-5;д-3;
Опрос учащихся по вопросам:
Кому подчинялась Русская православная церковь?
Кто возглавлял Русскую православную церковь?
Какое значение имели монастыри?
Изучение новой темы. Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим виртуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших предков. Предлагаю начать нашу экскурсию.
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.
О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей).
Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.
Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.
А что такое культура? (Ответы детей).
Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради определение понятия «культура».
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. (Подробное определение дано в поурочном планировании: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47).
Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией своей презентации.
Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? (Ответы детей). Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.
2. Язык и письменность Древней Руси
Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.
Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.
Значение принятия христианства и крещения Руси
1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.
2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.
3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.
Житие-литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
Минутка здоровья.
Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире развернулись на четыре, С силой их к плечам прижали - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Учитель читает стихотворение и задаёт детям вопрос:
О каком жанре культуры идет речь?
Молчат гробницы, мумии и кости Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена.
В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом… Он писал из года в год Про великий наш народ.
Н.Кончаловская
О ком идет речь в данном стихотворении? (Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Нестор-летописец». Целесообразно объяснить понятие - древнерусская литература).
Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.
Архитектура Древней Руси.
С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество: - многоярусность строений,
- наличие разнообразных пристроек,
- увенчание построек теремами и башенками,
- художественная резьба по дереву.
Каменное строительство получило определенное развитие в X- начале XI вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.
Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.
Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.
Софийский собор в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней; Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.
Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». . Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами. Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи. Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием. В православном храме всегда можно было увидеть иконы.Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
4. Закрепление материала.
1.Напишите с помощью азбуки кириллицы следующую фразу: «Крещение Руси способствовало развитию просвещения».
2.Дать определения понятий: летопись, былина, пергамент, титло, миниатюра.
3. Чем отличается труд современного историка от работы летописца? 5. Итог урока. Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.
6. Рефлексия. 7. Домашнее задание.
Прочитать §12, записи в тетради.
Подготовиться к проверочной работе.
Творческое задание: Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.