kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура Древней Руси».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение принятия христианства и крещения Руси 1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея¬тели и переводчики. 2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. 3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей. Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты. Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями. Житие-литературное описание людей, причисленных пра¬вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор. Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей. Значение принятия христианства и крещения Руси 1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея¬тели и переводчики. 2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. 3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей. Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты. Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями. Житие-литературное описание людей, причисленных пра¬вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор. Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура Древней Руси». »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по истории в 6 классе : «Культура Древней Руси».

Ф. И. О.     Тарасова Надежда Викторовна

Место работы:   Оренбургская обл., г. Гай МАОУ СОШ №7

Должность: учитель

Предмет: история

Класс: 6

Тема: Культура Древней Руси.

Базовый учебник: Е.В. Пчелов История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса.

   Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.

   Задачи урока:

1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

   Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

   Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

План изучения новой темы:

  1. Что такое «культура».

  2. Язык и письменность Древней Руси

  3. Литература Киевской Руси.

  4. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство.
    Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

* Выполнение заданий у доски. (Трое учащихся)

11)соотнесите даты и события.

А) возникновение Киевской Руси.

Б) Крещение Руси

В) Закладка Софийского собора

Г) Начало составления «Русской Правды»

Д) Призвание Рюрика


  1. Около 1037 г.;

  2. 862 г.;

  3. 1016 г.;

  4. 882 г.;

  5. 988 г.;

Ответ: а-4; б-5; в-1; г-3; д-2;

2) По какому принципу образованы логические ряды? Дать краткий ответ.

А) Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Б) Закуп, смерд, тиун, холоп, рядович.

Ответ: а) князья древнерусского государства;

Б) зависимое население

3)Соотнести понятие и их значения:

А) полюдье

Б) закупы

В) вира

Г) погосты

Д) тысяцкий


  1. Зависимые люди. Ими могли стать свободные крестьяне, получившие на заранее оговоренных условиях ссуду.

  2. Форма сбора дани. Оно начиналось в ноябре и заканчивалось в апреле.

  3. Возглавлял ополчение

  4. Денежный штраф

  5. Место сбора дани.

Ответ:а-2; б-1;в-4;г-5;д-3;

  • Опрос учащихся по вопросам:

  1. Кому подчинялась Русская православная церковь?

  2. Кто возглавлял Русскую православную церковь?

  3. Какое значение имели монастыри?


  4. Изучение новой темы.
    Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим виртуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших предков. Предлагаю начать нашу экскурсию.





Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

   О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей).

Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.

   Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

     А что такое культура?   (Ответы детей).

   Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради определение понятия «культура».

Культура – совокупность созданных обществом материаль­ных и духовных ценностей. (Подробное определение дано в поурочном планировании: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47).

   Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией своей презентации.

   Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? (Ответы детей). Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

2. Язык и письменность Древней Руси

   Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы.
   Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.

   Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.


Значение принятия христианства и крещения Руси

1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея­тели и переводчики.

2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.

3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.

Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

   Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.


Житие-литературное описание людей, причисленных пра­вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.




  • Минутка здоровья.

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.


   Учитель читает стихотворение и задаёт детям вопрос:

О каком жанре культуры идет речь?

Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

                 Н.Кончаловская

   О ком идет речь в данном стихотворении? (Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Нестор-летописец».   Целесообразно объяснить понятие - древнерусская литера­тура).


Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.

  
Архитектура Древней Руси.

   С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество:
- многоярусность строений,

- наличие разнообразных пристроек,

- увенчание построек теремами и башенками,

- художественная резьба по дереву.


   Каменное строительство получило определенное развитие в X- начале XI вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киев­ской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

   Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитек­туры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительст­ва. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.

Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть вре­менных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печене­гами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.
   Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

Софийский собор в Новгороде.
   Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.
Софийский собор в Новгороде определил направление нов­городской архитектуры - скупость украшений, строгость и величе­ственность форм.
   Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.



   Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленя­ли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным ку­полом произносились проповеди, совершались торжественные це­ремонии.
   Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседер­жителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». .
   Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.
   Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.
   Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпо­хи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фре­ски Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.
   Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображе­нием святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались иг­рами, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямо­угольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли осо­бые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех сво­им великолепием.
   В православном храме всегда можно было увидеть иконы.Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.
   Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.


На этом наша экскурсия подошла к концу.

4. Закрепление материала.

     1.Напишите с помощью азбуки кириллицы следующую фразу: «Крещение Руси способствовало развитию просвещения».

2.Дать определения понятий: летопись, былина, пергамент, титло, миниатюра.

3. Чем отличается труд современного историка от работы летописца?
5. Итог урока.
Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.

6. Рефлексия.
7. Домашнее задание. 

  1. Прочитать §12, записи в тетради.

  2. Подготовиться к проверочной работе.

  3. Творческое задание: Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Культура Древней Руси».

Автор: Тарасова Надежда Викторовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Технологическая карта: "Культура Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaia-karta-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "231140"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442400761"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Культура Древней Руси (VI- XI вв.) "
    ["seo_title"] => string(32) "kul-tura-drievniei-rusi-vi-xi-vv"
    ["file_id"] => string(6) "190247"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427125694"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Достижения культуры Древней Руси"
    ["seo_title"] => string(37) "dostizhieniia-kul-tury-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "260226"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448905838"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Культура Древней Руси в X-XIIвв"
    ["seo_title"] => string(27) "kulturadrievnieirusivxxiivv"
    ["file_id"] => string(6) "313456"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459490470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства