1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. 2. Версии 3. Планирование деятельности. 4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Физминутка. 5. Актуализация знаний. 6.Выражение решения проблемы 7. Применение нового знания VIII. Домашнее задание. | Здравствуйте ребята! Как известно, внешняя политика-это отражение внутренней политики данного государства. Война, о которой мы будем говорить, сыграла большую роль в истории нашей страны. За долгое время успешной внешней политики Россия потерпит сокрушительное поражение. Но, несмотря на это война стала героической страницей в истории русского народа. Сегодня, работая с различными источниками информации, мы узнаем об этом событии. К концу урока вы должны ответить на вопрос – Почему Россия, ведущая до этого момента успешную внешнюю политику проиграла Крымскую войну? Проблемный вопрос. Записывается на доске. Назовите основные составляющие успешного ведения войны. Предлагается составить план работы на уроке. План урока: 1.Причины Крымской войны. 2.Союзники и противники в войне. 3. Периодизация Крымской войны 4.Итоги войны. 5.Причины поражения. 6. Значение Крымской войны. 1.Причины Крымской войны. К началу 50-х годов 19 века вновь обострился восточный вопрос. Ребята, в чем заключается восточный вопрос, в чем его суть? А что вы можете сказать об истории развития этого вопроса. Очередное обострение восточного вопроса привело к началу Крымской или как ее называют в Европе Восточной войне. Ее дата 1853-1856 гг. А теперь попробуем разобраться, какую роль сыграл восточный вопрос в развязывании войны. Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы: Цель России в Крымской войне Повод к началу войны Противники союзники России Ребята, почему главный противник России в этой войне- Турция? 2.Союзники и противники в войне. Почему европейские державы Россию не поддержали? А теперь определим цели стран Россия- установление благоприятного режима в черноморских проливах; усиление русского влияния на Балканах. Османская империя- подавление национально-освободительного движения на Балканах;возвращение Крыма и контроля над черноморскими проливами. Англия и Франция- подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши,Крыма,Кавказа укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта. Поводом к началу войны послужил вопрос о «Палестинских святынях» 21 июня 1853 года Николай 1 вводит войска в Молдавию и Валахию, а в октябре 1853 года Турция объявляет России войну 3. Периодизация Крымской войны Что вы можете рассказать о начальном этапе Крымской войны? Работа с картой « Синопское сражение». Тетрадь на печатной основе. Какие последствия имело данное событие для дальнейшего хода войны? На втором этапе в войну вступают Англия и Франция. И это было серьезное испытание для России. Почему? «Вступление в войну Англии и Франции» найдите ответ на вопрос. Вам дается 1 минута. Видеофрагмент «Оборона Севастополя». В сентябре 1854 г. англо-французский корпус высадился севернее Севастополя у Евпатории и начали наступление на Севастополь – главную крепость на Черном море. 8 сентября 1854г.на р. Альма состоялось сражение. Потерпев неудачу, русский командующий А.Меньшиков отвел армию в центр Крыма и оставил город на произвол судьбы. Оборона Севастополя. Командующий обороной адмирал В.Корнилов. Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. Работа с текстом учебника стр 97-99. 4.Итоги войны. Каков итог войны, выиграла Россия войну или проиграла, сумела она повысить свой авторитет на Балканах, получила выход к проливам Босфор и Дарданеллы, цель была достигнута? Парижский мирный договор 1856г. Итоги войны. В марте 1856 года в Париже был подписан мир. Каковы же его условия? Рассказ учителя о Парижским мирном договоре. 5.Причины поражения России в Крымской войне. Работа группами. Учащиеся делают вывод о причинах поражения России в войне . 6. Значение Крымской войны Какова роль войны в дальнейшей истории России? Какой след она оставила в сердцах людей? Что необходимо было изменить, чтобы Россия больше не потерпела подобных поражений? Учащиеся делают выводы о причинах поражения России в войне. Работа с тестовым заданием. Заполение листа самооценки. П.14. Вопросы к параграфу. Для дополнительного чтения. «Севастопольские рассказы» | Вопрос записывается учащимися в тетради. Предлагаются версии. Все записывается учителем на доске. Из предложенных вариантов совместно выбираются наиболее правильные. Примерные ответы учащихся: развитая экономика страны, современное вооружение, умелое руководство военными действиями, сильные союзники. Предлагается учащимися план урока. Все версии записываются на доске, а затем составляется план работы. Готовый план записывается в тетради Повторение пройденного материала. Восточный вопрос уже обострялся в начале 19 века. И привел к Русско-иранской войне 1826-1829 гг. России в этой войне упрочила свои позиции в Закавказье. И к русско-турецкой войне 18 28-29 гг. и укрепил положение России в Причерноморье. Второй раз кризис обостряется в 30-е годы 19 века, но Россия и Турция подписывают мирный договор, который устанавливает союзнические отношения между ними. Самостоятельное изучение учащимися п1. параграфа 14 учебника. Работа парами. Обсуждение вопроса. В итоге учащиеся должны сформулировать повод и причину Крымской войны и вспомнить, что такое Восточные вопрос. Восточный вопрос, комплекс международных противоречий, связанных с борьбой европейских государств за контроль над странами Азии, в первую очередь над Ближним Востоком. Работают по приложению №1. Ответы учащихся. Ученики отвечают на вопросы 1. Цель Крымской войны 1853—1856 гг. Расширить влияние России на Балканах 2.Повод к началу войны Султан передал ключи от одной из святынь христианства – Вифлеемского храма в Иерусалиме католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. После отказа Россия ввела войска в зависимые от Турции дунайские княжества 3.Противник России Турция, но просчеты российского императора привел к войне практически со всей Западной Европой. Турция контролировала торговлю на Черном и Средиземном морях, имела власть на Балканском полуострове. 4.Союзники России Николай рассчитывал на нейтралитет Австрии, Пруссии, Франции и Англии. Австрия и Пруссия не хотели допустить укрепления России на Балканах, Франция хотела упрочить свое положение военными победами, Англия стремилась ослабить положение России. Все они не были заинтересованы в укреплении России на Балканах и Средиземноморье. Цели фиксируются в тетради. Изучение материала учебника п2, параграф 14 Начальный этап войны. Работа с документами Приложение №2. 18 ноября 1853 года эскадра русского полководца Нахимова П.С. атаковала в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. Все корабли противника были потоплены. Учащиеся отвечают на вопросы. 1. Почему удар российской эскадры решили направить на Синоп? 2. Расскажите о ходе Синопского сражения. 3. В чем причины победы русского флота? 4. В чем проявился полководческий талант вице-адмирала П.С. Нахимова? Победа России беспокоила Францию и Англию. В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну Работа с текстом учебника Откройте страницу 96-97. Ответы учащихся. Ученики анализируют видеофрагмент. Работа с документами. Приложение №3. Учащиеся письменно отвечают на вопросы. Работа в группах. Беседа с учащимися по вопросам: Кто подготовил город к обороне Как город укрепили Руководители обороны 4. Дата обороны Севастополя Этапы обороны Герои обороны Учащиеся работают с приложением №4. Закрепление знаний. Работа с приложением №5 Учащиеся должны сделать вывод. Россия войну проиграла- лишилась военного флота на Черном море, не завоевала преимущества на Черноморских проливах, не завоевала авторитета на Баланах. Закрепление полученных ранее знаний. Работа с приложением №6 Причины обсуждаются. И записываются в тетрадь. Примерные выводы. В таких итогах виновата военно-техническая отсталость, социально-экономическая отсталость, политические просчеты. Старые типы вооружения ( гладкоствольное оружие, парусный флот, мало железных дорог) В России сохраняется крепостное право. Россия отстает по уровню экономического развития Николай 1 не правильно оценил международные отношения перед войной. В результате России пришлось воевать в одиночестве Ответы учащихся. -Беззаветное мужество простого народа, защитников Севастополя: Пирогов, П. Кошка, Д. Севастопольская, Корнилов, Истомин, Нахимов) -Война показала необходимость изменений, реформ в стране. -Ликвидация крепостного права. -Расширение демократии в стране. -Проведение реформ. Примерный вывод: отсталость экономики, крепостничество. Ограниченность ресурсов, слабость транспорта ( оружие привозили на волах), нехватка боеприпасов, даже бинтов и ваты ( щипали корпию). Военно-техническая отсталость ( парусный флот и гладкоствольное оружие). Несостоятельность самодержавного правления: внешнеполитическая изоляция России, бездарный командующий Меншиков, воровство чиновников. Приложение №7 Работа с приложением №8 | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением. 2. Определять понятия. 3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы. 4. Выявлять причинно-следственные связи. 5. Представлять информацию в разных формах (текст). 6. Находить информацию в разных источниках (текст учебника, карта). 7. Доказывать. 8. Классифицировать (устанавливать иерархию). Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3. Организовывать работу в группе. 4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения. Личностные УУД 1. Аргументировано оценивать свои и чужие |