kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя". Может использоваться в комплекте с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя"»

Урок по истории России учителя истории и обществознания МБОУ Специализированная школа № 2 им .Д.И.Ульянова с углублённым изучением английского языка Михайленко Натальи Иосифовны

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 годы. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ.

(приложение 1)

Цели урока:

1. Изучить причины, ход и итоги Крымской войны; показать, что в войне произошло столкновение двух систем: более развитой капиталистической системы (Англия, Франция) и отсталой, с феодальными пережитками, крепостнической системы (Россия), в результате чего возникла необходимость в проведении кардинальных реформ.

2. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы со схемами, историческими источниками, умений анализировать и обобщать исторический материал.

3. Воспитание у учащихся любви к Родине, положительных качеств личности на примере руководителей и участников обороны Севастополя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: изучат причины, ход и последствия Крымской войны; смогут понять, что влияние в международных отношениях напрямую зависят от экономического развития государства; осознают, что поражение в войне дало толчок последующей модернизации Российской империи.

Метапредметные: овладевают навыками самостоятельной работы, составления конспекта; умеют формулировать задачи, искать пути их решения; выделять причинно-следственные связи и делать выводы.

Личностные: формирование активной позиции гражданина, неравнодушного к судьбам своей Родины; осознают необходимость самосовершенствования; способны принимать решения на основе соотношения нескольких моральных норм; адекватно рассуждают о моральных качествах, поступках на основе предложенных примеров из исторических источников.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами выполнения лабораторной работы

Методы: проблемно-поисковый с элементами драматизации.

Оборудование: мультимедийная презентация с картами, портретами героев обороны Севастополя; схема для заполнения.

Даты, понятия: Восточный вопрос, Крымская война (1853-1856), Синопское сражение (18.11.1854), оборона Севастополя (сентябрь 1854 - август 1855).

Личности: Корнилов В.А. Истомин В.И. Николай 1

Нахимов П.С. Тотлебен Э.И. Меншиков А.С.

Пирогов Н.И. Толстой Л.Н. Севастопольская Д.

План урока:

1. Причины войны. Обострение Восточного вопроса.

2. Ход военных действий:

- 1 этап: 1853-1854 гг. Синопское сражение.

- 2 этап: 1854-1856 гг. Героическая оборона Севастополя.

3. Парижский конгресс. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

ХОД УРОКА:

Вступление: Война – не самый лучший регулятор конфликтов. Но в истории мы знаем немало примеров, когда решить проблемы мирным путём не удаётся. И тогда в дело вступают пушки. Сегодня наш урок посвящён изучению событий русско-турецкой войны середины XIX века. Или – Восточной войны (как её именовали на Западе) или – Крымской войны (под таким названием она вошла в историю Российской империи).

Перед вами на партах лежат опорные конспекты или алгоритмы изучения войн и революций, которые в течение урока вы должны будете заполнить. Они помогут вам лучше усвоить эту тему и ответить на главный вопрос урока. (Приложение 2)

Учитель: Проблемный вопрос: В ходе изучения новой темы вы должны выяснить: Почему Россия разгромила армию Наполеона I, но проиграла Крымскую войну? При необходимости вы можете делать пометки в своих опорных конспектах.

1. Причины войны.

В середине XIX века происходит обострение “восточного вопроса”, вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока. Власть султана над этими землями слабела, и многие европейские страны хотели бы получить эти земли или влияние на них. Интересы России и Турции сталкивались в Северном Причерноморье с конца 18 века, ещё в борьбе за выход к Чёрному морю. И к середине 19 в. их отношения накалились из-за серьёзных амбиций по поводу территорий Кавказа и европейских земель, где проживали православные. Россия хотела укрепиться на этих землях, добиться своего влияния в них, а также получить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. При этом она прикрывалась благородной идеей – защиты православных народов от имени самого сильного православного государства.

Россия стремилась к этой войне, надеясь на победу и удовлетворение своих амбиций. Эта война нужна была ей и в связи с внутренними проблемами. А они назревали очень быстро, т.к. выступления крестьян против крепостного права и недовольство интеллигенции проявлялось всё больше. По мнению императора, небольшая война за интересы России объединит весь народ в едином порыве и отодвинет решение крестьянского вопроса.

- Какие причины войны можно выделить на основании изложенного? (проверка схемы устно с последующей записью: - Обострение Восточного вопроса, - Отвлечение народных масс от решения крестьянского вопроса)

- Исходя из причин, каков был характер войны для России? (отмечаем в схеме)

Так как причины сформировались и созрели, то не хватало только повода для начала военных действий. И он очень быстро нашёлся. Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине и передаче ключей от одной из Святынь христианства – Вифлеемского храма в Иерусалиме – католическому духовенству. После отказа султана выполнить это требование Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Османская империя в октябре 1853 г. – объявила России войну. (отмечаем на схеме)

2. Учитель: Война началась на двух фронтах – Балканском и Закавказском. На Балканском фронте происходили отдельные столкновения, в ходе которых ни одна из сторон не добилась успеха. На Кавказе турки потерпели тяжёлое поражение под Карсом.

Самым значительным и ярким событием этого периода является Синопское сражение, вошедшее в историю, как последняя битва парусного флота. 18 ноября 1853 года эскадра кораблей Черноморского флота под командованием П.С.Нахимова, после предварительной разведки, атаковала превосходящий её по численности турецкий флот, базирующийся в Синопской бухте. После трёхчасового боя все корабли были потоплены, а турецкий флот – уничтожен. Казалось, война закончена, Турция вновь – повержена, осталось только подписать мир…..

Но именно на этом этапе и начинает разворачиваться самое главное действие Русско-турецкой войны. Именно теперь только выяснились просчёты в международной ситуации, которые проигнорировал или не учел император Николай 1.

- Подумайте, как могли отреагировать европейские государства на успехи России? (Англия, Франция, Австрия…) (варианты ответов: не хотели её усиления; сами хотели иметь контроль над Турцией)

- Почему эти государства не отреагировали на успехи России в первых русско-турецких войнах? (варианты: революция во Франции, наполеоновские войны нач. XIX в)

В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.

- Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)

Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком и Россия осталась в политической изоляции. И не просто в изоляции, а перед сильным противником в лице Англии и Франции. Правительства этих стран после разгрома под Синопом заключили военный союз с Турцией и предъявили России требование вывести войска из Дунайских княжеств. Одновременно в Чёрное море был введён англо-французский флот, а в марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Они стремились к тому, чтобы в коалицию против России вошли все европейские государства, но Австрия и Пруссия, поддерживая требования союзников, в войну не вступили, Швеция осталась нейтральной. К военному союзу против России присоединилось лишь итальянское государство – Сардиния.

- Как изменился количественный состав сторон-участников? (четыре против одного и отмечаем на схеме)

Учитель: Англия и Франция принимают решение перенести войну на территорию России и русским морякам и солдатам пришлось отражать нападения неприятеля на многих рубежах : бомбардировкам союзников подверглись Петропавловск-на-Камчатке, Соловецкий монастырь, Одесса. Англия и Франция блокировали Свеаборг и Кронштадт.

Основные военные действия войны развернулись в Крыму. Крымский полуостров имел большое стратегическое значение. Он обеспечивал безопасность юга России (Кавказ, Балканы, южные губернии). Именно в Крыму, в Севастополе базировался Черноморский флот.

В сентябре 1854 года 60-тысячная армия союзников (англичане, французы, турки) высадились около Евпатории на мысе Лукул и двинулась к Севастополю, держась правого фланга берега вдоль которого следовал флот и остановилась перед русскими позициями у р. Альма. 8 сентября 1854 года здесь произошло кровопролитное сражение, завершившееся разгромом русских войск и продвижение неприятеля к базе Черноморского флота..

- Как вы думаете, как меняется характер войны? (из захватнической – в освободительную)

Второй этап войны принято называть Обороной Севастополя. Она продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.) Русская армия под командованием А.С.Меншикова уходит из города вглубь полуострова, чтобы сохранить связь с губерниями. Севастополь мужественно будут защищать только части Черноморского флота и местные жители. Казалось, город был обречён: отсутствие регулярной армии, устаревшее вооружение (гладкоствольные ружья вместо нарезных, допотопная артиллерия, парусные суда вместо парового флота). Но нехватка вооружения компенсировалась самопожертвованием и силой духа русских солдат, матросов и мирных жителей города, а также мастерством и отвагой своих командиров, решивших ни за что не сдавать Севастополь. (несколько учеников показывают сценку о том, как принималось решение о затоплении кораблей Черноморского флота)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы по отрывку:

- Чем отличалась точка зрения каждого из офицеров?

- Какую точку зрения выбрали бы вы? Почему?

- Почему, высказывая несогласие с решением командующего затопить корабли в Севастополе, Корнилов не только выполнил этот приказ, но и нашёл слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?

Учитель: 14 сентября 1854 г. Первые корабли Черноморского флота ушли под воду, закрывая фарватер Севастопольской бухты. С моря город стал неприступен. В эти же дни под руководством инженера Тотлебена Э.И. началось строительство оборонительных сооружений вокруг Южной стороны города, куда неприятель решил обрушить всю мощь своего оружия. Севастополь постепенно становился крепостью, которую врагу пришлось штурмовать349 дней.

Всего город подвергался масштабным и длительным (по несколько суток) обстрелам 8 раз. Но защитники города, в число которых входили простые горожане, восстанавливали укрепления. Они добровольно помогали матросам и солдатам, ухаживали за ранеными как Даша Севастопольская, мальчишки-подростки принимали участие в прокладывании тоннелей для ведения минной войны. В осаждённый Севастополь прибывали добровольцы: военный врач Н.И.Пирогов, унтер-офицер Л.Н.Толстой.

Гарнизон города продолжал упорно сопротивляться даже после гибели вдохновителей всей обороны адмиралов Корнилова и Нахимова.

Русские силы в Крыму несколько раз пытались деблокировать Севастополь. 13 октября 1854 года произошло Балаклавское сражение не принёсшее ни одной из сторон успеха.

24 октября 1854 года – Инкерманское сражение. В нём, из-за слабой подготовки к битве, русские войска под руководством Меншикова потерпели поражение. Однако ими был сорван генеральный штурм Севастополя, намеченный союзниками на следующий день.

Ещё одно сражение произошло  на Чёрной речке в феврале 1855 г, в котором русские войска потерпели поражение.

После шестой бомбардировки Севастополя, практически уничтожившей укрепления города, 28 августа 1855 г. французские войска захватили Малахов курган – господствующую высоту.

Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя. Дальнейшая оборона уже не представляла смысла, хотя иные позиции всё ещё оставались за русскими войсками.

Руководивший обороной Севастополя Горчаков принял решение увести оставшиеся войска на северную сторону города.

При этом всё оставшееся вооружение было уничтожено, укрепления взорваны, а флот затоплен. Союзники, опасаясь того, что город заминирован, вступили в него только через 3 дня. Они не добились капитуляции Севастополя. Война в Крыму вступила в фазу затишья.

3. Учитель: Урегулировать военный конфликт удалось через полгода, в марте 1856 г., когда в Париже был подписан Мирный договор. (работа с учебником – стр. 99. – итоги войны и записываем их в схему).

- А теперь вернёмся к нашему главному вопросу урока: Почему, выстояв в войне с Наполеоном, Российская империя потерпела поражение в Крымской войне? (ответы учащихся: - отсталая военная техника, вооружение, - отсутствие парового флота, - отсутствие железных дорог, - просчёты в оценке международной ситуации ).

На своих листочках – схемах учащиеся записывают вывод. (О необходимости реформ)

Рефлексия. Урок подходит к концу. Давайте подведём некоторые итоги:

1. Сегодня я узнал(а)…

2. Я понял(а)…

3. Я научился(лась)…

4. Я смог(ла)…

5. Мне интересно узнать….

6. Мне захотелось…..

Учитель просит озвучить некоторые пункты ответов. На основании этого – озвучивается домашнее задание (дифференцированно на выбор):

1. Привлекая дополнительную литературу, узнать больше о рядовых защитниках города и составить небольшой рассказ о ком-то из них; (для слабых учеников)

2. Описать вооружение времён Крымской войны; (по выбору)

3. Найти через интернет памятники и музеи Севастополя, посвящённые первой обороне города (для сильных учеников)

Ну а когда знания наши по Крымской войне ещё более расширятся – весной мы отправимся с вами на экскурсию в этот прекрасный город, «город, достойный поклонения»!

































Приложение 3

Военный Совет у В.А.Корнилова. Присутствуют: Корнилов В.А. -начальник обороны Севастополя, Истомин В.И. – контр-адмирал, Нахимов П.С. – заместитель начальника обороны, другие офицеры.

Корнилов В.А. : «Судьба Севастополя и флота в наших руках! Я предлагаю выйти в море и атаковать союзный флот. При удачном стечении обстоятельств черноморский флот мог бы разметать неприятельскую армаду и тем самым, лишить их армию продовольствия и подкрепления; при неудаче – можно сцепиться с неприятелем кораблями и взорваться на воздух».

Истомин В.И. : «Не сомневаясь в храбрости офицеров, я уверен, что флот сумеет с честью умереть если это будет необходимо для пользы Отечеству. Но выход в море оставит Севастополь без всякой защиты на жертву неприятелю. Поэтому, если умирать, то лучше это сделать на стенах Севастополя, где, может быть, удастся задержать неприятеля до прихода армии».

Нахимов П.С. : «Приложение винтового двигателя окончательно решает вопрос о нашем настоящем ничтожестве на Чёрном море… нам остаётся одно будущее, которое может существовать только в Севастополе… потеряем Севастополь и флот, мы лишаемся всякой надежды на будущее; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… без Севастополя нельзя иметь флот на Чёрном море; аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на всякие меры, чтобы заградить вход неприятелям на рейд…»

Меншиков А.С. : «Я вас услышал. Я приказываю затопить корабли!»

Корнилов В.А. «Я отказываюсь подчиняться такому приказу!»

Меншиков А.С. «А если не подчинитесь приказу – поезжайте в Николаев, к месту своего служения!»

Корнилов В.А. «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окружённый неприятелем – это невозможно! Я готов повиноваться вам!» (все уходят, остаётся один Корнилов)

Автор: На следующий день В.А.Корнилов отдал приказ о затоплении кораблей. Обращение Корнилова к матросам:

«Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его…

Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд. Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обречённые жертве, но надобно покориться необходимости…

Москва горела, но Русь от этого не погибла, напротив, стала ещё сильнее!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Итоги войны: (последствия): 1.







Причины поражения

События 2 этапа: 1.

1. 2.

3.





События 1 этапа:

1.





харххара

Страна Даты





Причины войны: Повод: Участники конфликта:

1. 1.

2. 2.

3. 3.

Вывод: 4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя"

Автор: Михайленко Наталья Иосифовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока по теме  «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир». "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pietia-rostov-patriot-svoiei-rodiny-l-n-tolstoi-otryvok-iz-romana-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "127138"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415275512"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект  по теме  «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир». "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-po-tiemie-pietia-rostov-patriot-svoiei-rodiny-l-n-tolstoi-otryvok-iz-romana-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "127171"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415278982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства