kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Крымская война 1853-1856гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: «Крымская война 1853-1856 гг»

Тип урока:    комбинированный

                      Цели  урока:  

Образовательные:

  1. Сформировать представление у учащихся о Крымской войне:
  • определить причины и повод войны;
  • выделить ее основные этапы;
  •  показать, что отсталость крепостнической России явилась
  • причиной поражения царской России в войне;

Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы:

  • передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и
  •  отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть  необходимость отмены крепостного права.

Развивающие:

  1. Формировать у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками.
  2. Умения обобщать, анализировать исторический материал, делать выводы, сравнивать.
  3. Использование мультимедийных презентаций и учебников.

Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя
  2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов русского народа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Крымская война 1853-1856гг"»

Урок на тему: «Крымская война 1853-1856 гг»



Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представление у учащихся о Крымской войне:

  • определить причины и повод войны;

  • выделить ее основные этапы;

  • показать, что отсталость крепостнической России явилась

  • причиной поражения царской России в войне;


  1. Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы:

  • передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и

  • отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.


Развивающие:

  1. Формировать у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками.

  2. Умения обобщать, анализировать исторический материал, делать выводы, сравнивать.

  3. Использование мультимедийных презентаций и учебников.

Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя

  2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов русского народа;

,

Методы 1. Объяснительно-иллюстративный

преподавания 2. Сообщения учащихся

знаний: 3. Презентация «»

4.Слово учителя с репродуктивной беседой.



Формы 1. Индивидуальные

познавательной 2. Фронтально-индивидуальные

деятельности:



Методы 1. индивидуальные тесты

оформления 2. карточки,

контроля знаний: 3. Сообщения Анкетирование

4. Контурная карта



Оборудование: 1. Карта учебника «Крымская война»

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор

Ход урока.
I. Опрос:
- Разминка на знание исторических дат .
(все вопросы и ответы на слайдах с 3 по 11)
-правление Александра I (1801-1825)
-русско-шведская война (1808-1809)
-Отечественная война (1812)
-Бородинское сражение(26 августа 1812)
-заграничный поход русской армии (1813-1814)
-русско-турецкая война в годы правления Александра I (1806-1812)
-восстание декабристов(14 декабря 1825)
-правление Николая I (1825-1855)
- русско-турецкая война в годы правления Николая I (1828-1829)

- Индивидуальная работа по тестам(по вариантам) и карточкам.

II. Изучение нового материала.

Середина XIX В. Капиталистические страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта, сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Интересы их столкнулись в решении так называемого «восточного вопроса». Противоречия, связанные с «восточным вопросом» продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века.

Фронтальный опрос:

1)      Вспомните, в результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (Русско-турецкая война 1828-1829 гг., территория от Сухуми до Поти).

2)      Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция).

Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление.

Итак, в середине XIX века происходит обострение «восточного вопроса»,

вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока.


План.
1) Обострение восточного вопроса. (слайд 19,20) в середине XIX века происходит обострение «восточного вопроса», вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока
Основная причина войны:
обострение соперничества держав на Ближнем Востоке и Балканах, вызванное ослаблением Турции.

В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли «жандарма Европы».

1)      Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)

2)      Какие цели преследовали Англия и Франция в процессе решения «восточного вопроса»? (Английская буржуазия сама желала утвердить свое господство на Ближнем Востоке и Балканах. Английское правительство толкало Турцию на войну с Россией, надеясь еще больше ее закабалить и с ее помощь. Ослабить Россию, которую считала своим основным конкурентом в «восточном вопросе».


Французской буржуазии также было не выгодно усиление позиций России на Ближнем Востоке. Наполеону III нужна была успешная война для упрочения своей власти. Австрийское правительство боялось усиления позиций России на Балканском полуострове, т.к. это могло ослабить власть Австрии над славянскими народами.

Турция стремилась к войне с Россией. Она надеялась при помощи Западноевропейских государств укрепить свое положение на Балканах, отторгнуть у России ряд территорий в Закавказье и на Черноморском побережье.

Таким образом, завязался тугой узел противоречий)

Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции


Повод к войне:
Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине.
Россия потребовала признать русского царя покровителем всех православных в Турции..

Готовность к войне России и ее противников (слайд14)0

Россия

Англия, Франция

Рекрутская система

Всеобщая воинская повинность

Неразвитость военной промышленности

Развитые капиталистические отношения

Парусный флот

Паровой флот

Устаревшее гладкоствольное оружие

Новейшие образцы нарезного оружия




2) Начальный этап войны



(слайд 20,21,22– карта, портрет Нахимова, Синопское сражение 18 ноября 1853г. ), просмотр анимации Синопского сражения через КМ-школу.



Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье.

Турецкое правительство 27 сентября 1853 года предъявило России ультиматум, требуя вывести войска из Молдавии и Валахии, а 4 октября объявило России войну.

Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою.

Русской эскадрой командовал Павел Степанович Нахимов (выступление учащегося).

Схема сражения. Это сражение последнее в истории парусного флота. Рассказ о сражении (мультимедиаучебник).




3) Вступление в войну Англии и Франции .
В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну.
Нанесли удары на Россию со всех сторон: на Черном море,
на Балтике, на Баренцевом море, на Белом море,
на Тихом океане- на Петропавловск-Камчатский.
В сентябре 1854 г. армия союзников высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь.


4) Героическая оборона Севастополя Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.)

1854-1855гг. (слайд 24)

Работа с документами: (слайд 25)
- Из «Воспоминаний о Севастополе»
В. Зарубаева
Ружья у нас были гладкоствольные ; французские пули Минье , введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю , но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Вопрос: Как была вооружена русская армия?

- Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г. (слайд 26)

Дух в войсках выше всякого описания.
Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.

Вопрос: Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской битвы?

Учитель: У любой войны есть свой герои, которые
делали все возможное , чтобы спасти свою
страну от врага.


Герои Крымской войны .- сообщение учащихся
(слайды 27-32)

1.Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов Владимир Алексеевич (1806-1854)организовал быструю переброску морем на Кавказ пехотной дивизии, которая сыграла решающую роль в отражении турецкого наступления, а также крейсерские рейды русских судов на коммуникации противника. Во главе отряда пароходо-фрегатов Корнилов участвовал в первом в истории бою паровых кораблей.
В сентябре 1854 года Корнилов был назначен начальником обороны Северной стороны Севастополя. После сражения на реке Альме Корнилов возглавил оборону Севастополя. Под его руководством за короткий срок была создана линия сухопутной обороны, усиленная артиллерийскими расчетами с кораблей.
Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 года Корнилов был смертельно ранен.

2.Во время Крымской войны 1853-1856 годов, командуя эскадрой кораблей Черноморского флота, Нахимов Павел Степанович (1802-1855г) обнаружил и заблокировал в Синопе главные силы турецкого флота, а 18 ноября 1853 года разгромил их. Официально занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года – командующего Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял гарнизон защитников крепости, проявив выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши.
Организатор и руководитель обороны Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. 28 июня 1855 года, во время объезда передовых укреплений на Малаховом кургане, он был смертельно ранен и вскоре скончался. Нахимов похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

3.Тотлебен Эдуард Иванович(1818-1884) , перед началом подготовительных работ по осаде Силистрии был назначен траншей-майором. Когда генерал Шильдер был ранен, принял заведование всеми работами и 7-го июня взорвал весь фронт передового укрепления Араб-Табия. Когда осада Силистрии была снята, был послан в Севастополь, где ожидалась высадка неприятеля. Сначала главнокомандующий, князь Меншиков, полагал, что союзники, за поздним временем года, не решатся предпринять высадку в Крым, и отклонил предложение Тотлебена немедленно приступить к оборонительным работам. Они были начаты только тогда, когда высадка уже состоялась.

Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим — и вооружением утратившего теперь своё прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных её пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся ещё отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнём. Работа велась беспрерывно днём и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищёнными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия.

Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленною сетью минных галерей. 8 июня был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь.

4.Истомин Владимир Иванович (1809, Эстляндская губ. - 1855, Севастополь) – герой Крымской войны. В 1850 Истомину, уже капитану первого ранга, поручили командовать новейшим 120-пушечным линейным кораблем "Париж", на к-ром он отличился в Синопском сражении (1853). Истомин, по рапорту Нахимова, "проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя" и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомин драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. "Дистанция велика, стоит 105 пушек, - писал Истомин брату, - и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск". С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти Истомина ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.

5.Пирогов Николай Иванович (1810-81),разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне ("Начала общей военно-полевой хирургии...", на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.

6.Петр Маркович Кошка, матрос 1-й статьи, герой Крымской войны.
Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 Петр Маркович находился в числе команды так называемых «охотников», разрушавших ночами неприятельские траншеи и захватывавших пленных. Выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев — русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя.
на памятнике адмиралу В.А. Корнилову в Севастополе Кошка изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу.

Учитель: В конце августа 1855 г. противники захватили Малахов курган.

Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.)

Таблица «Оборона Севастополя»

Дата

Событие

2 сентября 1854 г.

Высадка войск союзников в Крыму

8 сентября 1854 г.

Сражение на р. Альма

13 сентября 1854 г.

В г. Севастополе объявлено осадное положение. Фактическое руководство обороной Севастополя принял на себя В.А.Корнилов

Сентябрь 1854 г.
Февраль 1855 г.

Затоплено 7 кораблей у входа в главные бухты. Затоплено еще 6 кораблей.

5 октября 1854 г.

Первая бомбардировка Севастополя. На Малаховом кургане смертельно ранен В.А.Корнилов. Руководство обороной Севастополя возглавил П.С.Нахимов

13 октября 1854 г.

Сражение у Балаклавы

24 октября 1854 г.

Сражение под Инкерманом

Ноябрь 1854 г.

В Севастополь прибыл известный хирург Н.И.Пирогов

2 ноября 1854 г.

После жестокой бури десятки английских и французских кораблей разбились о скалы Крымского полуострова

Зима 1854-1855 гг.

Минная война. Общее руководство войной осуществлял Э.И.Тотлебен

В течении всей обороны

Защитники Севастополя возводили оборонительные укрепления

 

Вылазки смельчаков-охотников (Игнатий Шевченко, Петр Кошка и др.)

Весна 1855 г.

Укрепление Малахова кургана

5 июня

Четвертая бомбардировка Севастополя

28 июня 1855 г.

На Малаховом кургане смертельно ранен П.С.Нахимов

4 августа 1855 г.

Сражение на Черной речке

5 августа 1855 г.

Пятая бомбардировка Севастополя

27-28 августа 1855 г.

Огромная армия и оставшиеся в живых жители переправлены на Северную часть

28 августа 1855 г.

Штурм Севастополя войсками союзников

29 августа 1855 г.

Неприятельские войска заняли опустевшую Южную часть города



(слайд 33)

5) Парижский мир 1856 год. (слайд 35)


Потери России:
• Южная Бессарабия отходила к Молдавии
• Устье Дуная
• Право иметь крепости и военный флот на Черном море
• Право покровительствовать балканским народам
• г. Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и г. Севастополь.

Черное море объявлялось открытым для судов всех стран



Причины поражения России: (слайд 36)

  • Экономическая отсталость России

  • Военно-техническая отсталость

  • Устаревшее оружие

  • Отсутствие железнодорожного транспорта

  • Отсутствие паровых судов

  • Плохое снабжение армии

  • Рекрутская система набора в армию


Значение войны: (слайд 37)



  • Подорван международный авторитет России

  • Поражение в войне ускорило политические преобразования в стране

  • Началась освободительная борьба на Балканах

III. Закрепление нового материала.


1. Назовите основную причину войны?
2. Каков повод к войне?
3. Каковы основные сражения Крымской войны? Их итоги?
4. Назовите героев войны?
5. Каковы итоги войны?
6. Каковы причины поражения России в войне?
7. Каково значение войны?


IV. Обобщение по теме

V. Подведение итогов урока (оценки)

Источники материалов:
1. Электронное средство учебного назначения «Энциклопедия истории России 862-1917 »
2. Электронное средство учебного назначения «Династия Романовых»



подготовка докладов о героях Крымской войны. Темы:

         П.С.Нахимов: от Синопа до Севастополя.

         В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.

         Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.

         В.И.Истомин: путь русского офицера.

         Н.И.Пирогов – новатор военной медицины.

.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Крымская война 1853-1856гг"

Автор: Морозова Марина Федоровна

Дата: 02.02.2020

Номер свидетельства: 538157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока Крымская война "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "119629"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413474200"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_krymskaia_voina_1853_1856_ghody_oborona_sievastopolia"
    ["file_id"] => string(6) "382362"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485085756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Крымская война""
    ["seo_title"] => string(30) "konspekt_uroka_krymskaia_voina"
    ["file_id"] => string(6) "489013"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544001943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415912892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока и презентация по истории на тему "Крымская война 1853-1856 гг." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-istorii-na-tiemu-krymskaia-voina-1853-1856-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "110036"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405426538"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства