kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Крымская война урок в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

          - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных  отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила  внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей  модернизации;

          - воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,  мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков  в труднейших  условиях осажденного Севастополя;

          - развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,

           - устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование:  презентация: портреты Николая I,  Влади?мира  Алексе?евича  Корнилова, Павла  Степановича Нахимова, Тотлебена Эдуарда Ивановича, Истомина Владимира Иванович а, материалы презентации урока, контурные карты,  документы

Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Д. Севастопольская», «Матрос Кошка»,  «П.С Нахимов.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крымская война урок в 8 классе»

Урок в 8 классе по теме: "Крымская война 1853 - 1856 гг".

Учитель Ермолкина Т.В. 2014 – 2015 уч.год.

Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

          - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных  отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила  внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей  модернизации;

          - воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,  мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков  в труднейших  условиях осажденного Севастополя;

          - развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,

           - устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование: презентация: портреты Николая I,  Влади́мира  Алексе́евича  Корнилова, Павла  Степановича Нахимова, Тотлебена Эдуарда Ивановича, Истомина Владимира Иванович а, материалы презентации урока, контурные карты,  документы

Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Д. Севастопольская», «Матрос Кошка»,  «П.С Нахимов.»

План:

1. Причины войны

2. Повод к войне

3. Ход войны

4. 1 этап -турецкий (1853г)

а) Балканский фронт

б) Синопское сражение

5. 2 этап – англо –французский (1854 – 1855гг)

а)вступление в войну Англии и Франции

б) героическая оборона Севастополя

в) герои Крымской войны

6. Условия Парижского мира

7. Причины поражения России

Ход урока

I.  Организационный момент.

- В марте 2015 г. исполниться 159 лет со дня окончания Крымской войны, в ходе которой умер Николай I

- Назовите годы правления Николая I.  (1825-1855)

Мирный договор был подписан от лица  Александра II – сына Николая I..

Сегодня мы попробуем выяснить основные причины, характер, проследить за ходом боевых действий  и подвести итоги Крымской или Восточной (так её называли в Западной Европе)  войны.

II. Изучение нового материала.

1. Причины войны.

Восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.?

- Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – больной человек и его наследство нужно и можно делить.

-Каковы были внешнеполитические планы России на Ближнем Востоке? (Укрепление русских позиций на Балканском полуострове, установление контроля над Босфором и Дарданеллами).

-Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?

(По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль,  провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав).


-Николай I полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».

   Николай I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.

   Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.

   В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.

    Ошибочен был и расчёт Николая I  на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для ведения агрессивной политики в Европе. Но Наполеон III для укрепления своего положения на престоле стремился к «небольшой», но «победоносной» войне.

    Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.

  Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.

     Царь и его сановники полагались на неограниченные людские и материальные  ресурсы России. Однако и этот расчет оказался ошибочным. Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.

Гладкоствольные винтовки, стрелявшие на 300 шагов, в Европе – нарезные – на 100 шагов, парусный флот – в Европе- паровой, устаревшая корабельная артиллерия в России.

- Страны – участницы:  Россия – с одной стороны;

                                         Англия, Франция, Турция – с другой стороны.

                                         Австрия, Пруссия – нейтралитет

                     

   2. Поводом к Крымской войне послужил возникший в н. 50-х г. спор между православной и католической  церковью о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи.  Здесь столкнулись интересы России, защищавшей интересы православного духовенства, и Франции, покровительствующей католикам).

Николай I обнародовал  Манифест о защите православной церкви в Османской империи. Султан объявил России войну 4 октября 1953года

   


3. Ход войны. Война протекала на трех фронтах – Балканском и Закавказском, Черноморском

     

 а) 1 этап войны1863- 1854гг. (Турецкий.) Синопское сражение -18 ноября 1853г

б) 2 этап 1854 – 1856 (Англо – французский)


4. 1 этап войны1863- 1854гг. (Турецкий.)

  а )Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло. Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье.

  б) Синопское сражение;

       С этой целью в порт Синоп  прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в р-не Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота 18 ноября 1853г. – Синопский бой.

 Просмотр видео о  Синопском  сражении

Задание в контурной карте – отметить место и название сражения

Сообщение о П.С. Нахимове

Османская империя войну явно проигрывала как на Дунае (Балканский фронт) , так и в Закавказье, так и на Черном море. Войне должен был прийти конец. Победа явно была на стороне России.


     

5. 2 этап войны (Англо – французский) 1854 – 1856. оборона Севастополя;

Анализ контурных карт стр.18.

1ряд – верхняя , 2 ряд – военные действия на Дальнем востоке, 3 ряд – военные действия на Балтике

Задания:

1.Назовите военно – морские базы России

2. Кто вел боевые операции против России в 1854 – 1855гг?

3. Какие российские города подверглись бомбежке

Вывод;

 Но блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства в марте 1854 г. Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

В результате дипломатических интриг удалось склонить лишь  Сардинию, пославшую в Россию всего 15-тыс. солдат, которые все погибли в Крыму

 Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты.

Но все же судьба войны решалась в Крыму.

     2 сентября 1854г.англо – французские войска начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории.

     8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим русскими войсками в Крыму.

     Путь на Севастополь был открыт.


Работа по документу ( События11 сентября 1854г)

С рассветом 11 сентября началось потопление судов. Было затоплено пять кораблей. Корнилов обратился к матросам в приказе от этого же числа с такими словами: «Товарищи! Войска наши, после кровавой битвы с превосходным неприятелем, отошли к Севастополю, чтобы грудью защищать его. Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах? Он привел двойное количество таких, чтобы наступать на нас с моря. Нам надо отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде! К тому же мы нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства. Главнокомандующий решил затопить пять старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд, и вместе с тем... усилят войска. Грустно уничтожить свой труд! Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке. Но надо покориться необходимости! Москва горела, а Русь от этого не погибла!..»

Было затоплено, собственно, не пять

Вопрос: - Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе,  В.А. Корнилов не только не выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?

(Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской бухте — памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы   - строгая, величественная колонна.

   В октябре 1854г. началась его героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся

– 349 дней , 11 месяцев.       (октябрь 1854- август 1855)


События 1854г 17 октября 1854г.  началась осада Севастополя. Город был подвергнут пяти  массовым бомбардировкам, город мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители, в том числе женщины и дети.

Демонстрация портретов – участников обороны Севастополя

- вице –адмирал Владимир Алексеевич Корнилов (погиб в 1854г) - возглавил российские войска

- адмирал Павел Степанович Нахимов (погиб в 1855г)

- инженер - генерал Эдуард Иванович Тотлебен – возглавил строительство оборонительных укреплений

- контр – адмирал Владимир Иванович Истомин – руководил обороной Малахова кургана (погиб в бою 1855г)

Рассказы от первого лица о защитниках Севастополя – Дарье Севастопольской и матросе Кошке.

- Какое влияние оказывали женщины и дети на защитников Севастополя?

-Что вы знаете о Н. И. Пирогове?  ( Профессор медико - хирургической академии впервые в условиях военно-полевой хирургии применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз.)

- участник обороны Севастополя Лев Николаевич Толстой. Его перу принадлежат Севастопольские рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855г»


Защитники Севастополя стояли насмерть, но выявилась политико-экономическая отсталость крепостной России. Это и неспособность высшего командного состава к руководству военными действиями (Меншиков),отсутствие хороших дорог, неразвитость военной промышленности, отсталость вооружения (паровой флот, гладкоствольное оружие)

Рекрутская система набора в армию



События 1855г.

6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника.

 28 июня во время интенсивного обстрела был ранен смертельно П.С. Нахимов.

 5 августа – пятая бомбардировка города.

 27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.

После этого русским войскам пришлось оставить город.

 


Бои на Кавказе и окончание войны

Летом 1855г. рус. армия под командованием Н.Н. Муравьева начала осаду крупной турецкой крепости Карс, который пал 15 ноября 1855г.

     Наградой, полученной Н.Н. Муравьевым за эту победу, было добавление к его фамилии «Карский».

     Несмотря на успешные действия в Закавказье, падение Севастополя предрешило исход войны.


6. Условия Парижского мирного договора

 Мирные переговоры начались в сентябре 1855г.

    18 марта 1856г. был подписан Парижский мирный договор.

- Россия лишалась юж. Части Бессарабии с устьем Дуная,

- России возвращались взятые в ходе военных действий союзниками Севастополь, Евпатория и др. портовые города в Крыму в обмен на Карс и его область, занятые русскими войсками.

- России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море и военный флот, а также на его берегах военные крепости и арсеналы.

- Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех стран на время мира.

- Устанавливалась свобода плавания судов всех стран по Дунаю.

7. Причины поражения России.

Задание – эссе на дом.  Назовите причины поражения России в Крымской войне.

- слабость военной промышленности,

- плохое обеспечение армии,

- плохое состояние дорог,

- ошибки в разработке стратегических планов.

Итоги Крымской войны:

- армия обескровлена,

- казна пуста,

- экономика расстроена,

- в результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от  западных стран в военном, экономическом, социальном отношении,

- значительно ослаб авторитет России на международном уровне, который отныне приходилось завоевывать заново.

  Война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

 В силу этого самодержавие должно было приступить к проведению

крестьянской и других реформ - в сфере суда, финансов, местного управления, просвещения и печати, в военном деле.

- Ребята, кого по вашему мнению можно назвать героями Крымской войны?

- О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?

(Война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских, английских, русских? )

Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.

Второй урок — прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.

8. Закрепление - тестирование

9. Итог урока. Выставление отметок.

Д/з параграф 16,  эссе «Причины поражения России в Крымской войне», конт. карта стр. 9.

Дополнительный материал

Заполните пропуски

1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.


2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________

в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.

3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .

Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.


Работа с документом

Документы ясно говорят нам, что и в самом деле в эти дни, от 9 сентября, когда Меншиков увел армию от Альмы , он явился в Севастополь и уведомил Корнилова, что все же, так и быть, усилит севастопольский гарнизон, престиж главнокомандующего был в глазах Корнилова и Нахимова равен нулю.

Положение становилось отчаянным, и Меншиков решительно не знал, как избегнуть близкой и, казалось, неминуемой катастрофы.

«Что делать с флотом?» — спросил его Корнилов.

«Положите его себе в карман» - ответил Меньшиков, а затем прозвучал приказ «вход в бухту загородить, корабли просверлить и изготовить их к затоплению, морские орудия снять, а моряков отправить на защиту Севастополя».

Корнилов предложил флоту выйти в море и атаковать неприятельские суда. Гибель была почти неизбежна, но, погибая, русский флот все же нанес бы серьезный вред неприятелю «и уже во всяком случае избег бы постыдного плена».

Меншиков категорически запретил это, раздражился, видя, что Корнилов стоит на своем, и снова приказал затопить суда. И только когда он объявил Корнилову, что если тот не намерен повиноваться, то он приказывает ему немедленно ехать на службу в Николаев, Корнилов вскричал: «Остановитесь. Это самоубийство... К чему вы меня принуждаете... Но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем, — невозможно! Я готов повиноваться вам!»

С рассветом 11 сентября началось потопление судов. Было затоплено пять кораблей. Корнилов обратился к матросам в приказе от этого же числа с такими словами: «Товарищи! Войска наши, после кровавой битвы с превосходным неприятелем, отошли к Севастополю, чтобы грудью защищать его. Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах? Он привел двойное количество таких, чтобы наступать на нас с моря. Нам надо отказаться от любимой мысли — разразить врага на воде! К тому же мы нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства. Главнокомандующий решил затопить пять старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд, и вместе с тем... усилят войска. Грустно уничтожить свой труд! Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке. Но надо покориться необходимости! Москва горела, а Русь от этого не погибла!..»

Было затоплено, собственно, не пять, а семь судов.

Вопрос

- Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе,  В.А. Корнилов выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Крымская война урок в 8 классе

Автор: Ермолкина Татьяна Васильевна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Крымская война "
    ["seo_title"] => string(15) "krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "182711"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425573438"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415912892"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415913662"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны "
    ["seo_title"] => string(71) "sievastopol-istoriia-kamyshovoi-bukhty-ot-antichnosti-do-krymskoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "182625"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425563138"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок истории: Крымская война 1853-1856 гг."
    ["seo_title"] => string(41) "urok_istorii_krymskaia_voina_1853_1856_gg"
    ["file_id"] => string(6) "606484"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652207163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства