kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по курсу "Севастополеведение"

(7 класс)

Тема. Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны.

Цели: – систематизировать знания учащихся по теме, полученные в результате экскурсий в музей "Атлантики", панораму, работы над учебником, документами, художественными произведениями;

  • формировать умения работать с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативные умения и навыки
  • воспитывать уважение к подвигу героев I обороны, прививать любовь к истории родного города, к земле, на которой мы живем.

Основные понятия: подвиг, честь, доблесть, противник.

Оборудование: учебник Алтабаевой Е.Б. и Коваленко В.В. "Потомству в пример", фрагменты документальных фильмов А. Ханжонкова "Героическая оборона Севастополя" (1911) и И. Красовского "Два имени неразделимы" (2004), запись песни "Легендарный Севастополь", фотовыставка к 150-летию обороны Севастополя, карта, картосхема горда, картосхемы Камышовой бухты для каждого учащегося, портреты, иллюстрации, фотогазета, рисунки учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

ПЛАН  УРОКА

I   История Камышовой бухты от античности до Крымской войны:

а) Древняя история нашей земли.

б) Камышовая бухта во вновь основанном городе (XVIII век).

в) Наша бухта в годы I обороны.

II   Герои I обороны глазами противников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны »

Урок по курсу "Севастополеведение"

(7 класс)


Тема. Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны.

Цели: – систематизировать знания учащихся по теме, полученные в результате экскурсий в музей "Атлантики", панораму, работы над учебником, документами, художественными произведениями;

  • формировать умения работать с различными источниками информации;

  • развивать коммуникативные умения и навыки

  • воспитывать уважение к подвигу героев I обороны, прививать любовь к истории родного города, к земле, на которой мы живем.

Основные понятия: подвиг, честь, доблесть, противник.

Оборудование: учебник Алтабаевой Е.Б. и Коваленко В.В. "Потомству в пример", фрагменты документальных фильмов А. Ханжонкова "Героическая оборона Севастополя" (1911) и И. Красовского "Два имени неразделимы" (2004), запись песни "Легендарный Севастополь", фотовыставка к 150-летию обороны Севастополя, карта, картосхема горда, картосхемы Камышовой бухты для каждого учащегося, портреты, иллюстрации, фотогазета, рисунки учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

ПЛАН УРОКА I История Камышовой бухты от античности до Крымской войны:

а) Древняя история нашей земли.

б) Камышовая бухта во вновь основанном городе (XVIII век).

в) Наша бухта в годы I обороны.

II Герои I обороны глазами противников.


Эпиграфы: "Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам".

А.С. Пушкин

"Война – зло, ее ведут с помощью большой несправедливости и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы"

Плутарх


ХОД УРОКА


Звучит песня "Легендарный Севастополь" (стихи П. Градова, музыка В.Мурадели).

Видеофрагменты документального фильма И.А. Красовского "Два имени неразделимы".

- В этом учебном году мы с вами изучаем наиболее яркие страницы истории нашего города. Наш сегодняшний урок – это урок-исследование на тему "История камышовой бухты от античности до Крымской войны".

Прочитайте эпиграфы, записанные на доске, и в ходе урока подумайте, как они связаны с темой урока, а в конце занятия вы ответите на мои вопросы.

- Севастопольские бухты напоминают ожерелья, украшающие Гераклейский полуостров. Давайте назовем и покажем хотя бы некоторые из них.

В Севастополе насчитывается более 30 бухт. Самая большая - Северная, протяженностью 7,5 км. Наша Камышовая протянулась на 3 км, ее ширина на разных участках от 450 м до 750 м.

Первые сведения о Камышовой бухте появились на русских картах, где она именовалась Казацкой, а нынешняя Казачья - Ропари.

Камышовая бухта! Кто сейчас не знает в Крыму, да уже и не только в Крыму, что это город севастопольских рыбаков?! Отсюда в далекую Атлантику, Индийский океан и приантарктические воды отправляются крупнейшие траулеры, плавучие консервные заводы, транспортные рефрижераторы.

Сегодня меряет рейсами дальними

Количество прожитых лет

Улица Окраинная

Перед морем вся нараспашку.

Полуденным солнцем надраены

Окна, словно медяшки.

В какой-то квартире снова

Стиснула губы дверь.

Не говорят на проводах

Главного слова "верь".

Только часами стынут,

Кляня горизонт немой,

Но верят родным мужчины

С улицы Штормовой.

(Б. Эскин)


- Какой же была наша Камышовая в далекой древности? Об этом нам расскажут наши археологи, историки, - о том, что узнали, побывав в музее, поработав с историческими источниками. А вы в это время на картах камышовой бухты (они у вас на столах) выполняйте задания, написанные на доске и на картах, потом сдадите, обязательно подписав.

(Прочитать задание на доске).

- Итак, археологи.

Древнейшие обитатели Крыма - киммерийцы, жившие здесь в Х-УШ вв. до н. э., не оставили следов материальной культуры, а вот после тавров осталось довольно много. Самое старое (около VIII вв. до~н. э.) из укрепленных поселений найдено в верховьях Камышовой бухты.

- Давайте отметим на карте верховья Камышовой бухты.

В V в. до н. э. В Крыму обосновались выходцы из Гераклеи, города на южном берегу Черного моря. (Посмотрите на карту). Поэтому часть суши между Севастополем, Херсонесским мысом и Балаклавой носит название Гераклейского полуострова.

Археологи установили, что весь этот полуостров являлся земледельческой территорией и был разделен на участки - наделы, условно названные клерами, что по-гречески означает "жребий". (Отметим).

С высоты полета в косых утренних или вечерних лучах солнца можно различить следы межевых оград и дорог, выложенных камнями. На этих земледельческих наделах, каждый площадью 26 га, располагались поля, сады, виноградники, в сельских усадьбах - жилые дома, хозяйственные постройки и оборонительные башни, в которых спасались от набегов врагов.

Помимо земледелия жители Камышовой бухты занимались рыболовством. Можно предположить, что там, где сейчас наши родные причалы, качались лодки древних греков, и они, наверное, тоже радовались уловам и хвастались, у кого сети тяжелее.

Остатки хозяйственных построек хорошо видны в районе Сталинградского рынка, а в верховье Камышовой бухты, на повороте в Казачью, сохранились остатки оборонительной башни. Неподалеку древний колодец. Это остатки усадьбы. Снимки ее представлены в экспозиции музея. (Посмотрим на карту).

Около 94 года в Херсонес сослали римского епископа Климента, за ним добровольно последовали его ученики. С именем Климента связано основание на нашей земле нескольких христианских храмов. По приказанию императора Трояна он был казнен в районе Казачьей бухты. Привязав к шее якорь, его утопили. Через многие столетия братьям Кириллу и Мефодию удалось обнаружить останки Климента Римского. При большом стечении народа в 861 году мощи святого были перенесены в центральный храм города. (Посмотрите на карту).

К III-II вв. до н. э. оборонительные башни укреплялись, это, видимо, было следствием набегов вражеских отрядов на территории Херсонесской округи. Сначала это были скифы, позже сарматы, гунны, печенеги.

На рубеже Х1V-ХV вв. опустел, прекратил свое существование Херсонес. Вместе с ним надолго замерла жизнь в Камышовой. Следующий период истории земли, на которой мы живем, связан с историей Севастополя. Хотя сама бухта и не играла самостоятельного политического и экономического значения, но, будучи географически расположенной рядом с Севастополем, была не только свидетелем, но и непосредственным участником интересных событий.

- Давайте послушаем наших историков, а вы продолжите выполнять задания.

Свежий ветер волну раздробил у обрывистых склонов,

Нежный утренний луч на востоке слегка заалел,

Еще не было города, не было здесь бастионов,

А Малахов курган и названья еще не имел...

Только вдруг в парусах заиграла лучей позолота,

На сверкающих волнах возникла лиловая тень.

"Осторожный" и "Храбрый" - фрегаты российского флота –

В Ахтиарскую бухту вошли в этот день.

Спустя годы моряки эскадры Клокачева обследовали побережье, отметили в лоции "Бухта Камышовая". На календаре шел 1773 год.

С основанием Севастополя Екатерина П раздавала земли, чтобы скорее обжить свои новые приобретения. На карте 1822 года большой район Камышовой показан как собственность вдовы контр-адмирала Алексиановой. Через 10 лет это имение уже было разбито на мелкие участки, на которых появились хутора.

Но к ноябрю 1853 года, когда разразилась Крымская война, в Камышовой существовал только один хутор, некоего Кашина (к сожалению, точное его местонахождение неизвестно).

В сентябре 1854 года войска Англии, Франции, Турции осадили Севастополь. Англичане заняли Балаклаву, французы — Камышовую бухту.

- Войска каких государств в сентябре 21854 года осадили Севастополь?

В экспозиции музея рыбаков представлены фотографии рисунков с натуры, сделанные русским художником Николаем Бергом во время войны. Там же находятся фрагменты английских, французских, турецких курительных трубок; рядом на стене - французская бутылка из-под вина. Она попала в музей не случайно: французы любили жить с комфортом, и даже на войне не оставили своих привычек.

- Обратите внимание на фотогазету.

В Камышовой бухте была главная база французского флота, на побережье находились склады боезапасов, продовольствия, военного снаряжения. Отсюда вновь прибывшие войска отправлялись на осадные позиции. Поэтому здесь жизнь била ключом. В короткие сроки были построены жилые дома, магазины, рестораны, гостиницы, церковь и даже театры. В Камышовую слетались торговцы и авантюристы всех мастей.

Всюду пестрели яркие надписи вывесок перед окнами многочисленных кафе и ресторанов, за маленькими столиками сидели представители чуть ли не всех наций, слышался говор, женский смех.

- Давайте обратимся к нашему учебнику (работа над учебником: в лагере

союзников, стр. 142 «Нельзя не заметить», стр. 143-144, последний абзац).

- Посмотрите на иллюстрации учебника, обратите внимание, как по-хозяйски обустроились под Севастополем противники (беседа).

Вот так и превратилась наша бухта в маленький военный городок с кокетливым названием «Камъеш», с главной улицей Наполеона. После окончания войны неунывающие французы отплыли на родину, захватив с собой сборно-разборные щитовые домики. Заодно прихватили и колокола севастопольских церквей.

Севастополъцы всеми силами старались загладить следы войны, и на плане города в 1874 году окрестности бухты показаны как частные владения с садами и виноградниками - почти как клеры у древних греков, только значительно меньше.

Судьба Балаклавы тесно переплелась с Херсонесом и Севастополем. Первыми облюбовали Балаклаву тавры и скифы, эллины назвали Сюмболон - Лимён (бухта символов), генуэзцы, завоевав в середине XIV века, дали ей имя Чембало. В годы Крымской войны здесь базировался английский флот, немало кораблей которого разбилось во время небывалого шторма, таинственно исчез в бурных водах знаменитый фрегат с сокровищами «Черный принц».

- Итак, ребята, мы получили представление о том, какой была наша бухта в древности и в годы Крымской войны. Я надеюсь, вы ответили на вопросы вашего задания.

А сейчас мы переходим ко второму вопросу нашего урока. Мы побывали в Панораме обороны Севастополя, знакомы с именами некоторых героев обороны. Назовите их.

Давайте познакомимся с несколькими эпизодами обороны и посмотрим на ее героев глазами противника. Ключевые понятия нашего урока - это честь, подвиг, доблесть. Об этом мы говорили в начале урока. Как вы понимаете, что такое честь?

- А что такое подвиг? (Ответы учащихся)

- А как вы понимаете, что такое доблесть? (Ответы учащихся)

- Давайте посмотрим, как определяет эти понятия в толковом словаре В.Даль.

Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Подвиг - это доблестный поступок, славное деяние.

Доблесть — высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие.

(Записать в тетради).

- Мы говорим с вами о вечных ценностях, и будем еще много говорить на последующих уроках. А теперь послушаем ребят и посмотрим, как противники оценивали подвиги защитников Севастополя.

Англичане знали, что Балаклава не имела боеспособного гарнизона и защитных сооружений, кроме Генуэзского замка. Это 110 солдат греческого батальона, под командованием полковника манто решили дать бой. Когда в Балаклавскую бухту вошли 20 английских военных кораблей, защитники отступили в развалины крепости. Крошечный гарнизон сражался, пока не использовал весь боезапас. Захватив развалины крепости, англичане обнаружили там раненого полковника, 6 офицеров, 60 солдат, тоже израненных.

Английский генерал, обращаясь к капитану Стомати, воскликнул: «Безумец! Неужели ты думал с горсткой своих солдат остановить целую армию!?» - «Если бы я сдался без сопротивления, - ответил Стомати, - я бы навлек на себя гнев начальства и запятнал свою честь. Теперь я исполнил свой долг. Совесть моя спокойна».

- Как англичане оценили поступок защитников Балаклавы?

Лейтенант и рядовой Шевченко. Среди командиров вылазок одним из самых известных был отважный лейтенант Бирилев. Во время рукопашного боя несколько вражеских солдат нацелили свои ружья в лейтенанта. Рядовой Игнатий Шевченко закрыл его своим телом. Герой погиб, но жизнь командира была спасена. Бирилев впоследствии совершил немало подвигов. Один из французских офицеров писал о нем: «Ночные стычки происходят под руководством Бирилева. Он действительно выказывает храбрость и неустрашимость выше всякой похвалы. Вот почему, несмотря на весь вред, который он нам наносит, он пользуется большим уважением между всеми французскими офицерами и даже солдатами. Если бы мне пришлось встретиться с Бирилевым, я бы пожелал вступить с ним в смертельный бой один на один, но если я его встречу вне поля брани, я буду счастлив пожать ему руку»

В течение семи месяцев штабс-капитан Мельников бессменно руководил контр-минными работами перед четвертым бастионом. Недаром Александр Васильевич Мельников получил прозвище «оберкрот». Ведь этот 35-летний человек практически не покидал своего боевого поста под землей. Даже жилая комната для него была оборудована там же. К концу весны состояние его здоровья значительно ухудшилось: тело покрылось язвами. Но только тяжелая контузия заставила Мельникова оставить бастион. О заслугах этого человека говорил весь Севастополь. По личному повелению императора Мельников был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени в 1855 году.

Даже бывшие противники через десяток лет писали, что «капитан Мельников, как опытный и умелый минер, никогда не забудется французской армией». Говорили, что в знак особого почтения из Парижа ему был прислан золотой перстень с изумрудами и бриллиантами, изображающий четвертый бастион.

Падение Малахова кургана. 27 августа около 12 часов дня французы бросились в атаку на Малахов курган, от которого их отделяло не более 30 метров. Защитники отчаянно сопротивлялись, но силы были не равны. 6 тысяч французов против 800 солдат Модлинского и Прагского полков, с каждой минутой их становилось все меньше и меньше. Но каждый оставшийся в живых стоил десятерых. 40 солдат и матросов под командованием поручика Юлия и подпоручиков Данилъченко и Богдзевича укрылись в оборонительной башне Малахова кургана и отстреливались от французов. Только когда все были ранены, кончился боезапас, поручик Юний предложил своим товарищам покинуть убежище. Раненые и окровавленные выходили герои из башни, и французы, пораженные и восхищенные их самоотверженностью, громко аплодировали им и отдавали честь всего лишь горстке смельчаков. Между тем бастион был уже несколько часов занят французами. Семь раз русские контратаковали противника, но не смогли сдвинуться с этого страшного места, где уже выросла гора трупов в рост человека. Были убиты генерал Юферов и генерал Лысенко. Отдавая дань героизму русских солдат, французы после окончания боя захоронили всех павших на бастионе в братской могиле и установили деревянный крест. А в 1872 году его заменил мраморный памятник с надписью на французском языке, которая в переводе звучит так: «Их воодушевляла победа и соединила смерть. Такова слава солдата, таков удел храбрецов».

— Как же относились противники к защитникам Севастополя?

— Почему? (Ответы учащихся).

— Потому что защитники отличались мужеством, совершали доблестные поступки, отличались благородством души и чистой совестью, потому что служба Отечеству, верность долгу была для них высшей целью.

Ребята, какую дату, связанную с Крымской войной, мы отмечаем в этом году? (150 лет первой обороны города). У нас будет много гостей. В городе обновляются памятники, приводятся в порядок места захоронений. Память жива! Мы должны знать историю нашего города, уметь объяснить и показать памятные места нашим гостям, знать имена героев обороны, которыми гордимся не только мы, их знают и чтут во многих странах мира.

У нас есть уникальная возможность посмотреть несколько кадров очень старого фильма, снятого в 1911 году режиссером Ханжонковым о I обороне. Я прошу вас правильно реагировать, пленка очень старая, но на ней есть уникальные кадры, показывающие ветеранов английских, французских и наших русских героев, оставшихся в живых, доживших до глубокой старости. Вглядитесь в эти прекрасные лица.

На дом: учебник «Потомству в пример», стр. 140-144.

Тех, кто хочет иметь высокий балл, кого взволновала тема нашего разговора, я прошу написать небольшой отзыв, мини-сочинение, эссе, выразить свое отношение к людям, о которых мы узнали, свое понимание вечных истин, а разговор мы продолжим.

Комментарий к видеокадрам.

Французские ветераны. Посмотрите на французских ветеранов. К французам с уважением относились севастопольцы.

Английские ветераны. Их воспоминания более тяжелые. Неудачное Балаклавское сражение. Современники говорили, что вся английская армия не могла в Севастополе взять один бастион. Речь шла о 3-ем бастионе.

И вот перед нами русские герои. Ожившие, прекрасные лица, приковавшие к себе весь мир на 349 дней. Даша Севастопольская, сестра милосердия. Ухтомская, раненая на Малаховом кургане. Имена многих мы не знаем. В день 50-летия обороны их провозили по городу, люди могли выразить им свое восхищение.

Последний Миронов Сергей Афанасьевич, чьи потомки живут в Севастополе, герой 4-го бастиона, матрос канонир.

Памятные места. Музей обороны, Михайловская церковь, 1-й бастион, 4-й бастион, Язоновский редут, памятник генералу Тотлебену, памятник затопленным кораблям.

Видеофрагменты документального фильма И.А. Красовского "Два имени неразделимы".

Остановись, прохожий, не спеши;

Здесь Севастополь — город бастионов.

Его железным воздухом дыши,

Чтоб в трудный час остаться непреклонным.

Умей и ты, как он, сойтись с бедой.

Не опуская головы пред нею,

Как он, стоять под тяжестью любой

Еще увереннее и прямее.

Все вынести и, опрокинув смерть, -

Пусть весь в крови и весь ты изрубцован –

Умей не на себя - вперед смотреть,

Как он, опять на подвиги готовый.

Остановись, прохожий! Тишину,

Молчание холмов прочти, как эпос,

И ты увидишь всю свою страну,

Всю Родину, как бастион, как крепость.


- Как вы считаете, эпиграфы подходят к нашему уроку? Почему? (Ответы).

Как вы понимаете законы, которые существуют для честных людей даже на войне? (Ответы).

Как называется на учебник? ("Потомству в пример")

Бывают слова, которым суждено быть бессмертными. Страницы, вписанные героями Севастополя, были, есть и будут страницами мужества, отваги, верности долгу. Они оставили потомству в пример свою безмерную любовь к Отечеству. А что мы возьмем для себя? Что оставим после себя? На этом вопросе для размышления мы закончим наш урок.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. На рубеже веков. – Севастополь, 2002.

  2. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. Потомству в пример. – Симферополь, 1999.

  3. Достойный поклонения. – Симферополь, 1996.

  4. Земля, на которой мы живем // Труженик моря. – 1975. - №№ 29-37.

  5. Легендарный Севастополь. – Симферополь, 1980.

  6. Скориков Ю.А. Севастопольская крепость. – СПб., 1997.


12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Севастополь. История Камышовой бухты от античности до Крымской войны

Автор: Футорянская Елена Николаевна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства