Просмотр содержимого документа
««Крестьянские выступления 20-х годов XX века».»
Урок по истории Казахстана 11класс.
Тема урока: «Крестьянские выступления 20-х годов XXвека».
Цель урока: Знать причины, основные события, последствия восстания 1921-1931 годов на территории Казахстана.
Знание причинно-следственных связей восстания 1929-1931 годов на территории Казахстана; Умение объяснить причины народных волнений и голода 1931-1933 годов, анализировать негативность политики сплошной коллективизации в Казахстане и начало оседание кочевников степи.
Письменный опрос через тестовые вопросы 1 и 2 вариантов. Формативное оценивание по стратегии «Взаимное оценивание в парах».
Тест – опрос: 1-вариант: 1. Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашен на XV съезде Коммунистической партии в:A) 1921г. B) 1925г. C) 1927г. D) 1928г. E) 1930г.
2. Одним из последствий сплошной коллективизации стал голод:A) 1920-1921 гг. B) 1927-1929 гг. C) 1924-1926гг. D) 1930-1932 гг. E) 1934-1936 гг.
3. Идея «Малого Октября», связанная с индустриализацией в Казахстане, принадлежала A) Ф.Голощёкину. B) К.Сатпаеву. C) Н.Курнакову. D) С.Садвакасову. E) Ж.Мынбаеву.
4. В животноводческих районах Казахстана основной формой колхозного строительства должны были стать: A) сельскохозяйственные артели B) фактории C) коммуны D) товарищества по совместной обработке земли и сенокосу E) совхозы.
5. В 1932 г. Ф.Голощекину было направлено группой деятелей республики «Письмо пяти»: A) С благодарностью за заботу о народе B) Об успехах коллективизации C) О голоде и причинах катастрофы D) Об успехах индустриализации E) О строительстве Турксиба
2-вариант:
1. Курс на «советизацию аула» провозгласил: A) С.Сейфуллин B) А.Розыбакиев C) В.И.Ленин D) И.В.Сталин E) Ф.И.Голощекин
2. Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» был принят в: A) 1917 г. B) 1918 г. C) 1925 г. D) 1928 г. E) 1932 г. 3. Противников голощекинской «советизации аулов» обвиняли в:A) Шовинизме B) Национализме C) Шпионаже D) Подстрекательстве E) Пособничестве иностранной разведке
4. Курс на коллективизацию сельского хозяйства провозгласил XV съезд партии: A) Коммунистов B) Эсеров C) Меньшевиков D) Кадетов E) Октябристов
5. Насаждение командно-бюрократического метода связано с именем первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933 гг: A) М.Мирзояна B) Т.Казыбекова C) Д.Омарова D) Ф.Голощекина E) С.Садвакасова
IIІ. Изучение нового материала: Слово учителя: «В 2015 году исполняется 83 года со времени великой трагедии – голода 1932–1933 годов, коснувшийся всех народов бывшего СССР. Страшный голод тех лет в Казахстане унес более 1,3 миллиона человеческих жизней, но еще больше людей были непосредственно затронуты голодом и нуждами. В этом плане научное осмысление и анализ истории нашей страны важны и необходимы нынешним и последующим поколениям казахстанцев для извлечения уроков из инициатив власти, приведших к трагическим последствиям».
Показ видеоролика: «Голодомор казахов. Улы Жуз».
Сообщение темы и цели урока: Знать причины, основные события, последствия восстания 1929-1931 годов на территории Казахстана.
Причины крестьянских восстаний 2. Характер восстаний 3. Движущие силы и лидеры 4. Основные этапы и хроника событий 5. Последствие восстаний. Работа со словарем. 6. Значение восстания. 7. Рефлексия.
Изучение материала по плану, малыми группами, самостоятельно работают 4 группы по 4-5 учеников. Критерий к заданию: 1.Причины: 1.Принудительная коллективизация, 2. Разрушение векового уклада жизни, 3. Раскулачивание середняков и бедняков
3. Движущие силы и лидеры: обедневшие крестьяне и шаруа.
4. Основные этапы и хроника событий: Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тыс. человек. Восстание 1929 года: 29.09.29 г. - в Бостандыкском районе Сырдарьинского округа, 2.11.29 г. – в Батпаккаре, Наурызымский, Тургайский край. Восстание 1930 года: февраль 1930 г. в Сузакском районе, 25.02.30 г. – Иргизское восстание, восстание в Каракумах, март 1930 г. – в Казалинске, Балхаше, аул Арасан, Аксу – Буен. Восстания 1931 года: февраль 1931 года – Семипалатинская область, Алма - Атинское и Адаевское восстания..
5. Последствие восстаний: 7 сентября 1932 г. ЦК КП (б) принял постановление «О сельском хозяйстве, и, в частности, животноводстве Казахстана». В постановлении было указано: На необходимость учитывать при проведении коллективизации уровень хозяйственного и культурного развития республики; На необходимость учитывать степень подготовленности широких крестьянских масс; В животноводческих районах Казахстана предложено создавать ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли) как переходную ступень к сельхозартели.
Нет ни единого слова о голоде, лишениях народных масс, о катастрофическом падении животноводства и о причинах, их породивших;
Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф. И. Голощекин, У. Исаев, И. Курамысов, Е. Ерназаров, С. Голодов и др.), оказавшееся политическим банкротом
6. Значение восстания:
1.Были ликвидированы искусственно созданные колхозы; 2. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели; 3. Населению возвращены насильственно обобществленные скот и имущество; 4.Советское государство оказало техническую и финансовую помощь для устройства оседающих кочевых хозяйств. Отпущено более 2 млн. пудов хлеба и более 30 млн. рублей деньгами. III. Заключительная часть.
Вывод урока через составление опорной схемы «Цепочка памяти» для подготовки к ЕНТ: 1929 – 1931 года – тоталитарная политика советской власти - Идея «Малого Октября» - Тройка ОГПУ – А.Жанбусинов – Батпаккара – Сузак в феврале 1930 г. –Каракумы – Ж.Баимбетов – местность Караке 170 повстанцев – Аксу-Буен-Т.Турыспаев - 7 сентября 1932 г. ЦК КП (б) принял постановление «О сельском хозяйстве, и, в частности, животноводстве Казахстана».
1. Из 372 вооруженных выступлений казахов против коллективизации особым упорством и умелой организацией отмечалось восстание в:A) Катон-Карагайском районе B) Самарском районе C) Усть-Каменогорском районе D) Зыряновском районе E) Сузакском районе
2. Насаждение командно-бюрократического метода связано с именем первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933 гг: A) М.Мирзояна B) Т.Казыбекова C) Д.Омарова D) Ф.Голощекина E) С.Садвакасова
3. Письмо Т.Рыскулова Сталину, Кагановичу и Молотову о голоде и эпидемии датировано:A) 1921 г. B) 1925 г. C) 1930 г. D) 1933 г. E) 1935 г.
4. Мобилизовать все потенциальные возможности шаруа и переселенческого крестьянства для восстановления сельского хозяйства позволила политика A) НЭПа. B) «Военного коммунизма». C) Вождизма. D) Космополитизма. E) Реформизма.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: Творческое: подготовить сообщение «интересные факты» о восстании 1929 – 1931 годов в Казахстане. Составить тестовый материал по теме.