Тема урока: Отечественная война 1812 г.
Учебное пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Р. История России. XIX век. 8 класс. «Просвещение», 2008 г.
Оборудование урока: мультимедийная авторская презентация, карта «Отечественная война 1812 г.»
Методы урока: творческий, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Форма проведения урока: фронтальная работа с классом.
Мультимедийное сопровождение: презентация Power Point.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ММ-сопровождение |
1. Организационный момент (1 мин.) | Приветствие. | . | |
2. Этап проверки знаний, умений, навыков. | Назовите основные направления внешней политики Александра I Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX в.? Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? В чем причины военных неудач России в кампании 1805 – 1807 гг.? Каково было основное условие Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно России? Чем закончилась война со Швецией? Чем закончилась русско-турецкая война 1806 – 1812 гг.? | Тестирование: Битва при Аустерлице состоялась в: а/1801, б/1805, в/1809 Даты русско-иранской войны: а/1804-1813, б/1808 -1809, в/1806-1812 По условиям Фридрихсгамского договора: а/Швеция получала Финляндию, б/Россия получала Дагестан, в/Россия получала Финляндию. По условиям мирного договора России и Ирана в 1813 г.: а/Иран получал Дагестан и Северный Азербайджан, б/Россия получала Финляндию, в/Россия получала Дагестан и северный Азербайджан Даты русско-турецкой войны: а/1804-1813, б/1808 -1809, в/1806-1812 Даты русско-шведской войны: а/1804-1813, б/1808 -1809, в/1806-1812 По условиям Бухарестского мира: а/Россия получала Бессарабию, б/Россия получала Финляндию, в/Турция получала Румынию | |
3. Этап активного усвоения учащимися новых знаний и умений (28 мин.) | Оглашение темы и цели урока. | Запись темы и плана урока в тетради | Слайд № 1-2 |
Постановка проблемного задания: Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года? | В ходе урока учитель показывает презентацию, а учащиеся фиксируют в своих тетрадях материал темы в виде опорного конспекта. | Слайд № 3 |
| Заполнение таблицы: Причины войны между Россией и Францией Для Франции | Для России | Несоблюдение Россией континентальной блокады ведение нового таможенного тарифа Россией | огромные экономические убытки от континентальной блокады создание Наполеоном Герцогства Варшавского падение авторитета Александра I | | Слайд № 4 |
1.На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? | | Слайд № 5 |
Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий России и Франции | | Слайд № 6 |
12 июня 1812 г. – начало войны Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? | Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра подписания мирного договора Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать | Слайд № 7-8 |
| Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нём не удалось. Назовите место соединения 1-й и 2-й русских армий В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему неравны, отдал приказ об отступлении. 8 августа М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией 26 августа – Бородинское сражение | В Смоленске 22 мая Сообщение учащегося: «Биография М.И. Кутузова» | Слайд № 9-12 |
Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву? | Работа с картой-схемой «Бородинское сражение» Потери с обеих сторон были колоссальными. Французы потеряли 60 тыс. человек, русские – 40 тыс. | Слайд № 13-19 Слайд № 20 |
Военный совет в Филях. Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? Рассказ учителя о Тарутинском манёвре, о пребывании армии Наполеона в Москве В стране разрасталось партизанское движение. Кто такие партизаны? Рассказ учителя об отступлении армии Наполеона | Работа с учебником Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. Партизан – член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага | Слайд № 21-24 Слайд № 25-27 Слайд № 28-30 |
Этап закрепления знаний и умений учащихся ( 7 мин.) | Беседа с учащимися по вопросу познавательного задания. | Тестирование: Война началась: а/ 12 июня 1812 г., б/ 26 августа 1812 г. в/ октябрь 1813 г. По настоянию народа главнокомандующим русской армией был назначен: а/ Барклай де Толли, б/ Багратион, в/ Кутузов Бородинское сражения состоялось: а/ 12 июня, б/ 26 августа, в/ 13 декабря После оставления Москвы Кутузов совершил: а/ Тарутинский манёвр, б/ Курский демарш, в/ Тульский проезд Первое поражение после оставления Москвы французы потерпели у: а/ Бородино, б/ Березино, в/ Малоярославца Последнее поражение на территории России французы потерпели у: а/Бородино, б/реки Березино, в/Малоярославца | Слайд № 31 |
Этап подведения итогов урока (3 мин.) | Определение домашнего задания Выставление и аргументация отметок | Запись домашнего задания в дневники | Слайд № 32 |