Цели урока:повторить значение термина "культура" и его состовляющих компонентов, рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии с древних веков до нашей эры, определить их значение в развитии мировой культуры.
Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
Воспитывать культуру аоведения в групповой работе,способствовать развитию интереса к мировой культуре.
На уроке используется презентация с большим количеством наглядностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура Древней Индии"»
Всемирная история 6 класс
Урок 20
Тема урока: Культура Древней Индии
Цели урока:
Образовательные: повторить значение термина «культура» и его составляющие компоненты;
рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; определить их значение в развитии индийской мировой культуры.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при работе в группах; способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.
Тип урока: комбинированный
Наглядность: презентация
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Опрос домашнего задания.
Покажите на карте территорию Древней Индии.
Занятия населения.
Расскажите о древнейших городах Индии.
Расскажите о развитии ремесла.
Расскажите об образовании Индийского государства.
Хозяйство.
Расскажите о кастовом строе.
Задания для развития мышления:
Задание 1:
Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.
- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну какой же ты выдумщик и враль!
- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…
Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.
- Враньё!... На свете нет ничего слаще мёда!
- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
(Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).
Задания из рабочей тетради по теме Древняя Индия.
3. Изучение новой темы.
«Махабхарата»
«Рамаяна»
О законах Ману.
Буддизм.
Основы искусства, образования и науки.
Слово учителя:
Индия – это страна, в которой было создано огромное количество песен и эпосов. До наших дней дошли эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», которые позволят нам изучить некоторые вопросы истории этой страны. Задание: прочитайте эпосы и ответьте на вопросы.
Что в эпосе правда, а что вымысел?
Какие выводы о жизни индийцев в древности мы можем сделать?
Например в поэме «Махабхарата» описываются реальные события войны между городами-государствами, которая закончилась победой одного из государств и образованием Индийского государства.
Вымышленной является информация о вмешательстве богов в войну.
В поэме «Рамаяна» реальным является существование многоженства у правителя, борьба за власть, вымышленным является борьба с чудовищами и людоедами, наличие десятиглавого и двадцатирукого царя и т.д.
Материал для учителя:
Сюжет «Махабхараты» — история рождения, воспитания и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов, ста сыновей царя Дхритараштры, старшим среди которых был Дурьодхана, и Пандавов — пяти их двоюродных братьев во главе с Юдхиштхирой. Кауравы воплощают в эпосе темное начало. Пандавы — светлое, божественное. Основную нить сюжета составляет соперничество двоюродных братьев за царство и столицу — город Хастинапуру, царем которой становится старший из Пандавов мудрый и благородный Юдхиштхира.
Зависть и злоба Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь, но с момента помазания на царство Юдхиштхиры достигают предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии помазания может вызвать будущего повелителя на поединок; отказ невозможен, он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает имущество, цар-ство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире, но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает все. В результате на совете рода было решено: Пандавы и их жена Драупади отправляются в изгнание на 13 лет. Царство им будет возвращено при условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными. Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к войне. Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоеванного царства, где долго и счастливо правит подданными.
Содержание «Рамаяны»
Некогда владыкой царства демонов-рахшасов на острове Ланка был десятиголовый Равана. Он получил от бога Брахмы дар неуязвимости, благодаря которому никто, кроме человека, не мог его убить, и потому безнаказанно унижал и преследовал небесных богов. Ради уничтожения Раваны бог Вишну принимает решение родиться на земле в качестве простого смертного. Как раз в это время бездетный царь Айодхьи Дашаратха совершает великое жертвоприношение, дабы обрести наследника. Вишну рождается в семье Айодхьи под именем Рама.Уже юношей стяжав себе славу многими воинскими и благочестивыми подвигами, Рама направляется в страну Видеху, царь которой, Джанака, приглашает на состязание женихов, претендующих на руку его дочери прекрасной Ситы. В своё время Джанака удочерил Ситу и воспитал её, а теперь предназначает в жены тому, кто согнёт чудесный лук, дарованный ему богом Шивой. Сотни царей и царевичей тщетно пытаются это сделать, но только Раме удаётся не просто согнуть лук, а разломить его надвое. Джанака торжественно празднует свадьбу Рамы и Ситы, и супруги долгие годы в счастье и согласии живут в Айодхье в семье Дашаратхи.
Но вот Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником. Узнав об этом, вторая жена Дашаратхи Кайкейи, напоминает царю, что однажды он поклялся выполнить два любые её желания. Теперь она эти желания высказывает: на четырнадцать лет изгнать из Айодхьи Раму и помазать наследником её собственного сына Бхарату. Тщетно Дашаратха умоляет Кайкейи отказаться от её требований. И тогда Рама, настаивая, чтобы отец остался верным данному им слову, сам удаляется в лесное изгнание, и за ним добровольно следуют Сита и преданный ему брат Лакшмана. Не в силах вынести разлуку с любимым сыном, царь Дашаратха умирает. На трон должен взойти Бхарата, но благородный царевич, полагая, что царство по праву принадлежит не ему, а Раме, отправляется в лес и настойчиво убеждает брата вернуться в Айодхью. Рама отвергает настояния Бхараты, оставаясь верным сыновнему долгу. Бхарата вынужден возвратиться в столицу один, однако в знак того, что не считает себя полноправным правителем, водружает на трон сандалии Рамы.
Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть.
Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка.
Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку.
Впереди войска шли Рама и его брат. Между Рамой и царем состоялся решающий поединок. Бог огня прислал Раме свою сверкающую колесницу. Царь демонов засыпал Раму волшебными стрелами, которые превращались в ядовитых змей.
Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита.
Работа с учебником стр.104-105 «О законах Ману»
Какую информацию о жизни индийцев нам дают законы Ману?
Слово учителя:
Буддизм.
Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.
Особенностью древних религиозных верований Индии – было представление о переселении душ.
Буддизм – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом), самая ранняя по времени возникновения (VI-V вв. до н.э.), в Индостане.
Основатель – индийский царевич Сидхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленный). Последователем может стать любой человек, независимо от его национальности, пола и общественного положения.
Основные постулаты буддизма.
1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.
2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).
3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).
4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.
Работа с учебником стр.108 – 109. «Основы искусства, образования и науки».
Сделать конспект открытий и достижений.
- Религиозные дворцы - храмы – (1 вид - храмы из кирпича и камня на открытой местности; 2 вид - храмы в пещерах).
- Из камня, обожженной глины изготовлялись разнообразные скульптуры.
- Астропрогнозы.
- Календарь.
- Возникновение десятирично – позиционной системы. Изобретение нуля - знака для обозначения пустоты.
- Медицина (болезни и способы лечения).
- Впервые стали производить сахар, ткани из хлопка.
- Появилась чатуранга", а по-русски – "шахматы".
- Была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога.
4. Закрепление.
Вопросы – загадки
1. Согласно нему в году 360 дней, год делится на 12 месяцев, в каждом из них по 30 дней. Им пользовались в Индии и пользуемся мы сейчас.
(Календарь)
2. Это изобрели индийцы, затем у них переняли арабы, от которых мы их и узнали и стали использовать в повседневной жизни, а особенно при изучении предметов технического цикла. Без них невозможно представить таблицу умножения.
(Цифры)
3. Это растет в различной местности. Её собирают, промывают, сушат, а затем используют в практических целях. В частности из неё делают отвары и настои.
(Лекарственная трава)
4. Игра двух партнеров на разделенной на светлые и темные клетки доске с 32 специальными темными и светлыми фигурами.