kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Коренной перелом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по истории

Класс: 11

Учитель: Карданова Инна Адамовна

Тема: "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"

Цели:

1. образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2.   воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:

1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

3.Тегеранская конференция.

Основные понятия нашего урока:

1.коренной перелом;

2.антигитлеровская коалиция.

II. Проверка домашнего задания.

-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.

Итак, ответьте на следующие вопросы.

1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 - 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).

2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.

Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.

3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.

Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.

- А теперь, ребята, поработаем по тесту.

III. Знакомство с новой темой.

- На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока звучит так: «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение _Казанокову Мариду_____________.

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§25 по учебнику). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды К.К. Рокоссовского и Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

Рассказ учителя.

- В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Силы и средства Советские войска Германские войска

Личный состав(тыс.чел.) 1336 900

Количество танков и САУ 3444 2733

Количество орудий и минометов 19100 10000

Количество самолетов 2172 2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

Рассказ учителя с опорой на карту.

- От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения - это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

-А теперь предоставим слово _Киржинову Алину______________ с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой"

-Второй этап - это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

- Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

- Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа».

3. - Третий вопрос сегодняшнего урока «Тегеранская конференция».

Предоставим слово _Шурдумовой Марине____________ с сообщением.

Рассказ учителя.

- Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.

IV. Закрепление изученного материала.

-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)

Проверяется заполнение таблицы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».

§ 25. Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».

VI. Итоги урока.

- Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

Вывод учителя:

- В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Коренной перелом" »


Конспект открытого урока по истории

Класс: 11

Учитель: Карданова Инна Адамовна

Тема: "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"

Цели:

1. образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:

1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

3.Тегеранская конференция.

Основные понятия нашего урока:

1.коренной перелом;

2.антигитлеровская коалиция.

II. Проверка домашнего задания.

-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.

Итак, ответьте на следующие вопросы.

1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 - 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).

2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.

Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.

3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.

Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.

- А теперь, ребята, поработаем по тесту.

III. Знакомство с новой темой.

- На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока звучит так: «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение _Казанокову Мариду_____________.

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§25 по учебнику). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды К.К. Рокоссовского и Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

Рассказ учителя.

- В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Силы и средства Советские войска Германские войска

Личный состав(тыс.чел.) 1336 900

Количество танков и САУ 3444 2733

Количество орудий и минометов 19100 10000

Количество самолетов 2172 2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

Рассказ учителя с опорой на карту.

- От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения - это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

-А теперь предоставим слово _Киржинову Алину______________ с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой"

-Второй этап - это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

- Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

- Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа».

3. - Третий вопрос сегодняшнего урока «Тегеранская конференция».

Предоставим слово _Шурдумовой Марине____________ с сообщением.

Рассказ учителя.

- Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.

IV. Закрепление изученного материала.

-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)

Проверяется заполнение таблицы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».

§ 25. Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».

VI. Итоги урока.

- Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

Вывод учителя:

- В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

- Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.

- Оценки за сегодняшний урок.

-Урок закончен. До свидания.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по истории "Коренной перелом"

Автор: Карданова Инна Адамовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Коренной перелом во Второй мировой войне""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_korennoi_perelom_vo_vtoroi_mirovoi_voine"
    ["file_id"] => string(6) "640097"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1700380190"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-1941-1945ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "111282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407321677"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег") "
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-uroki-zadannyie-chieloviechiestvu-voinoi-na-primierie-romana-iu-bondarieva-ghoriachii-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "136294"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417084526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства