I.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | (сл2)На экране карта «Монгольской империи». Откуда совершались все известные нам нашествия на Русь? Что изображено на карте? В какой части света она расположена? Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке? | Ученик вспоминает кочевые народы, имеющие отношение к истории Руси (хазары, печенеги, половцы); Часть света, откуда совершались нашествия, выдвигают версии – формулировки темы урока Самостоятельно определяют проблему урока | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
|
III. Актуализация знаний. | (сл4) 1) Положение Руси Перед Нашествием татаро-монгол Что мы знаем о положении Руси в середине XIII века? Что означают слова из текста древнерусской летописи? «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев» Назовите основные княжества Руси Назовите отрицательные черты феодальной раздробленности. | Ученик говорит о политической раздробленности, называют основные княжества (Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское), характеризуют их и указывает последствия раздробленности. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2 Давать нравственную оценку подвигу наших предков. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Монголы накануне нашествия на Русь? (сл6) Видео – «Чингисхан» (сл5) Вопросы для видео В каком году Темучин был выбран Чингисханом? Что такое КУРУЛТАЙ? Что означает титул ЧИНГИСХАН? Охарактеризуй личность Чингисхана. Какие изменения произошли при Чингисхане в жизни монголов Как был устроено монгольское войско? Какую цель преследовал Чингисхан? Какие территории были захвачены монголами? (сл7) Сделай вывод – каково было положение будущих соперников перед столкновением? (Чем отличалась Русь от Монголии) (сл8) Используя карту электронного пособия, скажите: Когда и где произошло первое столкновение между русскими и монголами? Каков был результат сражения? Сколько лет было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Как это время было использовано русскими князьями? (сл9) 3. Хроника нашествия. Герои Руси. (сл10) В 1227 году умер Чингисхан, следовательно он не мог возглавить поход на Русь. (ИНСЕРТ) Работа с учебником стр 98 п.2 «Вторжение на Русь» Первый поход Батыя ЭП – прочитать – ответить на вопросы – Какое княжество подверглось нападению первым (сл11) Рассмотреть репродукцию (сл12) Вопросы к анализу «Взятие Рязани» 1 Что изображено на картине? 2 Какими оборонительными сооружениями укреплена Рязань? 3 Что применяют монголы для захвата города? 4 Как обороняются защитники Рязани? (сл13) Прочитать документ и рассказать о подвиге Евпатия Коловрата (ЭП) Покажите на карте княжество которое не подверглось нападению (сл14) Второй поход Батыя ЭП – прочитать – ответить на вопросы – 1 Когда начался второй поход? 2 Когда пал Киев? 3 Когда и в какие Европейские страны вторглись монголы | Работа с Видео материалом по предоставленным учителем вопросам. 1206 Съезд ханов на котором решались важные вопросы Главный среди всех монголов Жестокий, хитрый, талантливый полководец и организатор Объединил монгол, закон Ясу, почта, налоги, деление общества на – 10, 100, 1000, тюмены (тьмы) Расширение своих владений «до последнего моря на Западе» Восточная Сибирь, Туркестан, Китай, Средняя Азия, Булгария. 25 августа 1227 (познавательные, коммуникативные, личностные УУД) Делает вывод – Монголы были значительно сильнеетак как имели сильное единое войско. Русские же были разобщены. Ученики должны назвать дату 1223 год и указать место – р. Калка. Ученики должны ответить, что до вторжения было около 15 лет. В течение этого времени князья по-прежнему ссорились друг с другом, продолжались усобицы. Дает ответ – Бату-хан (Хан Батый – внук Чингисхана) При чтении текста используется прием ИНСЕРТ Ученик должны назвать основные события периода 1237–1242 годов. Ученик должен рассказать о сопротивлении городов, массовой гибели людей. Описать по репродукции оборону Рязани. Анализ документа и рассказ о подвиге Ответить на вопрос Ученик должен указать даты второго похода и назвать захваченные и разграбленные территории. (познавательные, коммуникативные, личностные УУД) |
V. Выражение решения проблемы. | (сл15-16) Вернёмся к проблеме урока. Обобщите всё, что вы знали до урока, узнали на уроке и попробуйте ответить на вопрос. Как ты думаешь, почему, несмотря на отчаянное сопротивление, русские княжества терпели поражение? (ФИШБОУН) | Ученики при помощи текста параграфа и материала, рассмотренного на уроке, должны сформулировать основные причины поражения русских княжеств. Ученик заполняет фишбоун. |