Цели урока. Обучающая: Ознакомить с содержанием и важностью курса «Рассказы по истории Казахстана», а также рассказать учащимся о становлении истории как науки.
Развивающая: Показать, что историю необходимо ;шать каждому человеку, т.к. среди общественных дисциплин велико ее значение в изучении народной жизни, прошлого родной страны, в определении ее будущего.
Ход урока:
Рассказ учителя. Ознакомление с учебником, его структурой и содержанием. Повторение государственного гимна.
Каждый человек, гражданин обязан знать наизусть гимн своей страны. Отсюда прививается любовь к Родине, уважение к ее прошлому, патриотизм. Нужно сказать, что народ, который знаком с этими понятиями, ожидает прекрасное будущее.
План:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "О науке истории"»
Тема урока: О науке истории
Цели урока. Обучающая: Ознакомить с содержанием и важностью курса «Рассказы по истории Казахстана», а также рассказать учащимся о становлении истории как науки.
Развивающая: Показать, что историю необходимо ;шать каждому человеку, т.к. среди общественных дисциплин велико ее значение в изучении народной жизни, прошлого родной страны, в определении ее будущего.
Ход урока:
Рассказ учителя. Ознакомление с учебником, его структурой и содержанием. Повторение государственного гимна.
Каждый человек, гражданин обязан знать наизусть гимн своей страны. Отсюда прививается любовь к Родине, уважение к ее прошлому, патриотизм. Нужно сказать, что народ, который знаком с этими понятиями, ожидает прекрасное будущее.
План:
Понятие истории.
Формирование и развитие истории.
Зачем нужно изучать историю?
4.История Казахстана - часть всемирной истории.
В подтеме «Формирование и развитие истории» учитель обращает внимание учащихся на слова «шежире», «отец истории» и рассказывает, что не только на Западе, но и у наших дальних предков имелась традиция устной истории, которая сформировалась под воздействием слова и памяти путем передачи от предков к потомкам. Можно сказать и о том, что у казахов есть древнее выражение: «Предок наш Алаш, а кереге из дерева». Если на Западе был известен Геродот, то на Востоке знамениты своими историями Сыма Цянь, Рашид ад-Дин. Учитель обращает внимание учащихся на их портреты в учебнике. Нужно с первых же уроков использовать историческую карту и вести работу в тетради. Школьники должны учиться находить и показывать на карте даже небольшие условные обозначения. В тетради помимо записи названия темы следует записать новые слова, изученные на уроке: шежире, духовное наследие, «отец истории» Запада - Геродот, «отец истории» Востока - Сыма Цянь.
По третьей подтеме согласно плану можно поставить перед учениками вопрос: «Зачем нужно изучать историю?» После того, как все выслушают высказывания ребят, учитель с целью дополнения знаний учащихся просит их найти в учебнике ответ на данный вопрос. 1-2 ученика выразительно и громко читают вслух текст. По четвертой подтеме следует обратить внимание учеников на особенность структуры и содержания «Рассказов по истории Казахстана». Учитель рассказывает, что этот курс составлен из серии рассказов, которые повествуют о важнейших событиях в истории нашей страны. Это дает возможность юному пятикласснику узнать об историческом пути, пройденном народом Казахстана с древнейших времен до сегодняшних дней. С первых же занятий учитель должен взять под особый контроль: тех учеников, которые не проявили активность на уроке с тем, чтобы и они затем активно включались в обсуждение темы.
Итоги. По завершении занятия учитель заканчивает свой рассказ и подводит итоги следующими словами: «Ребята, как вы поняли, если усердно изучать историю, то оно будет для вас самым интересным и увлекательным предметом, полным тайн и загадок. К примеру, изобретение обычной бумаги, которую вы используете ежедневно и дома, и на уроках имеет свою интересную историю. Вели будете прилежно готовиться к урокам, то история Откроет перед вами свои тайны и загадки, о которых вы упоминаете со страниц учебника. История - одна из самых древних научных дисциплин. Тем не менее, она до сих пор сохраняет свою важность, и никогда ее не теряла и не потеряет, т.к. при любом знании, требующем освоении, необходимо знать его историю. От простых тружеников до великих ученых все должны знать и любить Историю, чтобы преуспеть в жизни. Если дерево растет ОТ корней, то человек - от своего прошлого».
Домашнее задание.
Задание на дом по вводной теме: прочитать текст параграфа, пересказать своими словами.
В конце занятия, когда учитель подведет итоги уроки, не лишним будет поблагодарить активных учеников. Также можно прочитать интересные места из параграфа по просьбе учеников еще раз для лучшего запоминания.
учитель, проверив выполнение домашнего задания, сможет составить представление о степени выполнения задом и й, об их достаточной правильности. По уровню ак-Щилости учащихся, их подготовленности учитель судит о результативности своего первого урока. Ну, а если от-itt't'u учащихся не удовлетворяют учителя, то он должен постираться найти слабые места в своей методике препо-дмпиния. Итак, резюмировав пройденный материал пу-•i'tiM проверки домашнего задания, еще раз вспомнив со реем классом самые важные понятия и термины, которые необходимо запомнить, учитель переходит к теме Ноного урока.
Объяснение темы нового урока.
Особенности содержания новой темы учитель раскрывает в неразрывной связи с предыдущим занятием. Воли на прошлом уроке ученики ознакомились с понятием истории, с этапами становления ее как науки, то теперь следует заострить значение вспомогательных дисциплин для полного и достаточного изучения исторического прошлого.
Учитель пишет на доске тему: «Источники исторических знаний». Теперь можно обратить внимание учащихся на вышеназванный наглядный материал (для того чтобы ребята не отвлекались во время опроса домашнего падания, можно с самого начала урока спрятать его ни пнутреннюю стенку раскрывающейся доски). По рисункам, вывешенным на доске, учащимся задается вопрос: «Что вы видите на рисунках?» Тем самым учитель открывает новую тему урока.
Согласно новому учебному материалу на доске пишется план темы. Если Вы решите, что не стоит на это тратить время, повесьте на доску заранее подготовленный плакат с надписями.
План темы:
1. Источники исторических знаний:
а) письменные источники;
б) устные источники;
в) археологические источники;
г) этнографические источники.
Учитывая, что эти термины и понятия не были ранее :i па комы детям, можно вывесить заранее подготовленный