- Формировать толерантное и уважительное отношение к друг другу
Методы обучения:
Основной метод: диалог
Частные методы: словесные: беседа, объяснение;
поощрение: похвала за правильные ответы;
наглядные: презентация;
Ресурс урока:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е. В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
ISBN 978-5-85939-719-8 (общ.)
ISBN 978-5-85939-721-1 (ч. 2)
Сизова, Е.В. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Методические рекомендации для учителя / Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. – Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс; УМЦ «Школа 2100», 2015. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
ISBN 978-5-85939-740-2 («Баласс»)
ISBN 978-5-99059-030-4 (УМЦ «Школа 2100»)
Консультация у Григорьевых Т. И.
Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта, аудио колонки.
План
Организационное начало
Приветствие
Проверка рабочих мест
Настрой на урок
Актуализация знаний
2.1 Формулировка темы и проблемы урока
2.2 Беседа о приметах
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Работа с текстом учебника с.90-91. Общие черты религиозных верований.
Работа с текстом учебника с.92-93. Свода совести.
Работа с текстом учебника с.96-97. Разнообразие религий мира.
Применение нового знания
4.1 Задание №1, с.62
4. 2 Задание №2, с.63
4.3 Задание №3, с.64
Итог урок. Рефлексия
Домашнее задание.
Организационное завершение урока
Ход урока
Организационное начало.
1.1 Приветствие
- Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Александровна.
1.2 Проверка рабочих мест
- Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня, и я буду знать, что вы готовы к уроку.
1.3 Настрой на урок
- Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю посмотреть друг на друга и пожелать успеха.
Актуализация знаний.
2.1 Формулировка темы и проблемы урока
- Сейчас, мы с вами прочитаем диалог Анюты и Ильи и вы подумайте, кто в этом споре прав?
А: Меня бабушка в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то надо Богу молиться – легче станет.
И: А где, по-твоему, Бог живет? Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.
А: А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе живет!
Ребята, кто же прав в этом споре?
Можно считать, что права Анюта?
Можно согласиться с Илюшей?
Какие еще мнения у вас есть?
Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...
Какой вопрос у вас возникает?
- Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?
- Обобщим и запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:
Могут ли все люди думать одинаково?
- А теперь прочитайте тему нашего урока.
«Кто во что верит».
2.1 Беседа о приметах.
- Наша старая знакомая , Аня, получила письмо, в которое была вложена картинка с надписью «Говорят, не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»…
- Ребята, есть ли у вас предположения, что все это может значить?
- Здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом.
- А какие еще приметы вы знаете?
- Верить ли в то, что «не повезет, если черный кот дорогу перейдет», и вообще, верить в приметы или нет?
- А кто решает верить или нет в приметы?
- Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам.
- Ребята, вспомните, что вы знаете о религиях?
Этап открытия новых знаний.
Работа с текстом учебника
– Работа с текстом учебника с.90-91. Общие черты религиозных верований.
- Обратите внимание на лепесток «По взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы уже знаете?
Ученики могут вспомнить веру в духов (материал темы «Первобытный мир – первые шаги человечества»), христианство, ислам (материал темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем».)
– Откройте учебник на с. 90-91 и прочитайте фрагмент «У Бога милости много», обратите внимание на выделенные слова. И ответьте на вопрос: какие общие черты есть у всех религий?
- Вера в сверхъестественное, особые дома (храмы), религиозные обряды, священнослужитель. (с подробным объяснением каждого понятия)
Вывод: религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога.) Поклонение этим силам предполагает:
– посредников между богом и человеком (можно предложить дать название каждому (на картинках): колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители);
– места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы);
– обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.
- Обратите внимание на иллюстрацию после текста. Слова и картинки перепутаны, давайте подберем подписи к рисункам
3. 2 Работа с текстом учебника с. 92-93. Свобода совести.
– Прочитайте учебник на с. 92-93. Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом.
- Кого мы называем атеистами?
- Как вы понимаете фразу «свобода совести»?
- Ребята, как вы думаете, все ли люди верят в Бога? Как называют людей, которые не верят?
– Рассмотрите рисунки на с. 92. Определите, кого из героев рисунков можно назвать верующими, а кого атеистами?
- С кем из них вы бы согласились, кто из них прав?
Ученики могут высказать разные предположения, может возникнуть спор. Необходимо добиться аргументации мнений: «Я думаю, что прав …, потому что…». Хорошо, если кто-нибудь догадается, что каждый по-своему прав, каждый может думать так, как считает нужным и т.п.
– Вы не первые, кто спорит из-за религиозных взглядов на мир. Вспомните, когда в истории такие споры приводили к серьёзным конфликтам, даже войнам?
- Крестовые походы, разрушение церквей в начале XX века большевиками и др.
– Так кто же был прав в споре о том, во что надо верить?
- Каждый сам для себя должен выбрать, во что верить, а во что нет.
Вывод: каждый человек имеет право на веру и неверие. Судить о человеке по его вероисповеданию нельзя. Вера – внутреннее состояние человека. Одним из самых важных прав каждого человека является свобода совести.
3. Работа с текстом учебника с.96-97. Разнообразие религий мира.
– Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения?
- Храмы, книги, священные предметы. У каждой религии есть своя книга. Я принесла одну из таких книг, это Библия.
– Что вы видите на слайде?
- На слайде изображены священные предметы и изображения основателей религий: икона (Иисус Христос), рисунки (Будда, Конфуций, Мухаммед), скульптуры (Шива и Лао-цзы) – см. подписи к изображениям на с. 94–95.
– Все изображения разные, по-разному выполнены, но что же их всех объединяет?
Вывод: все это памятники человеческой культуры, искусства.
- Что такое культура?
- Культура – всё полезное или красивое, что создано людьми, а не природой.
– Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какого-нибудь из этих памятников культуры? Например, если верующий одной религии уничтожит памятник другой религии?
- Уничтожение священного для верующего предмета – это оскорбление, по «золотому правилу нравственности» – это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии (или атеист), он может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.
Проверить предположения можно по тексту фрагмента «Пути духовных исканий».
Применение нового знания
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы.
Выводу: все люди разные, в том числе и по взглядам на мир. Есть люди, которые верят в сверхъестественное, и есть атеисты. Каждый может остаться при своём мнении, но это не должно помешать Илюше и Анюте остаться братом и сестрой, нам всем добрыми друзьями.
Рабочая тетрадь на с. 62, №1, 2, 3
Итог урока. Рефлексия
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
Домашнее задание
- Прочитать в учебнике с.90-97, рабочая тетрадь с. 65-66 №5, 7