На уроке рассматриваются все те важнейшие изменения, что происходили в странах Западной Европы в период перехода от Средневековья к Новому времени. Коснулись эти перемены всех сфер жизни человека: экономической, социальной, политической и религиозной. Серьезным образом менялся и быт населения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Материальный мир и общество"»
Урок по Всеобщей истории 7 класс
Тема: «Материальный мир и общество»
Цели урока:
Проанализировать изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве;
Для лучшего понимания процес сов, которые произошли в мире в период раннего Нового времени, сравнить основные черты феодализма и капитализма;
Развивать критическое мышление и навыки самостоятельной работы учащихся
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Тема урока записана на доске, учитель содействует самостоятельному целеполаганию учащихся.
Задание учащимся
Поставить вопрос к теме урока.
Прогнозированный ответ
Что нового появилось в хозяйственной деятельности человека раннего Нового периода?
Какие изобретения и усовершенствования осуществили люди? Как они их применяли?
Какие изменения произошли в обществе с появлением нового в жизни людей?
Сформулированные учащимися вопросы учитель записывает на доске и предлагает в соответствии с ними определить задачи урока.
Актуализация опорных знаний
Вопрос к учащимся
Что такое Новое время?
В какой сфере деятельности человека произошло больше всего изменений? Что стало причинами таких изменений?
Вниманию учителя
Работу на уроке целесообразно организовать с использованием исторической карты «Великие географические открытия».
Работа в парах
Задание учащимся
Перечислить характерне черты ремесленной мастерской в средние века.
Обсуждение задания в парах и в классе. По результатам обсуждения учитель предлагает заполнить левую колонку сравнительной таблицы на доске.
Вопрос учащимся
Что такое сословие? Какие сословия характерны для средневекового общества?
Прогнозированный ответ
Харктерное для Средневековья разделение общества на три сословия – духовенство (те, кто моляться); феодалы, воины-рыцари (те, кто воюет); крестьяне (те, кто, работает).
В ХVІ-ХVІІ вв. Мир оставался большой крестьянской страной, в которой 80-90% населения жили за счет того, что давала земля. Европа была густонаселенной: на 1 кв. км проживало 30-35 человек, в отдельных районах – 50. Ее покрывала густая сеть дорог, которая связывала между собой города и селения. Дороги были ужасными и «раскисали» в распутицу, поэтому удобно было пользоваться водними дорогами-реками и морями.
За пределами населенных пунктов оставалось еще много лесов, в которых водились дикие звери. Во времена неурожаев и лишений лес наступал на освоенные человеком территории.
Люди были еще тесно связаны с природой. Потому природные катастрофы часто влияли на социальные потрясения: голод, эпидемии, восстания, миграции населения.
Учитель зачитывает отрывок из текста, а учащиеся дают ответ на вопрос к нему.
Пример текста
Прогнозы и пророчества
Прогнозировать изменения в природе люди не умели и верили приметам и астрологам. Например, в 1551 году один из них пророчествовал: «Если Солнце, Венера и Луна сойдутся под знаком Близнецов, писатели заработают мало в этом году, слуги не будут послушны своим господам… Но на Земле будет достаточно пшеницы, а дороги будут опасными из-за большого числа разбойников».
Вопрос к учащимся
О каком уровне связи человека с природой свидетельствует такой прогноз?
Сообщение учителя
В больших городах остро ощущалась нехватка воды. Водопроводов было мало, кое-где использовались римские акведуки. Во многих городах существовали цехи водоносов. В Стамбуле летом воду продавали небольшими чашечками. Очистных сооружений в то время не существовало. В Париже, например, воду, как и раньше, пили из Сены, хотя ее состояние было далеко от идеала. В Лондоне ХVІІІ в. воду три дня в неделю подавали по деревинному трубопроводу. Хранили ее в больших деревянных бочках.
Люди старались использовать все багатства полей, лесов, морей. Треска и селедка в большинстве приморських стран спасали от голода. В лесах и на болотах оставалось много дичи и ягод. Одновременно люди решительно старались разнообразить природу. В Европе постепенно распространялись «американские» растения: кукуруза, картошка, помидоры и др. Благодаря этим культурам к XIX в. угроза голода в европейских странах постепенно уменьшается.
Периодические похолодания и потепления климата, засуха и наводнения, извержения вулканов и землетрясения влияли на повседневную жизнь людей.
Предметы повседневного спроса и потребления - одежда, обувь, предметы домашнего быта, которые, как и раньше, изготовляли простые ремесленники и у которых в период раннего Нового времени появился очень серьезный соперник – мануфактура (от лат. manufacio- делаю рукой) – крупное производство, основанное на ручном труде.
Задание учащимся
Пользуясь текстом учебника, выделить характерные черты мануфактуры и сравнить мастерскую ремесленника и мануфактуру (ученики при помощи учителя заполняют правую колонку таблицу)(см. табл.1)
Таблица 1
Сравнение мастерской ремесленника и мануфактуры
Мастерская ремесленника
Мануфактура
- Мелкое производство, на котором выпускается небольшое количество продукции
- Крупное предприятие, объемы производства которогозначительно возрастают
- Разделение труда отсутствует
- Существует разделение труда
- Мастер работает с подмастерьями и несколькими помощниками
- Работают наемные рабочие, количество которых с расширением производства растет
- Изделия принадлежат мастеру, который и сам принимает участие в их изготовлении
- Изделия принадлежат собственнику предприятия, а не производителям
- Орудия труда примитивные
- Есть верстаты и механизмы. Собственники мануфактур заинтересованы в техническом прогрессе
Мануфактуры возникли прежде всего в нових видах производства, например: типография, сахароварение, изготовление стекла. Мануфактурный способ производства начинают также использовать в судостроительстве и военном деле. Чтобы начать мануфактурное производство, необходимо было приобрести землю, построить производственные помещения и склады, закупить оборудование, сырье, нанять работников. Расходы окупались, ведь мануфактура давала значительные доходы. Таким образом, потраченные деньги приносили новые деньги – прибыль.Деньги, вложенные в какое-нибудь дело, которое дает прибыль, называются капиталом. Описанную организацию производства называют капиталистической.
Вниманию учителя
Целесообразно вместе с учениками сравнить особенности феодализма и капитализма. Таблица 2
Основне черты феодализма и капитализма
Феодализм
Капитализм
Ручной труд
Машинное производство
Господство мелкотоварного производства
Рост крупнотоварного производства
Низкие темпы роста объемов производства и производительности труда
Высокие темпы роста объемов производства и производительности труда
Основне классы: крестьяне и феодалы
Основне классы: капиталисты, предприниматели (буржуазия) и наемные рабочие
Крестьяне зависели от феодалов
Наемные рабочие лично свободны
Феодалы силой заставляли крестьян отдавать им часть продукта (оброк) или работать на них (барщина)
Использование наземного труда (за деньги) робочих, которые не имеют собственности
Господство натурального хозяйства при слаборазвитой торговле
Господство товарного производства, развитие товарно-денежных отношений
Низкий уровень развития техники в сельском хозяйстве и ремесле
Технические изобретения, которые способствовали созданию крупних предприятий
Учитель отмечает, что с развитием товарно-денежных отношений возникли нове формы организации торговли: биржи, торговые компании, банки (определения записываются в словарь терминов).
Биржа – организационно-оформленый регулярно действующий рынок, на котором осуществляется постоянная торговля.
Торговая компания – купеческая организация, организующая торговлю.
Банк – специальное учреждение, которое имеет деньги, предоставляет кредиты, осуществляет денежные расчеты, выпускает в оборот ценные бумаги и др. Первые банки появились в ХV- ХVІ вв., сначала в Италии, а потом в Германии.
Сообщение учителя
Выяснив тенденции развития промышленности, давайте попробуем проследить, какие изменения произошли в сельском хозяйстве. Ведь, несмотря ни на что, государства Европы на данном этапе их развития были аграрними.
В буржуазне отношения значительно медленнее, чем город, втягивалась деревня – главный оплот феодадализма. Там создавались фермерские хозяйства с наемным трудом крестьян, которые потеряли свою землю, то есть перестали быть крестьянами в полном понимании этого слова. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне , купцы, или (иногда) сами феодалы. Так случилось, например, в Англии, где произошел процесс огораживаний, то есть насильственного изгнанания крестьян с земли с целью превращения ее на пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу.
От скорости проникновения буржуазних отношений в деревне зависели темпы развития капитализма. Быстрее других этот процесс происходил в Англии и Северных Нидерландах, где бурный рост мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. Для Англии и Голландии в ХVІ – ХVІІ вв. Характерно интенсивное буржуазное переустройство сельского хозяйства, утверждение крупной капиталистической аренды при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдается введение в практику новых видов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка и др.) Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и прилив раб очей силы в промышленность, поскольку крестьяне, оставшись без земли и, не найдя работы в деревне, шли в города.
Работа с текстом
Учащиеся работают с учебным материалом, отвечают на вопросы.
Текст
В большинстве районов Европы преобладали зерновые культуры. И только на юге рядом с зерновыми выращивали виноградники и сады. Большое значение для развития сельского хозяйства имели бобовые культуры, которые потреблялись в пищу людьми и шли на корм животным, но и обогащали почву азотом. С ХІV века все чаще сеяли гречку, но широкое распространение она получила лишь в конце ХV века, чуть раньше арабы завезли в Испанию рис, который в ХV веке проник в Италию и Южную Францию.
С ХІV века некоторые европейские страны начинают специализироваться на выращивании отдельных сортов садово-огородных культур. Большие сады и огороды появляются в Германии, Франции, Италии. В странах Средиземноморья садоводство и огородничество готовят продукцию на экспорт.
С ростом городов увеличились объемы производства технических культур. В районах с развитым текстильным производством выращивали фабричные растения: шафран, вайду, марену и др. повсеместно в Европе сеяли коноплю и лен.
В ХІ-ХV веках ощутимые перемены происходят в животноводстве. Если в ХІІІ веке оно играло вспомогательную роль, то в ХІV- ХV веках получило первоочередное значение, особенно в районах с неблагоприятными для выращивания зерновых климатическими условиями. Крестьянские хозяйства, не имея достаточного количества кормов, главную роль уделяли разведению овец, коз и свиней. В некоторых районах Европы интенсивно развивалось овцеводство, которое поставляло сырье для суконного производства.
Вопрос учащимся
Какие сельскохозяйственные культуры выращивали в период раннего Нового времени?
Какие изменения произошли в животноводстве? Почему?
Разведением какого скота занимались европейцы?
Учитель.
Новое время – это эпоха изменений в жизни общества. В самом начале, в ХV- ХVІ вв., во многих странах еще продолжали господствовать феодальные отношения, но уже наблюдались значительные сдвиги: совершенствовались орудия труда, было сделано много технических изобретений, начали использовать новые станки, механизмы, инструменты, улучшилось качество обработки земли.
Далее учащиеся работают с таблицей (см. табл.3) (готовится как раздаточный материал) и выполняют задания к ней.
Вопрос учащимся
Какие технические открытия и изобредения были сделаны человеком в ХV- ХVІ вв?
Где их применяли?
Какое значение они имели для развития хозяйства?
Учащиеся делают вывод, что эти технические изобретения и усовершенствования вызвали появление нових орудий труда, ремесел и профессий, а также повышение квалификации производителей, что, в свою очередь, привело к росту производительности труда в хозяйстве.
Сообщение учителя
С ростом обмена, торговли, накопления капитала и углубления общественного разделения труда складывались благоприятные условия для выделения транспорта в отдельную отрасль производства. В ХV- ХVІ вв. становилось все больше судновладельцев, которые занимались исключительно перевозкой товаров. Во многих странах появились почты и осуществлялись регулярные перевозки пассажиров сухопутными дорогами. Во Франции, Германии, а позже и в Англии в ХVІІ веке стали строить хорошие дороги.
Таблица 3
Технические открытия и усовершенствованияХV-ХVІ вв.
Изобретения и усовершенствования
Их применение и последствия
Усовершенствование в использовании водяного двигателя
Приведение в движение колесом молота или пресса в мастерских
Подъем наверх руды и откачивание воды из шахт
Использование колеса для вдування воздуха большими мехами в плавильную печь
Изобретение домны
Получение чугуна и стали
Увеличение объемов виплавки металла
Совершенствование огнестрельного оружия
Производство нових видов огнестрельного оружия
Переворот в военном деле, уменьшение значения рыцарской конницы
Совершенствование кораблестроения и техники мореплавания
Возможность долгого путешествия в открытом море
Изобретение книгопечатания
Возможность быстрого распространения полученных человеком знаний
Развитие образования и литературы
Изобретение прялки и горизонтального ткацкого станка
Серьезные изменения в текстильном производстве
Ускорение процесса прядения
Улучшение качества пряжи
Вопрос учащимся
Какие изменения произошли в сфере транспорта и перевозок в период раннего Нового времени?
Изменения в обществе
Сообщение учителя
Все те изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, не могли не повлиять на общество. Характерное деление общества на три сословия не отвечало реалиям жизни в Новое время.
Значительные потрясения ожидали в ХVІ веке католическую церков. Новые течения в христианстве, возникшие в это время, нарушили суровую иерархию церковной организации и безоговорочное могущество Папы римского.
Многие феодалы (идальго в Испании, «дворянство шпаги» во Франции и др.) стремились сохранить старые порядки. «Старое дворянство» с оружием в руках отстаивали свое монопольное право на владение землей и крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии не власть и господство в обществе. «Славное рицарство» осталось в Средневековье. Мушкеты хорошо обученных солдат постоянных армий «свели на нет» все преимущества закованных в железные латы конных рыцарей. Мощные пушки разрушали самые неприступне рыцарские замки.
В это же время появились «новые дворяне». Их целью стало производство продуктов для продажи на рынке и получения прибыли. Пренебрегая сословными предрассудками, они принимали участие в общин с купцами и банкирами коммерческих делах, основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали дворянские титулы и высокие государственные должности, которые давали им возможность увеличивать свои богатства или тешиться тщеславием: «из грязи в князи».
Таким образом, банкиры, ростовщики и торговцы, цеховая верхушка, собственники мануфактур и «новые дворяне» образовали новый класс-буржуазию. В средние века бюргерами, или буржуа, называли жителей городов. В Новое время значение этого термина постепенно изменилось – «буржуа» и «буржуазией» стали называть собственников капиталов, которые использовали труд наемных работников.
В городах и селениях появляется абсолютно новая социальная группа наемных работников. Она формировалась за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др. Особое место в жизни общества принадлежало городской интеллигенции: юристам, ученым, преподавателям университетов, писателям, архитекторам, врачам и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени.
Во время рассказа для лучшего восприятия учащимися информации учитель составляет на доске схему, которая отображает слои общества. Ученики фиксируют схему в тетради.
Общественные слои
Отстаивали свое монопольное право на владение землей с крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии на власть и господство в обществе
«Старые
дворяне»
Их целью стало производствопродуктов для продажи на рынке и получение прибыли. Они принимали участие в общих с купцами и банкирами коммерческих операциях и основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали высокие титулы и должности
«Новые дворяне»
Эти слои формировались за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др.
Наемные работники
Юристы, ученые, преподаватели университетов, писатели, архитекторы, врачи и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени
Городская интеллигенция
Сообщение учителя
Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютизм. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая зарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства, которые требовали огромных средств, сильной армии, чиновничьего апарата. Абсолютизм начал формироваться еще в ХV веке, но расцвет его припал на ХVІІ век.
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Вопросы и задания учащимся
Назвать характерне черты развития промышленности, сельского хозяйства и торговли периода раннего Нового времени.
Какие главные признаки формирования капитализма вам стали известны?
Назвать основне технические изобретения периода раннего Нового времени.
Кто такие буржуа? Представителей каких общественных слоев называли буржуазией?