kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока по Истории России на тему "Политическое развитие в 20-е годы" 9 класс. Конспект разработан в соответсвии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Истории России»

Технологическая карта урока

Тема: «Политическое развитие СССР в 1920-е гг».

Формируемые предметные результаты

Знать:

  1. События предшествовавшие сращиванию государственного и партийного аппарата.

  2. Основные события предшествовавшие утверждению однопартийной политической системы

  3. Основное противоречие НЭПа

  4. Этапы борьбы за власть в большевистском руководстве

  5. Причины победы Сталина

Уметь:

  1. Объяснять особенности политического режима 1920-х гг

  2. Объяснять причины победы Сталина

  3. Работать с историческим документом

  4. Составлять тематическую таблицу

  5. Работать с текстом учебника

Задачи учителя:

  1. Сформировать представление о сращивании государственного и партийного аппарата

  2. Сформировать представление об утверждении однопартийной политической системы

  3. Сформировать представление об основных противоречиях НЭПа

  4. Сформировать представление о борьбе за власть в большевистском руководстве

  5. Сформировать понимание причин победы Сталина

  6. Сформировать понимание политических процессов в обществе и государстве

Формируемые УУД:

1)Регулятивные:

- Научатся планировать учебную деятельность при составлении таблицы

- Научатся планировать учебную деятельность при работе с текстом учебника

2)Познавательные

- научатся составлять тематическую таблицу

- научатся анализировать исторический документ

3)Личностные

- будет сформирован образ политической системы СССР в 20-е гг.

4)Коммуникативные

- Научатся формулировать собственное мнение

- Смогут дать оценку личности И.В.Сталина

Цель урока: выяснить какие изменения произошли в политической сфере Советского государства, причины и результаты внутрипартийной борьбы.

Основные персоналии: И.В. Сталин, В.И.Ленин, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин


Основные даты: 1921, март – Xсъезд РКП(б), принятие резолюции о единстве партии; 1922, июнь-июль – открытый судебный процесс над членами партии социалистов – революционеров; 1924, 21 января – смерть В.И.Ленина

Образовательные ресурсы: А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России XX- начало XXI века. 9 класс. Учебник. М.: «Просвещение».2013. Презентация на тему: «Политическое развитие в 20-е гг».

Ключевые вопросы: 1.Сращивание государственного и партийного аппарата. 2.Утверждение однопартийной политической системы. 3.Основное противоречие НЭПа. 4.Сталин против Троцкого. 5. «Правый уклон». 6. Почему победил Сталин?

Тип урока: комбинированный

Класс:

Учитель: Алимова Ю.С.





























Ход урока:


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Используемые средства обучения

Методы и формы обучения

I.орг.

мом.

Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, проверим д/з.

Приветствуют, готовятся к опросу.

Учебник

Вводная беседа

II.опрос

  1. Каковы причины образования СССР?

  2. Каковы предпосылки образования СССР?

  3. Когда была принята первая конституция СССР?

  4. Какие существовали проекты создания единого государства?

  5. Как распределялись полномочия между центральными и местными органами власти?

  6. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.?

Отвечают на поставленные вопросы.

Учебник

Презентация

Фронтальный опрос, устная форма


III. Новая тема


1ращивания государственного

и партийного аппарата.

К началу 1920-х гг. экономика страны была практически полностью разрушена. В 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика (нэп). Разверстка сменилась продовольственным налогом, была разрешена торговля. Предпринятые меры позволили оживить экономическую активность населения и вывести страну из кризиса. Тем самым руководство ВКП (б) сохранило монополию своей партии на госуд.власть, но после смерти Ленина началась острая борьба за лидерство в партии.

В годы Гражданской войны РКП(б) фактически стала подменять госаппарат. Важнейшие решения вначале принимались на созданном в 1919 г. Политбюро Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Н. Троцкий, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. Впрочем, все его члены находились и на государственных постах. Компартия превратилась в жестко централизованную организацию. Против подобной ситуации выступила «рабочая оппозиция» во главе с А. Шляпниковым. Она обвиняла партийную верхушку в перерождении. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП(б).

8 марта 1921 г. съезд принял резолюцию «О единстве партии», запрещающую создание в РКП(б) фракций, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения.




















3. Основное противоречие нэпа. Сущность этого противоречия состояла в следующем. В экономике были сделаны шаги к рынку. В политике, напротив, произошло ужесточение режима, утвердилась однопартийная система. Различные социальные группы не имели возможности отстаивать свои интересы. Это противоречие во многом сглаживалось тем, что во главе государства стоял пользовавшийся безусловным авторитетом в партии и доверием у большинства населения В. И. Ленин. Формально он не занимал никакой партийной должности, но тем не менее вел заседания пленумов ЦК, Политбюро. Руководить партийной работой ему помогал секретариат ЦК.В 1922 г. Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести партийные дела в отсутствие Ленина. Выбор пал на И. В. Сталина, который занимался в ЦК организационной работой. Чтобы поднять авторитет новой должности, было решено дать ей звучное название – генеральный секретарь. В апреле 1922 года Григорий Зиновьев и Лев Каменев выдвинули И. Сталина на пост генерального секретаря партии большевиков – в то время это была должность, которую считали административной‚ почти канцелярской‚ предназначенной для учета и распределения партийных кадров. Однако Сталин умело распорядился появившимися у него возможностями и расставил повсюду своих сторонников‚ контролировавших положение на всех уровнях власти.

Задание классу. Работа с историч.документом. С.158 Учебника, Из «Письма к съезду», прочитать и ответить на вопросы: 1) Какие недостатки Сталина вызвали у Ленина особую тревогу? Почему? Какие меры Ленин предлагал предпринять в отношении Сталина?












4. Сталин против Троцкого. Правый уклон.

После смерти Ленина соперничество в партии усилилось, обострилась борьба за власть между сторонниками Сталина и Троцкого, а вместе с ней и споры о путях развития: что делать дальше?

Учебник стр. 158 вопросы: какие обвинения выдвигал Сталин против Троцкого и его сторонников? Почему во внутрипартийной борьбе Троцкий потерпел поражение?

Какие программы по выводу страны из кризиса 1927 г. конкурировали в этот период в партии?

Задание учащимся. Заполнить таблицу






«Альтернативные точки зрения на социально-экономический кризис в стране»

Точка зрения

Причины хлебозаготовительного кризиса

Пути выхода из кризиса

Н.И.Бухарин



И.В. Сталин

















  1. Почему победил Сталин.

После смерти вождя Сталин объявил о «ленинском призыве» в партию "рабочих от станка". Принимали поодиночке и коллективно, участками и целыми цехами за несколько месяцев вступили в партию около четверти миллиона человек. В феврале 1917 года у большевиков было 23 600 членов партии‚ к 1925 году их количество достигло 800 тысяч, а к 1930 году‚ за счет нескольких "ленинских" призывов, превысило 1,5 млн. человек. Пропуском в привилегированные слои общества служил теперь партийный билет, а потому многие стремились получить его‚ чтобы проложить дорогу в жизни. Революция закончилась – подошло время занимать освободившиеся места: партийцы "ленинских призывов" и составили ту бюрократию‚ тех руководящих работников, которые поддерживали Сталина. Многие из них были без образования; они держались за свои места, за большие оклады с привилегиями и желали в полной мере насладиться благами‚ которые им предоставили – закрытые распределители продуктов питания‚ дачи с автомобилями‚ отдельные квартиры, недостижимые для других, роскошные санатории в царских дворцах на берегу Черного моря. Исключение из партии вело к потере ответственного поста‚ и могло повлечь за собой арест и физическое уничтожение – так возникло новое поколение руководителей‚ преданных‚ беспринципных и послушных "выдвиженцев"‚ беспрекословно выполнявших указания своих покровителей – "об исполнении доложить"‚ чтобы удержаться на высокой должности и сохранить привилегии.

Почему победил Сталин?

Результатом политического развития страны в 20-е гг. стало формирование однопартийной политической системы во главе с вождем Сталиным.





Слушают учителя.

Делают записи в тетради.

(8 марта 1921 г. принятие съездом резолюции «О единстве партии»)

























































Работают с историческим источником.

"Товарищ Сталин‚ сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть‚ и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью… Сталин слишком груб, необходимо переместить Сталина с этого места и назначить другого человека.








Работают с текстом учебника, заполняют тематическую таблицу.












































Отвечают на поставленный вопрос.

Победа Сталина была вызвана целым рядом причин: -контроль за кадровыми назначениями в партии, -стремлением партийного аппарата покончить с борьбой и амбициями вождей, -выдвижением и поддержкой населения тезиса о возможности построения социализма в отдельно взятой стране.



Учебник.

Презентация.


Сжатое изложение, объяснение,

текущее повторение.







































2.Утверждение однопартийной политической системы.

С.156 учебник. Прочитав текст учебника, необходимо ответить на вопрос: Почему в начале 1920-х гг. усилились репрессии большевиков против их политических оппонентов?


Работают с текстом учебника, отвечают на поставленный вопрос.

В июне-августе 1922 г. состоялся судебный процесс над эсерами. В июне 1923 г. ЦК РКП(б) разработал секретную инструкцию «О мерах борьбы с меньшевиками». Задача- вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков.



Учебник

Самостоятельная работа






























































































































3.Основное противоречие нэпа. Сущность этого противоречия состояла в следующем. В экономике были сделаны шаги к рынку. В политике, напротив, произошло ужесточение режима, утвердилась однопартийная система. Различные социальные группы не имели возможности отстаивать свои интересы. Это противоречие во многом сглаживалось тем, что во главе государства стоял пользовавшийся безусловным авторитетом в партии и доверием у большинства населения В. И. Ленин. Формально он не занимал никакой партийной должности, но тем не менее вел заседания пленумов ЦК, Политбюро. Руководить партийной работой ему помогал секретариат ЦК.

В 1922 г. Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести партийные дела в отсутствие Ленина. Выбор пал на И. В. Сталина, который занимался в ЦК организационной работой. Чтобы поднять авторитет новой должности, было решено дать ей звучное название – генеральный секретарь. В апреле 1922 года Григорий Зиновьев и Лев Каменев выдвинули И. Сталина на пост генерального секретаря партии большевиков – в то время это была должность, которую считали административной‚ почти канцелярской‚ предназначенной для учета и распределения партийных кадров. Однако Сталин умело распорядился появившимися у него возможностями и расставил повсюду своих сторонников‚ контролировавших положение на всех уровнях власти.

Задание классу. Работа с историч.документом. С.158 Учебника, Из «Письма к съезду», прочитать и ответить на вопросы:

1) Какие недостатки Сталина вызвали у Ленина особую тревогу? Почему? Какие меры Ленин предлагал предпринять в отношении Сталина?




4. Сталин против Троцкого. Правый уклон.

После смерти Ленина соперничество в партии усилилось, обострилась борьба за власть между сторонниками Сталина и Троцкого, а вместе с ней и споры о путях развития: что делать дальше?

Выделите этапы борьбы за власть внутри партии. (стр. 158-160)















Какие программы по выводу страны из кризиса 1927 г. конкурировали в партии?

Задание учащимся. Заполнить таблицу «Альтернативные точки зрения на социально-экономический кризис в стране.


Точка зрения

Причины хлебозаготовительного кризиса

Пути выхода из кризиса

Н.И. Бухарин



И.В. Сталин



  1. Почему победил Сталин.

После смерти вождя Сталин объявил о «ленинском призыве» в партию "рабочих от станка". Принимали поодиночке и коллективно, участками и целыми цехами за несколько месяцев вступили в партию около четверти миллиона человек. В феврале 1917 года у большевиков было 23 600 членов партии‚ к 1925 году их количество достигло 800 тысяч, а к 1930 году‚ за счет нескольких "ленинских" призывов, превысило 1,5 млн. человек. Пропуском в привилегированные слои общества служил теперь партийный билет, а потому многие стремились получить его‚ чтобы проложить дорогу в жизни. Революция закончилась – подошло время занимать освободившиеся места: партийцы "ленинских призывов" и составили ту бюрократию‚ тех руководящих работников, которые поддерживали Сталина. Многие из них были без образования; они держались за свои места, за большие оклады с привилегиями и желали в полной мере насладиться благами‚ которые им предоставили – закрытые распределители продуктов питания‚ дачи с автомобилями‚ отдельные квартиры, недостижимые для других, роскошные санатории в царских дворцах на берегу Черного моря. Исключение из партии вело к потере ответственного поста‚ и могло повлечь за собой арест и физическое уничтожение – так возникло новое поколение руководителей‚ преданных‚ беспринципных и послушных "выдвиженцев"‚ беспрекословно выполнявших указания своих покровителей – "об исполнении доложить"‚ чтобы удержаться на высокой должности и сохранить привилегии.

Почему в борьбе за личную власть победу одержал Сталин?

Результатом политического развития страны в 20-е гг. стало формирование однопартийной политической системы во главе с вождем Сталиным.





Слушают учителя






































Отвечают на вопросы. Из "Завещания В. Ленина" членам Политбюро (декабрь 1922 года): "Товарищ Сталин‚ сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть‚ и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. Снять Сталина с поста генерального секретаря партии‚ потому что "Сталин слишком груб‚ и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека".

Отвечают на поставленный вопрос.

1923-1924: «тройка» Зиновьев Каменев Сталин ----- Троцкий

1925: «тройка» распадается: Зиновьев Каменев ---- Сталин Бухарин

1926-1927: Сталин Бухарин ------- Троцкий Каменев Зиновьев.

1929: Сталин ------ Бухарин.















Заполняют тематическую таблицу



Делают выводы:

Победа Сталина была вызвана целым рядом причин: -контроль за кадровыми назначениями в партии, -стремлением партийного аппарата покончить с борьбой и амбициями вождей, -выдвижением и поддержкой населения тезиса о возможности построения социализма в отдельно взятой стране.






































Выдержки из исторического документа.

Из «Письма к съезду».













Учебник






















Учебник

Сжатое изложение, эвристическая беседа




































Самостоятельна работа
























































Сжатое изложение




























IV.

Закрепление


Вопросы:

  1. Какой политический режим оформился в 1920-х гг?

  2. Какую роль в политической истории страны сыграла резолюция X съезда РКП(б) «О единстве партии»?

  3. Какие программы по выводу страны из кризиса 1927 г. конкурировали в этот период в партии

  4. Почему в борьбе за личную власть победу одержал Сталин?

  5. Что явилось результатом политического развития страны в 20-е годы?

Отвечают на вопросы.


Обобщающая беседа

V. Д\З


Д/З параграф 21

Записывают Д\З в дневник.






















4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Истории России

Автор: Алимова Юлия Сергеевна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока истории 6 кл. "Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-istorii-6-kl-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-russkaia-pravda"
    ["file_id"] => string(6) "144795"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418798430"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Колокола России" + презентация "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-kolokola-rossii-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172152"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423760779"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Методическая разработка урока истории России в седьмом классе "Крестьянская война под предводительством Пугачева""
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-rossii-v-sied-mom-klassie-kriest-ianskaia-voina-pod-priedvoditiel-stvom-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "267504"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450377813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства