kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории России в седьмом классе "Крестьянская война под предводительством Пугачева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории России для седьмого класса составлена с использованием электронного образовательного ресурса. К нему прилагается презентация. План-конспект поможет учителю истории провести урок на достаточном уросне. Урок способствует развитию образовательных компетенций у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории России в седьмом классе "Крестьянская война под предводительством Пугачева"»

Конспект медиаурока истории России в 7 классе.

Учитель истории обществознания МОУ "Черноземненская С Ш "

Федорова Н.В.

Тема урока: «Крестьянская война под предводительством

Е.И. Пугачева»

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Воспитывающая: воспитывать у школьников активную гражданскую позицию, чувства патриотизма, взаимопомощи;

Развивающая: развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению. продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения, умение работы с разными источниками, выделять главное.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической и лабораторной работы

Оборудование: компьютер, карта « Россия во второй половине XVIIIвека», документы, раздаточный материал.

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

2. Энциклопедия Истории России.

3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

4. http://elkniga. ucoz. ru

5. http://istorija_rossii/7_klass

6. www.hronos.km/ru -Хронос-Всемирная история в Интернете

Ход урока:

  1. Организованный момент

  2. Актуализация и мотивация знаний, умений, навыков.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

( блиц –опрос) Слайды2-3

Ответ детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

Назовите основные причины этих восстаний и выступлений:

Ответ детей:

- высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы с одной из страниц истории Российской империи 18 века.

- Обратите внимание на экран. Вы посмотрите видео и определите тему и цели нашего урока.

3. Представление темы и целей урока. Слайды 4-5

Презентация.

Что объединяет этих людей? Что мы знаем о них? Слайды 6-7

- Эти имена известны нам из курса Истории Смутного времени начала XVII века в России. Эпоха самозванства в России.

Слайд8. Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева. Почему мы ставим его в один ряд с самозванцами начала XVII века?Слайд 9

Проблема: И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война??? Слайд 10

По какому плану мы будем изучать нашу тему?

План урока. Слайд 11

Ответы детей, слайд с этой памяткой.

Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.

Учитель: Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин. В этом нам поможет учебник. и А.С.Пушкин. "Капитанская дочка" -великое произведение о Пугачеве и крестьянской войне. Слайд 12.

Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

а)Причины крестьянской войны Слайд 13

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

доказать этот произвол:

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

б) Участники восстания Слайд14

Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

в) Личность Е. Пугачева Слайд 15

Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны , что ясно из темы урока: И.Е. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе, вот посмотрите на фотографию этого человека.

Биография Пугачева – выступление учащегося Емельян Пугачев – донской казак, смелый и энергичный, обладавший военными способностями объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром III. Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол. В период с 1773 по 1775 годы Пугачев – лидер самого крупного самого массового народного выступления в истории России.

Учитель: Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И к тому же хитрым.

Учитель: вопросы классу. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петр3) Слайд 16

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

Кто такой Петр Федорович?

Ответы детей: Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например, по форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались. Вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

Учитель: "Прелестные письма". Программа Пугачева. Слайды 17-18

Манифест Пугачева Слайд 19

г) Этапы войны. Слайды

Учитель: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

С основными этапами вы ознакомились самостоятельно дома в ходе опережающего д/з. А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет охарактеризовывать, и получить конверт с набором карточек – хронологических событий всей крестьянской войны.

(получили конверты)

Учитель: Вам необходимо выбрать из общего количества - карточки соответственно вашему этапу, вашему заданию. И расположить их в хронологическом порядке. А, после выполнения задания, показать свой этап по карте.

На это задание вам предоставляется 3 мин., приступаем к выполнению, желаю всем удачи.

Основные этапы крестьянской войны. После каждый этапа подводится вывод.



1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.Слайд 20-21

- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III

- весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.

Численность его сторонников увеличивается

(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)

  • 5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.

  • Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)

  • Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)

  • 22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью

Учитель: скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.

Ответ: распространение грамот, манифеста.

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.

Ребята, вам дается 4 мин. для ознакомления с документом и вопросами к нему.

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года Слайды 22-23

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близ­ко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными лов­лями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — го­лову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объ­едали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,— пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста. Чтобы верили: сам я, Петр Федорович,

подписался тако: Я самый Петр Третий.

Вопросы к документу:

- Что обещал Пугачев своим сторонникам

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства

- Всех ли дворян он рассматривал как противников

Ответы учащихся:

- обещал сделать свободными казаками;

- пожаловать им земли, угодья;

- освободить от рекрутских наборов;

- призыв казнить помещиков.

Мечтал свергнуть Екатерину2, занять русский престол, править для народа.

Учитель: Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?

Ответ: Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков.

Т.О. Все видели в Пугачеве освободителя от гнета помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.

Учитель: Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.

Т.О. 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.

Что вы можете рассказать о соратниках Пугачева?

Мы, переходим ко второму этапу. Пожалуйста, право охарактеризовать данный период предоставляется 2 группе.

2 этап: апрель – июль 1774 г. Слайд 24

  • Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)

  • Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )

  • Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)

  • 12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)

  • Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)

  • Поражение от войск полковника И.И. Михельсона

3 этап: июль 1774 – январь 1775 г. Слайд 25

  • 31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов

Т.О. крестьянское восстание заполыхало не только в действии армии Пугачева, но и на правобережье Волги.

  • Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск (но потом оставил, т.к. напор царских войск велик)

  • Неудачная осада Царицына

  • 25 августа 1774г. – поражение у Сальникова Завода

  • 18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.

5. Обобщение, систематизация знаний. умений. навыков. Слайды 26-30

Учитель: Охарактеризовав все этапы, нам осталось подвести итоги этого события. Ребята, давайте с вами подведем итоги крестьянской войны.

Пугачев под конвоем, первые допросы.

  • 10 января 1774 г. – казнен в Москве на Болотной площади.

  • Окончательно крестьянское восстание подавлено в 1775г.

Расправы над рядовыми участниками крестьянских выступлений продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступления.

Стремясь стереть из памяти сами названия «бунташных станиц», Екатерина переименовала Зимовейскую станицу в Потёмкинскую. Даже река Яик была переименована в реку Урал, чтобы яицкое казачество стало называться уральским.

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева окончилась поражением по тем же причинам, что и другие крупные выступления народных масс: ей свойственны были стихийный характер, локальность движения, неоднородность его социального состава, плохое вооружение, наивный монархизм, отсутствие ясной программы и цели борьбы.

И затем ответим на поставленный в начале урока вопрос:

а)Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война??? Слайд 31

Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа?

- самое крупное народное выступление в России

- восстание не улучшило положение крестьян в стране

- поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:

Жестокие расправы и казни участников выступлений

- Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».

б)Значение крестьянской войны: Слайды 32-33

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.

Учитель: Вывод:

  1. Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда.

  2. Но она потрясла империю Екатерины2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.

  3. Екатерина II сделала очень серьез­ные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положе­ние рабочих мануфактур. Владельцы мануфактур были обя­заны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое

время и Петр I. Екатерина П понимала важность мануфактурного производства для армии и флота. Императ­рица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их ата­маны стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на са­моуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления стра­ной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов — капитаны-исправни­ки, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний.

  1. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Р.И. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.


в) Самостоятельная работа. Слайд 34


Тест

1. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева:

А) введение новых налогов в пользу государства;

Б) усиление власти и произвола над крестьянами;

В) создание регулярной армии;

Г) секуляризация.

2. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва:

А) привела к отмене указа о праве помещика ссылать крестьян

на каторгу в Сибирь;

Б) ничего не изменила в положении крестьянства и коренных народов

Поволжья и Приуралья, казачества;

В) заставило правительство восстановить самоуправление казачества;

Г) привела к принятию указов, об улучшении положения

работных людей.

3. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II :

А) указ о единонаследии;

Б) Табель о рангах;

В) «Манифест о вольности дворянства»;

Г) «Жалованная грамота дворянству».

4. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева проходила в:

А) 1763-1765гг.;

Б) 1773-1775гг.;

В) 1771-1775гг.;

Г) 1783-1789гг.

5. Город, который не осаждали восставшие крестьяне:

А) Казань;

Б) Санкт-Петербург;

В) Саратов;

Г) Пенза.



Прочитать СМС

17 21 4 1 25 7 3 Пугачев

16 18 6 15 2 21 18 4 Оренбург

24 1 18 10 24 29 15 Царицын

19 21 3 16 18 16 3 Суворов





г) Игра" трешка" Слайды 35-38


Самооценка . Слайд 39

1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

А)легко;

Б)Обычно;

В)Трудно.

Оцени степень вашего усвоения материала:

А)Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

В)Усвоил частично;

Г)Не усвоил.



СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.















1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.

- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III

- весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.

Численность его сторонников увеличивается

(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)

  • 5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.

  • Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.),

  • который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)

  • Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)

  • 22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью

2 этап: апрель – июль 1774 г.

  • Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)

  • Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )

  • Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)

  • 12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)

  • Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)

  • Поражение от войск полковника И.И. Михельсона

3 этап: июль 1774 – январь 1775 г.

  • 31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов

  • . крестьянское восстание заполыхало не только в действии армии Пугачева, но и на правобережье Волги.

  • Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск (но потом оставил, т.к. напор царских войск велик)

  • Неудачная осада Царицына

  • 25 августа 1774г. – поражение у Сальникова Завода

  • 18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.





Тест

1. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева:

А) введение новых налогов в пользу государства;

Б) усиление власти и произвола над крестьянами;

В) создание регулярной армии;

Г) секуляризация.

2. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва:

А) привела к отмене указа о праве помещика ссылать крестьян

на каторгу в Сибирь;

Б) ничего не изменила в положении крестьянства и коренных народов

Поволжья и Приуралья, казачества;

В) заставило правительство восстановить самоуправление казачества;

Г) привела к принятию указов, об улучшении положения

работных людей.

3. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II :

А) указ о единонаследии;

Б) Табель о рангах;

В) «Манифест о вольности дворянства»;

Г) «Жалованная грамота дворянству».

4. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева проходила в:

А) 1763-1765гг.;

Б) 1773-1775гг.;

В) 1771-1775гг.;

Г) 1783-1789гг.

5. Город, который не осаждали восставшие крестьяне:

А) Казань;

Б) Санкт-Петербург;

В) Саратов;

Г) Пенза.

Прочитать СМС

17 21 4 1 25 7 3 Пугачев

16 18 6 15 2 21 18 4 Оренбург

24 1 18 10 24 29 15 Царицын

19 21 3 16 18 16 3 Суворов





Тест

1. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева:

А) введение новых налогов в пользу государства;

Б) усиление власти и произвола над крестьянами;

В) создание регулярной армии;

Г) секуляризация.

2. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва:

А) привела к отмене указа о праве помещика ссылать крестьян

на каторгу в Сибирь;

Б) ничего не изменила в положении крестьянства и коренных народов

Поволжья и Приуралья, казачества;

В) заставило правительство восстановить самоуправление казачества;

Г) привела к принятию указов, об улучшении положения

работных людей.

3. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II :

А) указ о единонаследии;

Б) Табель о рангах;

В) «Манифест о вольности дворянства»;

Г) «Жалованная грамота дворянству».

4. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева проходила в:

А) 1763-1765гг.;

Б) 1773-1775гг.;

В) 1771-1775гг.;

Г) 1783-1789гг.

5. Город, который не осаждали восставшие крестьяне:

А) Казань;

Б) Санкт-Петербург;

В) Саратов;

Г) Пенза.

Прочитать СМС

17 21 4 1 25 7 3 Пугачев

16 18 6 15 2 21 18 4 Оренбург

24 1 18 10 24 29 15 Царицын

19 21 3 16 18 16 3 Суворов



Приложение 5



1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

А)легко;

Б)Обычно;

В)Трудно.

Оцени степень вашего усвоения материала:

А)Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

В)Усвоил частично;

Г)Не усвоил.




1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

А)легко;

Б)Обычно;

В)Трудно.

Оцени степень вашего усвоения материала:

А)Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

В)Усвоил частично;

Г)Не усвоил.




1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

А)легко;

Б)Обычно;

В)Трудно.

Оцени степень вашего усвоения материала:

А)Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

В)Усвоил частично;

Г)Не усвоил.


Краткое жизнеописание Е. Пугачева до восстания

Емельян Иванович Пугачев появился на свет в 1742 году в станице под названием Зимовейская на Дону, он происходил из рода донских казаков. Далее в 1759 году вступил на воинскую службу казаком, в дальнейшем принимал участие в нескольких военных компаниях. В 1772 году в связи с болезнью вернулся на Дон, в дальнейшем начав бродяжничать по просторам Российской империи. Несколько раз оказывался под арестом, но всякий раз ему удавалось совершать побеги из под стражи. Так в 1773 году совершив побег из тюрьмы Казани, и добравшись до реки Яик, объявил себя погибшим императором Петром Федоровичем, которому якобы удалось спастись от убийц и остаться в живых. Так начался новый этап биографии Емельяна Пугачева. В сентябре прочитанный среди проживающих на реке Яик казаков был прочитан манифест от имени лжеимператора о начале народного восстания. Ядром повстанцев стали казаки-старообрядцы, в дальнейшем к ним подключились, подразделения башкир, уральские рабочие и крестьяне которые в дальнейшем составили большую часть армии Емельяна Пугачева.

Пугачевский бунт

В дальнейшем отряды повстанцев начали боевые действия на огромной территории простиравшейся от Урала до Волги. Осадив Оренбург но, потерпев поражение, Пугачев отступил на Урал. С Урала Емельян направил свои войска на Волгу, где захватил Казань, в результате город был сожжен, а все мужчины, женщины и дети его населявшие были жестоко убиты.

В связи с неожиданным размахом восстания Пугачева императрица Екатерина II, была вынуждена форсировать мирные переговоры с турками, и перебросить освободившиеся войска под руководством Суворова на Поволжье. В 1774 году повстанцы потерпели поражение от правительственных войск под Царицыном, а в сентябре Пугачев был выдан бывшими соратниками правительству. Доставленный в железной клетке в Москву, Пугачев был приговорен следственной комиссией к четвертованию и казнен вместе с несколькими своими соратниками на Болотной площади 10 января 1775 года.

Интересные факты из биографии Емельяна Пугачева

Так же отдельного упоминания достойны интересные и необычные факты из жизни Е. Пугачева. В станице Зимовейская на Дону с разницей примерно в 110 лет родилось два руководителя крупнейших в России крестьянских восстаний, Степан Разин и Емельян Пугачев.

Когда пленного Пугачева привели к командующему подавлением бунта графу П.И. Панину, тот с превосходством спросил пленника, о том, что как он посмел поднять против него оружие. На что Пугачев ответил, что ему не впервой особенно после того как уже воевал против императрицы Екатерины II. Разозленный ответом бунтовщика граф вырвал из бороды Емельяна клок волос.

После дворцового переворота и убийства императора Петра III, вся власть перешла его жене императрице Екатерине II. В дальнейшем на территории России объявилось более 40 самозванцев объявивших себя погибшим императором, среди которых был и Пугачев. Но не один из них не умер своей смертью, погибнув при различных обстоятельствах.

В то время когда войска Пугачева были у Волги, данная информация скрывалась правительством от иностранных дипломатов. Но германский посол сумел догадаться о случившимся, в связи с отсутствием черной икры в торговых лавках.

. Салават Юлаев (1752 -1800) - национальный герой башкирского народа, воин-полководец, вождь восставших башкир и один из крупнейших предводителей Крестьянской войны 1773-1775 годов, пламенный поэт.

Родился 6 июня 1752 года (по новому стилю) в деревне Текеево, ныне Салаватский р-н республики Башкортостан.

Его отец Юлай Азналин участвовал в башкирском восстании 1735-40г.г.

В октябре 1773 года Салават Юлаев был мобилизован на борьбу с Пугачёвым, но вместе со стерлитамакским отрядом перешёл на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. Пугачёв дал Салавату Юлаеву чин полковника.

В конце ноября 1773 года он был направлен на северо-восток Башкирии, где собрал отряд в 10 тыс. человек и совместно с восставшими успешно сражался в районе Красноуфимска и Кунгура. В конце мая и июне 1774 года действовал вместе с Пугачёвым, который произвёл его в чин бригадира, проявил себя талантливым военачальником.

Продолжал борьбу после поражения восстания и ареста Пугачёва. 24 ноября 1774 года у деревни Медяш был взят в плен и отправлен в Уфу, затем в Москву.

После длительного следствия в сентябре 1775 года вместе с отцом, также участником восстания, наказан плетьми, заклеймён и 3 октября 1775 года отправлен на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.

Поэзия С. Юлаева - одно из лучших проявлений дореволюционной башкирской литературы. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями ("Битва", "Стрела", "Юноше-воину"), воспевали красоту родного края ("Родная страна", "Мой Урал", "Соловей"), любовь ("Зюлейха").

Произведения С. Юлаева передавались сэсэнами из уст в уста.

В честь С. Юлаева назван город Салават в Башкирии: учреждены Государственная премия Башкирской АССР им. С. Юлаева за лучшие произведения литературы и искусства.

Образ С. Юлаева воссоздан в произведениях А. С. Пушкина, П. П. Бажова, С. П. Злобина и других русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в опере, кинофильме, живописи и скульптуре.















Салават (по отчеству Юлаев) - башкир, участник Пугачевского бунта и главный виновник восстания башкир и других инородцев в Оренбургской губернии. Сын волостного старшины, богатого и влиятельного, знаток татарского языка и Корана, обладатель "сверхъестественной" силы, С., двадцати лет от роду, примкнул в 1773 году к Пугачеву , составлял из поднявшихся инородцев целые отряды, разграбил Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжег Красноуфимскую крепость. После поражений, которые нанес ему и Пугачеву Михельсон , он отстал от Пугачева. Когда последний был уже пойман, имя С. наводило еще страх в теперешней Уфимской губернии: он не давал пощады никому, в особенности русским. Наконец, в феврале 1775 года С. был пойман и присужден к наказанию кнутом и вечным каторжным работам в Рогервике (Балтийском порте). Память о С., как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен; многие из них приписываются самому С. До восьми песен С. приведено в брошюре Игнатьева: "Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и композитор" (Казань, 1894). В. Р-в.















Чика - прозвище сподвижника Пугачева , Ивана Зарубина, называвшего себя графом Чернышевым. После бегства самозванца из казанского острога, Чика укрывал его в окрестностях Яицкого городка, а потом утвердил в намерении выдавать себя за императора. В 1774 г. Чика, начальствуя над отдельной толпой, осаждал Уфу и разорял в Оренбургской губернии заводы и селения; в апреле того же года был разбит Михельсоном и взят в плен. После казни Пугачева, 10 января 1775 г., Чика, бывший ее свидетелем, отправлен в Уфу, где также был казнен.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федорова Наталья Викторовна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства