Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016
Разработал:
Абраменков Александр Васильевич, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Млинский техникум агротехнологий» филиал в г. Жуковка
Тема: Образование СССР
Цель урока: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.
Задачи урока:
– сформировать у обучающихся представление об основных особенностях процесса образования СССР.
– Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.
- На примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма и толерантности.
Способствовать становлению гражданского самосознания, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации работы: фронтальная работа с группой
Основные понятия: элита, национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация, конституция.
Оборудование:учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов), Конституция СССР 1924г., портреты руководителей республик, настенная карта «Образование СССР»
Учебное оборудование:Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016г.
Основные даты:
29 декабря 1922 г. –подписание союзного договора об образовании СССР;
30 декабря 1922 г. I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР
Июль 1923 г. образование первого правительства СССР во главе с В. И. Лениным.
6 июля 1923 г. принятие конституции СССР.
31 января 1924 г. конституция ратифицирована съездами Советов республик, и окончательно утверждена II съездом Советов СССР.
Декрет ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1924 г. объявил о выпуске государственных казначейских билетов СССР.
Май 1924 г. XIII партконференция
Имена исторических деятелей: В.И.Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.
Оформление доски: на доске дата, тема урока, д/з в правом верхнем углу
План урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III. Постановка учебной задачи
IV. Изучение нового материала
-Позиция партии большевиков по национальному вопросу.
- Принципы построения СССР.
- Предпосылки образования союза.
- Планы построения нового государства.
- Первый съезд Советов СССР. Конституция 1924 года.
- Трещина в фундаменте союзного государства.
V. Закрепление
VI. Анализ анкет родителей.
VII. Игра.
VIII.Рефлексия.
IX.Выставление оценок.
X.Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие (1мин)
II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
Письменный опрос по карточкам (3 человека).
Фронтальный опрос:
-Каким было экономическое положение Советской России после окончания гражданской войны?
Почему политика военного коммунизма стала вызывать все более сильное сопротивление масс?
-Охарактеризуйте содержание и методы проведения новой экономической политики.
-Сравните политику военного коммунизма и нэп. В чем они принципиально различаются? Что в них было общего.
Работа с датами (1 обучающийся у доски).
III. Постановка учебной задачи (2 мин.)
Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы.
Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР.
Главный вопрос урока:
Какое значение для дальнейшей истории играло образование СССР и были ли другие варианты?
Обучающиеся записывают в тетрадь тему урока « Образование СССР»
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
1. Советские республики
а) Рассказ преподавателя:
После завершения гражданской войны советская власть утвердилась в нескольких государствах – России, Украине и Белоруссии. Также Азербайджан, Армения и Грузия. В 1922 г. Они объединились в Закавказскую Федерацию.
Между республиками были заключены соглашения о сотрудничестве в области обороны, внешней политики и хозяйственной деятельности.
Вопрос о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи вызвал споры в партии большевиков.
И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации, тогда как Ленин за равноправие республик.
Бывшая империя встала перед выбором из двух путей развития.
Постановка вопроса:
Каковы же предпосылки объединения республик?
Причины и предпосылки образования СССР:
Ряд факторов способствовал сближению республик впервые годы после Октября. С 23 по 27 декабря 1922 проходил X Всероссийский съезд Советов. Повестка дня состояла из 7 пунктов. В той или иной степени они имели отношение к образованию СССР. Но прямо образованию Союза посвящался 6-ой пункт повестки дня, который звучал следующим образом – «Предложение договорных советских республик о создании Союза советских социалистических республик». Получается, что инициатива исходила от республик и российский съезд должен был на нее откликнуться. Доклад по этому вопросу сделал Сталин.
Прочитайте текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.
Текст выступления Сталина на Х Всероссийском съезде 26 декабря 1922г. Существует три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.
Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.
Во первых, скудность наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении республик в результате семилетней войны- скудность, которая заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства…
Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда… Например Север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом хозяйственного развития федерации.
В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.
Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик,- это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею ввиду наше военное положение. Следует, товарищи помнить, что, несмотря на выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был абсолютно единым, могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.
Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения советской власти, с классовой природой советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения.
В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной…. сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью.
ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ и КОРРЕКТИРОВКА 1) в годы гражданской войны оформился военно – политический союз суверенных государств. Это было оформлено декретом ВЦИК от 1 июня 1919г. В союз первоначально вошли Россия, Украина, Белоруссия, Латвия и Литва. Объединение вооруженных сил, единое командование, представители республик были включены в состав высших органов государственных власти и управления. В период подготовки к международной конференции в Генуи сложился дипломатический союз республик. Задача момента – достижение единства военных действий – была решена, но одновременно суверенитет республик был несколько ограничен.
2) общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками. После окончания гражданской войны на первое место выдвинулась задача восстановления экономических связей. В 1920-1922гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе.
3) однотипность государственного устройства и нахождение у власти в республиках единой политической партии.
3. Самый глобальный вопрос национальных отношений в тот период времени – непосредственный план создания СССР и его конкретной реализации. Вторая половина 1922- решающая стадия формирования СССР. Создается комиссия по подготовке проекта по соответствующему национально – государственному строительству. Председателем комиссии назначали В.В. Куйбышева, члены Сталин, Оржоникидзе, Сокольников, Раковский, Мдивани и др.
Сообщения обучающихся по теме «Пути построения единого государства».
Акимов. Первая точка зрения – Сталина. Он подготовил первоначальный проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», где отмечается образование самостоятельных национальных республик с учетом особенностей быта, языка и культуры. В официальном проекте резолюции составленной Сталиным чуть позже, уже четко прослеживалась идея «автономизации», т.е. вступление союзных республик в состав РСФСР на правах автономии.
Автономия – право самостоятельного осуществления государственной власти и управления, предоставленное конституцией какой-либо части государства. (сл 369). 22 сентября Сталин посылает письмо Ленину, оно посвящено определению отношений центра с республиками. В нем отмечалось: «Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик».
Проект «автономизации» поддержали ЦК компартии Азербайджана, Армении, но отклонил ЦК компартии Грузии.
Крупенин. Позиция грузинского ЦК. («Грузинское дело») Грузия наряду с Азербайджаном и Арменией была включена в Закавказский федеративный союз, а компартии трех стран оказались под началом Закавказского бюро ЦК РКП (б), во главе которого стоял Г. К. Орджоникидзе — человек вспыльчивый и грубоватый, но пользовавшийся безусловной поддержкой
И. С. Сталина. Лидеры Коммунистической партии большевиков Грузии выступали за самостоятельность Грузии от Закавказья. 20 октября 1922 между Орджоникидзе и грузинскими лидерами разразился скандал. Член ЦК КП(б)Г А. Кабахидзе оскорбил Орджоникидзе, назвав его «сталинским ишаком», а тот в ответ ударил по лицу своего обидчика. Грузинские лидеры подали в отставку. Конфликт пришлось разбирать ЦК РКП(б). Ленин, который в октябре 1922 был болен, не мог вмешаться в конфликт, а Сталин назначил в Грузию комиссию во главе с Ф. Э. Дзержинским, который поддержал Орджоникидзе и осудил грузинских «националистов».
Однако в декабре 1922 Ленин, отношения которого со Сталиным ухудшились, вмешался в грузинский конфликт и обвинил Сталина в великодержавном шовинизме, а Орджоникидзе за рукоприкладство предложил исключить из партии. Поскольку болезнь ослабила воздействие Ленина на партийные дела, его рекомендации не были выполнены.
Сторонники самостоятельности Грузии получили новые назначения за ее пределами, а республика была включена в СССР в составе ЗСФСР.
Филиппов. 25 сентября 1922 года материалы комиссии доставили Ленину. Изучив эти материалы, мнение Сталина и позиции республик, он предложил свой план – государственный союз равноправных республик. Ленин предложил назвать эту федерацию «Союзом Советских Республик Европы и Азии». Таким образом, создавалась федерация нового типа.
Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, органы власти.
В своем письме от 26 сентября Ленин обосновал необходимость объединения в Союз на основе полного равноправия, «максимального бережного соблюдения их суверенных прав». 6 октября 1922 года Пленум ЦК РКП(б) утвердил доклад комиссии «По вопросу о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». Пленум подтвердил принципы нового государства, заложенные Лениным. Данные решения были разосланы по всем республиканским компартиям, были там обсуждены и, в основном, поддержаны.
Преподаватель: накануне первого съезда Советов СССР, имело место еще одно мероприятие, специально посвященное его подготовке – Конференция полномочных делегаций РСФСР,УССР,ЗСФСР,БССР состоявшейся 29 декабря. Был определен президиум будущего съезда из четырех представителей по одному от каждой республики. На конференции были рассмотрены вопросы о декларации и договоре, порядке дня и сроки открытия съезда. Утвердили место и время проведения будущего съезда – Большой театр и 11 часов утра, а открытие съезда было поручено старейшему члену делегации РСФСР П.Г.Смидовичу, а докладчикам назначили Сталина.
30 декабря 1922 года съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР (26 статей). Работа с картой
В январе 1924 года второй всесоюзный съезд советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.
А теперь проверим, как вы выполнили опережающее задание – нужно было установить сходство и различие конституции СССР 1924г. и конституции РФ 1993г.
Сходства конституций: С принятием Конституции 1924 и 1993 года было связано: образование нового государства, существенные изменения в жизни общества. Конституция 1924 г. первая конституция СССР, Конституция 1993г. первая конституция РФ. Различия конституций:
Первая конституция СССР была принята в 1924 году. Она провозглашала принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в ней принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства СССР, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. В соответствии с конституцией Российской Федерации - права и свободы человека являются высшей ценностью. Любой гражданин страны имеет: право голоса, свободу слова и печати, право выезда за границу Российской Федерации и т.д. Главные различия конституций 1924 и 1993 года в их политических режимах , государственном устройстве и экономической системе. В конституции 1924 года устанавливался тоталитарный режим с однопартийной системой, а в конституции 1993 года демократический режим с многопартийной системой.
Согласно принятой конституции 1924 года в СССР была классификация отраслей народного хозяйства, все отрасли народного хозяйства делились на две сферы: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Так же согласно ей не допускалась частная собственность. В конституции 1993 года всё наоборот: экономическая жизнь строится на многообразии и равноправии форм собственности, в системе хозяйствования сочетаются государственное плановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов.
Какое же государство в итоге было создано 30 декабря 1922года?
Работа по учебнику стр.145
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой территория единого государства подразделяется только на административные единицы (районы, области, края и т.д.); политической самостоятельностью эти части государства не обладают.
V. Закрепление. Составить синквей на тему «СССР». (5мин)
Преподаватель: Таким образом, создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны. СССР сумел занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Но приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны (при Сталине).
К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.
VI. Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.
Преподаватель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.
VII. Игра : (5мин)
Группа – оптимисты – выявить все положительные моменты в образовании СССР.
Группа – пессимисты – выявить все отрицательные моменты.
Группа – реалисты – что получилось на самом деле.
Группа – философы – подведение итогов.
Преподаватель: Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что сохранилось от Союза (экономические и стратегические объекты, культурные ценности, традиции, память народа…) - необходимо беречь, это наша история!
VIII. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?(2мин)
IX.Подведение итогов урока:Оценивание по листам самооценивания и взаимооценивания. Выставление оценок. (2мин)
X. Домашнее задание:
-параграф выучить,
- выполнить задания в контурной карте «Образование СССР»
- стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,
- написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).