kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Образование СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Урок в 11 классе: «Образование СССР»

Цели: 1.Выяснить причины и определить значение образования СССР.

            Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

            2. Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.

            3. Воспитывать чувство уважения к людям другой национальности, толерантности.

Задачи урока:

•        Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.

•        Определить предпосылки образования СССР.

•        Рассмотреть различные планы объединения республик.

•        Определить принципы построения СССР.

Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?

Тип урока: изучение нового

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта, учебники, тетради.

Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация.

Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему? И т. д. и т.п.

План урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя.

3.Групповая работа с документами.

4.Выступления групп.

5.Деловая игра «Желтая шляпа»

6.Рефлексия.

7.Итоги урока (оценивание).

8.Домашнее задание.

Ход урока:

2. Учитель: Изучая историю, мы с вами знакомимся, как государства появлялись, развивались, распадались. Мы знакомимся, как в государствах решался национальный вопрос. На данный момент это очень актуально, т.к. сегодня национальные проблемы считаются одними из самых трудных в мире.

1) Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России?

2) Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы?

1-й слайд - Тема данного урока «Образование СССР». Какие вопросы нам нужно изучить?

2-й слайд «План урока»:

1. Национальный вопрос и царское и Временное правительство

2. Принципы национальной политики большевиков.

3. Предпосылки образования СССР.

4. Проекты объединения республик.

5. Образование СССР.

6. Конституция СССР 1924 г.

3-й слайд -  Зачем нужно изучать эту тему? В 1991г. распался Советский Союз. Распалось многонациональное государство, просуществовавшее почти 70 лет. Это государство, в котором выросли ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Чтобы понять, почему оно распалось, нужно изучить, как оно было создано.

Цель нашего занятия - рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

 4-й слайд - Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?

3. Работа в группах с документами:

1  группа

 1. Как решало национальный вопрос в России царское правительство  в начале    XX века?

  2. Каким образом пыталось решить национальный вопрос Временное правительство?

  Используйте дополнительный материал «Динамика национальной политики в начале ХХ века».

2 группа

1.Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в   дооктябрьский период?  Используйте учебник стр.141-142

2.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917г.)

3.Какие принципы национальной политики лежат в основе  «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918г.)?

 4. Используя документы и учебник, сделайте вывод: как и почему менялась позиция большевико

3 группа

1.Назовите предпосылки образования СССР:

а) исторические,

б) экономические,

в) политические,

г) военные,

д) дипломатические.

Используйте текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов

26 декабря 1922г. и учебник стр.142-144 пункт «Национальная политика в действии»

              4 группа

1.В чем заключались отличия основных проектов образования Советского государства?

В ответе дайте определения понятий: автономия, федерация, конфедерация.

2.Нарисуйте схему «Проекты объединения республик».

3.Когда и на каком съезде было провозглашено образование СССР? Какие республики вошли первыми?

Используйте учебник стр.144 и дополнительный материал.

5 группа

1.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924г.»  - учебник стр.144 (последний абзац)

2.Какие противоречия существовали в первой Конституции СССР и в реальной жизни?

              Используйте текст Конституции 1924г. и учебник стр.144 (последний абзац),

стр. 145-146 пункт «Трещина и фундамент союзного государства»

4. Выступления групп

 Обсуждение после 2-й группы:

 5-й слайд - Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?

6, 7-й слайды - После 3-й группы записать «Предпосылки  образования СССР»

1.Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи).

2. Экономические – тесные экономические связи между регионами.

3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.

1919г. – военно-хозяйственный, военно-политический союз,

февраль 1922г. – дипломатический союз между республиками.

 

8, 9, 10-й слайды - После 4-й группы записать схему «Проекты объединения республик».

Определения: автономия, федерация, конфедерация.

11 –й слайд - 30 декабря 1922 год.- Образование СССР на I съезде Советов (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация)

12, 13-й слайды – после 5-й группы.

Работа с картой (вкладыш в учебнике после стр.128)

Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?

Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.

Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.

Учитель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.

5. Игра «Желтая шляпа»:

1Группа  – оптимисты (желтая) – выявить все положительные моменты в образовании СССР.

2Группа – пессимисты (черная) – выявить все отрицательные моменты.

3Группа – реалисты (зеленая) – что получилось на самом деле.

4Группа – эмоционалисты (красная) – весь спектр эмоций.

5Группа – философы (синяя) – подведение итогов.

   6.Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

   7.Итоги урока: оценивание по листам самооценивания  и взаимооценивания.

8.Домашнее задание:

на «3» -параграф 18 выучить,

на «4» - стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,

на «5» - написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Образование СССР"»

Урок в 11 классе: «Образование СССР»

Цели: 1.Выяснить причины и определить значение образования СССР.

Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

2. Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство уважения к людям другой национальности, толерантности.


Задачи урока:

• Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.

• Определить предпосылки образования СССР.

• Рассмотреть различные планы объединения республик.

• Определить принципы построения СССР.


Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?


Тип урока: изучение нового


Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта, учебники, тетради.


Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация.


Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему? И т. д. и т.п.

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Групповая работа с документами.

  4. Выступления групп.

  5. Деловая игра «Желтая шляпа»

  6. Рефлексия.

  7. Итоги урока (оценивание).

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

2. Учитель: Изучая историю, мы с вами знакомимся, как государства появлялись, развивались, распадались. Мы знакомимся, как в государствах решался национальный вопрос. На данный момент это очень актуально, т.к. сегодня национальные проблемы считаются одними из самых трудных в мире.

1) Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России?

2) Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы?


1-й слайд - Тема данного урока «Образование СССР». Какие вопросы нам нужно изучить?


2-й слайд «План урока»:

1. Национальный вопрос и царское и Временное правительство

2. Принципы национальной политики большевиков.

3. Предпосылки образования СССР.

4. Проекты объединения республик.

5. Образование СССР.

6. Конституция СССР 1924 г.


3-й слайд - Зачем нужно изучать эту тему? В 1991г. распался Советский Союз. Распалось многонациональное государство, просуществовавшее почти 70 лет. Это государство, в котором выросли ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Чтобы понять, почему оно распалось, нужно изучить, как оно было создано.


Цель нашего занятия - рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.


4-й слайд - Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?


3. Работа в группах с документами:

1 группа

1. Как решало национальный вопрос в России царское правительство в начале XX века?

2. Каким образом пыталось решить национальный вопрос Временное правительство?

Используйте дополнительный материал «Динамика национальной политики в начале ХХ века».


2 группа

1.Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период? Используйте учебник стр.141-142

2.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917г.)

3.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918г.)?

4. Используя документы и учебник, сделайте вывод: как и почему менялась позиция большевиков?

  1. группа

1.Назовите предпосылки образования СССР:

а) исторические,

б) экономические,

в) политические,

г) военные,

д) дипломатические.

Используйте текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов

  1. декабря 1922г. и учебник стр.142-144 пункт «Национальная политика в действии»

4 группа

1.В чем заключались отличия основных проектов образования Советского государства?

В ответе дайте определения понятий: автономия, федерация, конфедерация.

2.Нарисуйте схему «Проекты объединения республик».

3.Когда и на каком съезде было провозглашено образование СССР? Какие республики вошли первыми?

Используйте учебник стр.144 и дополнительный материал.

5 группа

1.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924г.» - учебник стр.144 (последний абзац)

2.Какие противоречия существовали в первой Конституции СССР и в реальной жизни?

Используйте текст Конституции 1924г. и учебник стр.144 (последний абзац),

стр. 145-146 пункт «Трещина и фундамент союзного государства»


4. Выступления групп

Обсуждение после 2-й группы:

5-й слайд - Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?


6, 7-й слайды - После 3-й группы записать «Предпосылки образования СССР»

1.Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи).

2. Экономические – тесные экономические связи между регионами.

3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.

1919г. – военно-хозяйственный, военно-политический союз,

февраль 1922г. – дипломатический союз между республиками.


8, 9, 10-й слайды - После 4-й группы записать схему «Проекты объединения республик».


Определения: автономия, федерация, конфедерация.


11 –й слайд - 30 декабря 1922 год.- Образование СССР на I съезде Советов (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация)

12, 13-й слайды – после 5-й группы.


Работа с картой (вкладыш в учебнике после стр.128)

Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?


Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.


Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.

Учитель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.


5. Игра «Желтая шляпа»:

  1. Группа – оптимисты (желтая) – выявить все положительные моменты в образовании СССР.

  2. Группа – пессимисты (черная) – выявить все отрицательные моменты.

  3. Группа – реалисты (зеленая) – что получилось на самом деле.

  4. Группа – эмоционалисты (красная) – весь спектр эмоций.

  5. Группа – философы (синяя) – подведение итогов.


  1. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?


  1. Итоги урока: оценивание по листам самооценивания и взаимооценивания.


  1. Домашнее задание:

на «3» -параграф 18 выучить,

на «4» - стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,

на «5» - написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).







4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока истории "Образование СССР"

Автор: Кашникова Лейла Валерьевна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 308097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока истории по теме " Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_istorii_po_tiemie_obrazovaniie_sssr"
    ["file_id"] => string(6) "381877"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484947275"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "План-конспект урока по теме: Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(48) "plan_konspiekt_uroka_po_tiemie_obrazovaniie_sssr"
    ["file_id"] => string(6) "383430"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485281002"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "План-конспект урока истории по теме: "Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(56) "plan_konspiekt_uroka_istorii_po_tiemie_obrazovaniie_sssr"
    ["file_id"] => string(6) "384309"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485463458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока по теме:Тема: Понятия: диаспоры, ирредент, оралман, маргинал. "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tiema-poniatiia-diaspory-irriedient-oralman-marghinal"
    ["file_id"] => string(6) "186542"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426356951"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства