Урок в 11 классе: «Образование СССР»
Цели: 1.Выяснить причины и определить значение образования СССР.
Раскрыть альтернативные варианты национального государства.
2. Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.
3. Воспитывать чувство уважения к людям другой национальности, толерантности.
Задачи урока:
• Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.
• Определить предпосылки образования СССР.
• Рассмотреть различные планы объединения республик.
• Определить принципы построения СССР.
Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?
Тип урока: изучение нового
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта, учебники, тетради.
Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация.
Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему? И т. д. и т.п.
План урока:
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя.
3.Групповая работа с документами.
4.Выступления групп.
5.Деловая игра «Желтая шляпа»
6.Рефлексия.
7.Итоги урока (оценивание).
8.Домашнее задание.
Ход урока:
2. Учитель: Изучая историю, мы с вами знакомимся, как государства появлялись, развивались, распадались. Мы знакомимся, как в государствах решался национальный вопрос. На данный момент это очень актуально, т.к. сегодня национальные проблемы считаются одними из самых трудных в мире.
1) Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России?
2) Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы?
1-й слайд - Тема данного урока «Образование СССР». Какие вопросы нам нужно изучить?
2-й слайд «План урока»:
1. Национальный вопрос и царское и Временное правительство
2. Принципы национальной политики большевиков.
3. Предпосылки образования СССР.
4. Проекты объединения республик.
5. Образование СССР.
6. Конституция СССР 1924 г.
3-й слайд - Зачем нужно изучать эту тему? В 1991г. распался Советский Союз. Распалось многонациональное государство, просуществовавшее почти 70 лет. Это государство, в котором выросли ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Чтобы понять, почему оно распалось, нужно изучить, как оно было создано.
Цель нашего занятия - рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.
4-й слайд - Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?
3. Работа в группах с документами:
1 группа
1. Как решало национальный вопрос в России царское правительство в начале XX века?
2. Каким образом пыталось решить национальный вопрос Временное правительство?
Используйте дополнительный материал «Динамика национальной политики в начале ХХ века».
2 группа
1.Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период? Используйте учебник стр.141-142
2.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917г.)
3.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918г.)?
4. Используя документы и учебник, сделайте вывод: как и почему менялась позиция большевико
3 группа
1.Назовите предпосылки образования СССР:
а) исторические,
б) экономические,
в) политические,
г) военные,
д) дипломатические.
Используйте текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов
26 декабря 1922г. и учебник стр.142-144 пункт «Национальная политика в действии»
4 группа
1.В чем заключались отличия основных проектов образования Советского государства?
В ответе дайте определения понятий: автономия, федерация, конфедерация.
2.Нарисуйте схему «Проекты объединения республик».
3.Когда и на каком съезде было провозглашено образование СССР? Какие республики вошли первыми?
Используйте учебник стр.144 и дополнительный материал.
5 группа
1.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924г.» - учебник стр.144 (последний абзац)
2.Какие противоречия существовали в первой Конституции СССР и в реальной жизни?
Используйте текст Конституции 1924г. и учебник стр.144 (последний абзац),
стр. 145-146 пункт «Трещина и фундамент союзного государства»
4. Выступления групп
Обсуждение после 2-й группы:
5-й слайд - Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?
6, 7-й слайды - После 3-й группы записать «Предпосылки образования СССР»
1.Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи).
2. Экономические – тесные экономические связи между регионами.
3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.
1919г. – военно-хозяйственный, военно-политический союз,
февраль 1922г. – дипломатический союз между республиками.
8, 9, 10-й слайды - После 4-й группы записать схему «Проекты объединения республик».
Определения: автономия, федерация, конфедерация.
11 –й слайд - 30 декабря 1922 год.- Образование СССР на I съезде Советов (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация)
12, 13-й слайды – после 5-й группы.
Работа с картой (вкладыш в учебнике после стр.128)
Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?
Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.
Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.
Учитель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.
5. Игра «Желтая шляпа»:
1Группа – оптимисты (желтая) – выявить все положительные моменты в образовании СССР.
2Группа – пессимисты (черная) – выявить все отрицательные моменты.
3Группа – реалисты (зеленая) – что получилось на самом деле.
4Группа – эмоционалисты (красная) – весь спектр эмоций.
5Группа – философы (синяя) – подведение итогов.
6.Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?
7.Итоги урока: оценивание по листам самооценивания и взаимооценивания.
8.Домашнее задание:
на «3» -параграф 18 выучить,
на «4» - стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,
на «5» - написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).