kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Великая Отечественная война 1941-1945гг.”

Тип урока: повторно – обобщающий                                                                     Форма проведения урока: индивидуально-групповая работа с элементами практического занятия.

                                                                                                                          Цели урока:                                                                        

 1.Осознать вклад советского народа в дело                                                    Победы в Великой Отечественной войне, способствовать выработке гражданско-патриотической позиции школьников.                                                  2. Повторить, систематизировать и обобщитьматериалы, изученные по Великой Отечественной войне.                                                                                         3. Учиться искать, анализировать, отбирать, преобразовывать необходимую информацию.                                                                                                         4. Формировать коммуникативную культуру общения, учиться работать в группах.                                                                                                                                                                                                  Оборудование: Интерактивный комплекс,  общее (альбомные листы, карандаши, фломастеры), обязательное (учебники, листы учащихся, документы, карты, комплект заданий)

 Эпиграф:                                                                                                Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно.                                                                                                           А.С. Пушкин                        Мы не должны по чьей-то указке переписывать историю.                                                                                                                      Андрей Сахаров                                                                                                                                                     Ход урока:                                                                                                        1. Вступительное слово учителя.                                                                        2. Кластер                                                                                                     Предложить учащимся восстановить хронологию  войны. Варианты схем вывешиваются на доску и анализируются. Учащиеся выделяют ключевые события войны.                                                                                                    Оборона Брестской крепости - Битва под Москвой - Сталинградская битва - Курская дуга -  Форсирование Днепра - Снятие блокады Ленинграда- Берлинская операция

                                                                                                                            3. Работа по группам. Каждая группа получает выдержку из документов и задание к нему. Определив сражение, о котором идёт речь, группы готовят сообщения-характеристики для представления, при представлении используют интерактивную карту «Победители».                                                                                                                                                                                                   5.  В течение всей войны правительства США и Великобритании оказывали Советскому Союзу значительную материальную помощь, прежде всего военным снаряжением, техникой, продовольствием. В тот период и Черчилль, и Рузвельт в своих посланиях Сталину неоднократно подчеркивали, что именно СССР несет на своих плечах основную тяжесть войны. Однако после окончания войны ряд видных западных политических деятелей, в том числе и Черчилль, стали утверждать, что война была выиграна благодаря усилиям Великобритании и США. Чем дальше уходит от нас та эпоха, тем настойчивее звучат эти утверждения. К сожалению, в последние годы и в современной России все настойчивее распространяется эта версия. Даже в учебниках, например, А. Кредера "Новейшая история. XX век" для 9 класса. В учебнике  говорится, что Советский Союз 17 сентября 1939 года "вторгся в Польшу", что коренной перелом во второй мировой войне наступил, когда американцы одержали победу на Тихом океане, а британские войска - в Африке. А о Сталинградской и Курской битве - 4 строки, с оговоркой, что этот перелом наступил, мол, и там. Причем восхваляются Монтгомери, Эйзенхауэр и даже мало известные генералы, а по поводу советских генералов - нет даже фамилии Г. К. Жукова. Фальсифицируются и многие другие факты и события.                                                                                                                                                              Давайте проанализируем события того времени.

Группы получают задание: подготовить анализ военно-стратегической ситуации на советско-германском фронте летом 42 – летом 43 гг.; проанализировать военные действия в Северной Африке и  в Тихоокеанском регионе.

                   Анализ осуществляется по следующей схеме:

1. Соотношение сил противоборствующих сторон к началу периода и в его конце.

2. Важнейшие стратегические операции, их ход и последствия (по возможности, потери, понесенные в ходе этих операций).

3. Военно-стратегическое и политическое значение для всего дальнейшего хода войны.

 

6. Подведение итогов. Достигли ли мы целей, поставленных на уроке? Оценка работы                                                                                                                          

Домашнее задание.

1. Подготовиться к проверочному тесту.                                                     

2. Написать «Открытое письмо недоброжелателям».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг." »

Тема урока: “Великая Отечественная война 1941-1945гг.”

Тип урока: повторно – обобщающий Форма проведения урока: индивидуально-групповая работа с элементами практического занятия.

Цели урока: Компетенция: 1.Осознать вклад советского народа в дело Ценностно- Победы в Великой Отечественной войне , смысловая способствовать выработке гражданско- патриотической позиции школьников. 2. Повторить, систематизировать и обобщить Учебно- материалы, изученные по Великой Отечественной познавательная войне . 3. Учиться искать, анализировать, отбирать, Информационная преобразовывать необходимую информацию. 4. Формировать коммуникативную культуру Коммуникативная общения, учиться работать в группах. Оборудование: Интерактивный комплекс, общее (альбомные листы, карандаши, фломастеры), обязательное (учебники, листы учащихся, документы, карты, комплект заданий)




Эпиграф: Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. А.С. Пушкин Мы не должны по чьей-то указке переписывать историю. Андрей Сахаров Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Кластер Предложить учащимся восстановить хронологию войны. Варианты схем вывешиваются на доску и анализируются. Учащиеся выделяют ключевые события войны. Оборона Брестской крепости - Битва под Москвой - Сталинградская битва - Курская дуга - Форсирование Днепра - Снятие блокады Ленинграда- Берлинская операция

3. Работа по группам. Каждая группа получает выдержку из документов и

задание к нему. Определив сражение, о котором идёт речь, группы готовят сообщения-характеристики для представления, при представлении используют интерактивную карту «Победители».

Документ № 1.

Прочтите отрывок из приказа Верховного Главнокомандующего (1943 г.) и укажите названия городов, о которых идёт речь в приказе.


«Отразив все попытки прорваться к Курску… наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли _______ и ______… Сегодня 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим _________ и _________, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».


Документ № 2.

Прочитайте отрывки из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и А.М. Самсонова и вставьте пропущенное в тексте название города.


«В битве под _______ гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Немецкие войска были отброшены от _________ на запад на 150-300 километров.


Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за_______ …


Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за __________, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к городу-герою________».


(Г.К. Жуков)


«С 22 июля по 15 августа 1941 года фашистская авиация совершила 18 ночных налетов на _______. В восьми из них участвовало до 120-200 бомбардировщиков, а в десяти – по 50-80 самолётов. Достигнуть цели удалось лишь отдельным бомбардировщикам: за всё это время из 1700 самолётов к________ прорвалось около 70, уничтожено же было до 200 немецких самолётов».


Документ № 3.

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идёт речь.


«Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы… выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».


Документ № 4.

Прочтите отрывок из исторического источника .О каком сражении идёт речь?


«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенныx через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…


Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить. Наша авиация шла над полем боя волнами.


Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны …высот своей артиллерией, миномётами… появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к …высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…


20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь.Начался исторический штурм…» 4. Учебная презентация «Итоги и цена Великой Отечественной войны и попытки её пересмотра» (опережающее задание для сильного ученика или группы учащихся). 5. В течение всей войны правительства США и Великобритании оказывали Советскому Союзу значительную материальную помощь, прежде всего военным снаряжением, техникой, продовольствием. В тот период и Черчилль, и Рузвельт в своих посланиях Сталину неоднократно подчеркивали, что именно СССР несет на своих плечах основную тяжесть войны. Однако после окончания войны ряд видных западных политических деятелей, в том числе и Черчилль, стали утверждать, что война была выиграна благодаря усилиям Великобритании и США. Чем дальше уходит от нас та эпоха, тем настойчивее звучат эти утверждения. К сожалению, в последние годы и в современной России все настойчивее распространяется эта версия. Даже в учебниках, например, А. Кредера "Новейшая история. XX век" для 9 класса. В учебнике говорится, что Советский Союз 17 сентября 1939 года "вторгся в Польшу", что коренной перелом во второй мировой войне наступил, когда американцы одержали победу на Тихом океане, а британские войска - в Африке. А о Сталинградской и Курской битве - 4 строки, с оговоркой, что этот перелом наступил, мол, и там. Причем восхваляются Монтгомери, Эйзенхауэр и даже мало известные генералы, а по поводу советских генералов - нет даже фамилии Г. К. Жукова. Фальсифицируются и многие другие факты и события. Давайте проанализируем события того времени.

Группы получают задание: подготовить анализ военно-стратегической ситуации на советско-германском фронте летом 42 – летом 43 гг.; проанализировать военные действия в Северной Африке и в Тихоокеанском регионе.

Анализ осуществляется по следующей схеме:

1. Соотношение сил противоборствующих сторон к началу периода и в его конце.

2. Важнейшие стратегические операции, их ход и последствия (по возможности, потери, понесенные в ходе этих операций).

3. Военно-стратегическое и политическое значение для всего дальнейшего хода войны.


6. Подведение итогов. Достигли ли мы целей, поставленных на уроке? Оценка работы учащихся

Рефлексия.

Символ Учащимся предлагается составить символ Великой Отечественной войны на альбомных листах. Учащиеся рисуют символы на альбомном листе. Рисунки вывешивают на доску. или

Синквейн

Существительное Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Глагол Фраза из четырёх слов. Существительное

Домашнее задание. 1. Подготовиться к проверочному тесту. 2. Написать «Открытое письмо недоброжелателям».


Приложение

Африка и Италия. 8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант. Преодолев слабое сопротивление войск, они к концу ноября, преодолев 900 км, вступают в Тунис, куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы.

Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии. Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис. 20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса. Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию, однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.


10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии. Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя, а сопротивление союзникам оказал немецкий 14-й танковый корпус. 22 июля американские войска захватили город Палермо, и немцы отступили на северо-восток острова к Мессинскому проливу. К 17 августа немецкие части потеряв всю бронетехнику и тяжелое вооружение, переправились на Апеннинский полуостров. Поражение итальянской армии резко ухудшает положение в стране. Растёт недовольство режимом Муссолини. Король Виктор Эммануил III принимает решение арестовать Муссолини и ставит во главе страны правительство маршала Бадольо.


В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало.


Тихоокеанская кампания 1942-43. Во 2-й половине 1942 ни одна из сторон не располагала необходимыми силами для крупного наступления и проводились лишь частные операции с целью улучшения линии фронта. Японские наступление в юго-восточной части Новой Гвинеи на Порт-Мореби в августе - октябре 1942 окончилось неудачей. Союзные вооружённые силы с августа 1942 вели упорные бои за остров Гуадалканал (Соломоновы острова), окончившиеся в феврале 1943 захватом острова, и вели наступление ограниченными силами в юго-восточной части Новой Гвинеи. Главное внимание американского командования было сосредоточено на накоплении сил, которое велось ускоренными темпами. Это позволило союзному командованию летом 1943 приступить к выполнению стратегического плана наступательных действий, который состоял в последовательном овладении на В. - островами Гилберта и Маршалловыми и на З. - Соломоновыми островами, архипелагом Бисмарка, Новой Британией и восточной частью Новой Гвинеи с целью создания здесь баз и подготовки дальнейшего наступления на Каролинские, Марианские и Филиппинские острова. Наступление началось в июне 1943 и к концу года союзные войска после ожесточённых боев заняли острова Гилберта, Соломоновы (кроме острова Бугенвиль, где бои продолжались до конца войны), западная часть острова Новая Британия и юго-восточная часть Новой Гвинеи. В северной части Тихого океана американские войска в мае - августе 1943 вернули Алеутские острова (Атту и Кыска). В 1943 произошёл перелом в ходе войны на Тихом океане. США и Великобритания ликвидировали последствия поражений 1941-42, изменили соотношение сил в свою пользу и захватили стратегическую инициативу. Поражения фашистской Германии на советско-германском фронте и капитуляция фашистской Италии способствовали изменению обстановки и на Тихоокеанском театре.

Тихоокеанская кампания 1942-43. Военная кампания 1942 г. для Японии была успешной. К маю 1942 г. японские экспедиционные силы, овладев Бирмой, вышли на бирмано-индийскую границу. В это же время развернулись широкие десантные операции в западной части Тихого океана и Индонезии. Японцами последовательно захватывались Гавайские, Индонезийские острова: Борнео, Целебес, Бали, Тимор и Суматра. В марте японские войска оккупировали о. Ява. Азиатский флот США и голландские ВМС, действовавшие в Яванском море, были разгромлены. В итоге в руках Японии оказался обширнейший регион с богатейшими запасами стратегического сырья. Был установлен контроль за важнейшими морскими путями, связывающими Южную и Восточную Азию с Европой, Америкой и Австралией.

Неблагоприятно для западных держав развивались также военные действия в юго-западной и северной частях Тихого океана.

Боевые действия в юго-западной части Тихого океана временно прекратились.

Японцы решили перенести основные усилия в западную часть океана, где намеревались захватить крупнейшую американскую оперативную базу на острове Мидуэй. Американцы своевременно подготовились к отражению удара. В район о. Мидуэй были переброшены с юга и из Пирл-Харбора 3 авианосца, 8 крейсеров, 15 эсминцев и 24 подводных лодки. В развернувшихся между этими силами 4-6 июня морских сражениях японский флот потерял 4 авианосца, 1 крейсер и 253 самолета. Американские потери составили 1 авианосец и 150 самолетов.

В итоге японцы утратили былое превосходство в авианосных силах и оказались вынужденными ограничить свои операции.

В кампании 1943 г. на тихоокеанском театре с обеих сторон проводились лишь частные операции с ограниченными целями. Япония, наращивая свои силы, стремилась организовать прочную оборону по линии Алеутские острова, остров Уэйк, Маршалловы острова, архипелаг Бисмарка, Новая Гвинея, Индонезия, Малайя, Бирма.

США и Великобритания также спешно развертывали свои силы. Союзные флоты на Тихом океане к середине 1943 г. уже включали 11 линейных кораблей, 12 авианосцев с 970 самолетами, 32 крейсера, 120 эсминцев, 69 подводных лодок. Одновременно велись активные работы по подъему и ремонту кораблей, потопленных в Перл-Харборе. На верфях в США строилось 28 авианосцев.

С американского континента на театр военных действий прибыли четыре пехотных дивизии и пять дивизий морской пехоты. В Австралии форсированно развертывались 6-я американская и 1-я австралийская армии.

Активные действия союзных вооруженных сил на Тихом океане начались в мае 1943 г. Они велись последовательно небольшими силами, постепенно охватывая все новые и новые районы океана. Вначале были освобождены острова Алеутской гряды. К концу года союзным флотам и армиям удалось провести ряд удачных десантных операций, овладеть частью Соломоновых островов, захватить острова Гилберта и архипелаг Бисмарка.


Тем самым была окончательно устранена угроза вторжения японцев в Австралию и созданы предпосылки для развертывания крупномасштабных операций на всем Азиатско-Тихоокеанском театре войны.































Таблица «Роль Восточного фронта во второй мировой войне»

Дата

Всего войск у Германии

(дивизий)

На советско-германском фронте

Другие фронты

Окуппиро-ванные территории

22.06.1941

217

153 (69,6 %)

2 (0,9%)

62 (29,5%)

01.07.1942

241

184 (76,3%)

3 (1,2%)

54 (22,5%)

01.07.1943

296

196 (66,0%)

8 (2,7%)

92 (31,3%)

01.07.1944

337

172 (51,8%)

98 (28,8%)

64 (19,2%)

01.07.1945

300

179 (60,6%)

107 (34,9%)

14 (4,5%)




Таблица «Потери в ходе второй мировой войны»

Страны

Количество

Всего

Более 55млн.

СССР

Около 27 млн.

Польша

6 млн.

Югославия

1,8 млн.

Франция

600 тыс.

Великобритания

370 тыс.

США

300 тыс.















Таблица «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 г.»

Боевые силы и средства

Советские войска

Германские войска

Личный состав (тыс. человек)

1250

1800 (42% от общего кол-ва действующих на советско-германском фронте)

Количество танков

990

1700 (75%)

Количество орудий и миномётов (тыс.)

7,6

14 (33%)

Количество самолётов

667

1390

Таблица «Соотношение сил СССР и Германии на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.»

Боевые силы и средства

Советские войска

Германские войска

Личный состав (тыс. человек)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и миномётов (тыс.)

14934

10290

Количество самолётов

1916

1219







Таблица «Соотношение сил СССР и Германии на Орловско-Курском направлении в начале июля1943 г.»

Боевые силы и средства

Советские войска

Германские войска

Личный состав (тыс. человек)

1336

900

Количество танков и САУ

3444

2733

Количество орудий и миномётов (тыс.)

19100

10000

Количество самолётов

2172

2050




Таблица «Соотношение сил СССР И Германии на Берлинском направлении»

Боевые силы и средства

Советские войска

Германские войска

Личный состав (млн человек)

2,5

1,0

Количество танков и САУ

6250

1500

Количество орудий и миномётов (тыс.)

41600

10400

Количество самолётов

7500

3300











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг."

Автор: Зюбина Ирина Александровна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект  урока – «экскурсии»  по теме  "Великая Отечественная война". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-ekskursii-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "226606"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440390638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_po_istorii_tema_uroka_nachalo_velikoi_otechestvennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "581212"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621679040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Открытый урок по дисциплине История тема: «Великая Отечественная война. Страницы военной истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_distsipline_istoriia_tema_velikaia_otechestvennaia_voina_strani"
    ["file_id"] => string(6) "601934"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646912455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по истории на тему "Великая Отечественная война 1941-1945" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-po-istorii-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-1941-1945"
    ["file_id"] => string(6) "219323"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434117017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства