Ребята, прочитайте учебник на странице 106 Опасное соревнование Мини-проблема 1 . У: Зачем так много сил и средств тратилось на освоение космоса и развитие вооружения? Д: Чтобы стать великой державой Д: После войны СССР и США превратились в соперников. И стали соревноваться друг с другом, в производстве боевых самолетов, кораблей танков. У: О каком «соревновании» идёт речь? Д: Мирового господства У: Какие государства стали основными соперниками? Д: СССР и США У: Какие открытия сопровождали это «соревнование»? Д: СССР и США участвовали в гонке вооружений, в этот период была открыта атомная энергия, созданы первые ракеты и космические корабли. У: На какие японские города в конце Второй мировой войны американцы сбросили 2 атомные бомбы? Д: Хиросиму и Нагасаки. 6 августа 1945 г, город Хиросима. Американские войска сбросили атомную бомбу. Первая в мире атомная бомбардировка унесла жизни 80 000 людей в непосредственный день взрыва. Более 100 000 человек получили смертельную дозу облучения. В общей сложности атомное оружие унесло жизни более 200 000 ни в чем не повинных людей. Двухлетняя японская девочка Садако Сасаки находилась в двух километрах от места падения бомбы. Взрывной волной ее выбросило из окна, она чудом осталось жива. Ноябрь 1954 г. У Садако Сасаки появились первые признаки лучевой болезни, 21 февраля 1955 г. Садако была госпитализирована, врачи поставили страшный диагноз - лейкемия – рак крови. Двенадцатилетний девочке осталось жить меньше года3 августа 1955 г. Подруга Садако во время очередного визита принесла с собой бумагу для оригами, сделав . бумажного журавлика из нее, она поведала старинную японскую легенду. Согласно легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов – «сенбазуру», то сбудется любое желание. Желание принесет в клюве журавль, который живет 1000 лет. Журавль «цуру» – птица счастья и долголетия в Японии. И маленькая девочка, которая толком не видела жизни, поверила в красивую сказку, как поверил бы каждый из нас, столкнувшись лицом к лицу с обликом смерти. Стоит только удивляться, как сильно было желание жить в маленькой девочке, сколько силы воли и мужества было в ней, чтобы делать бумажных журавликов из последних сил каждую свободную от боли и мучений минуту. 25 октября 1955 г. Японская девочка Садако Сасаки, выжившая после атомной бомбардировки в городе Хиросима, умерла от лейкемии. Она не успела сделать 1000 бумажных журавлика, их было только 644…Друзья Садако Сасаки закончили работу за нее, и она была похоронена вместе с 1000 бумажных журавлей, которые дарили ей надежду. У: Как вы думаете, почему первый фрагмент урока называется «Опасное соревнование»? У:Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике, стр. 107 какие картинки подходят к достижениям мирной технике, а какие- военной? Д: Военной: Истребитель, Атомная подводная лодка. Мирная: Старт Восток, Первый искусственный спутник земли, Останкинская башня в Москве. Вывод: Государство тратило много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений, но и и для мирных целей. Мини-проблема 2 У: Ребята, прочитайте учебник на стр. 108 Славься, Отечество У: Как менялся облик страны? Д: На месте пустырей строились дома, семьи получали отдельные квартиры, строились метро. У: Люди верили в то, что наше государство – самое лучшее, самое справедливое. Каждое новое достижение – на Земле или в космосе – укрепляло веру людей в величие СССР. Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике: Какая бытовая техника появилась в квартирах советских людей после Второй мировой войны? Д: Холодильники, телевизоры, пылесосы, стиральные машины. 2. Нарастание противоречий в стране. У: Постепенно люди стали все больше обращать внимание на то, что самое лучшее и справедливое государство развивается медленнее, чем некоторые страны Запада. У: Найдите на с. 108–109, какие недостатки беспокоили людей. Ученики перечисляют: Не хватала хлеба, мяса и других продуктов питания, одежды, обуви, Одинаковая зарплата для всех. Огромные траты на вооружение. Нехватка необходимых продуктов и товаров. Лучшие работники были заняты на военном производстве, а отечественные костюмы, телевизоры, холодильники, пылесосы были хуже тех, которые привозили из-за границы. Вера в могущество государства стала уменьшаться, советские люди начали сомневаться в том, что их государственные порядки самые правильные. У: Как вы думаете, какие были необходимы перемены, чтобы восстановилось равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких-то недостатков? У: Нужно тратить больше средств на развитие народного хозяйства; остановить развитие вооружения и космических исследований; сместить с руководящего положения Компартию и др. У: Многие ваши предположения верны. Вывод: с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома-государства. |