kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истори

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории Древнего мира. Тип урока: урок изучения нвого материала с использованием ИКТ. Урок разработан для школ ДонецкойНародной Республики, содержит региональный компонет 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истори»

Тема урока: Великая греческая колонизация

Дата проведения: 20.01.2017 г.

Класс 6



Цель урока: Дать представление о времени, причинах, направлениях, ходе и последствиях великой греческой колонизации

Задачи урока:

  • Формирование метапредметных УУД: учить работе с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.


  • Формирование личностных УУД: воспитывать интерес к истории, расширять культурно-эстетические границы духовного мира учащихся



Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: развивающий урок

Оборудование: учебник истории Древнего мира , тетради, заготовка таблицы для заполнения в ходе урока, фломастеры, карта Древней Греции, атласы по истории Древнего мира и географии, ноутбук

Основные понятия: колония, Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Приветствие, эмоциональный настрой.)



Здравствуйте, ребята! Вам еще не говорили сегодня, что вы – самые умные и воспитанные дети? Ну, тогда у вас есть возможность это сейчас продемонстрировать.



  1. Оглашение темы урока

Тема сегодняшнего урока «Великая греческая колонизация». Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать. Помните, что мы с вами сейчас - историки.

  1. Определение целей и задач урока

(Дети озвучивают формулу: Кто? Когда? Где? Что делали? Чем закончилось?)

Мы с вами уже знакомы с процессом образования колоний. Напомните: что такое колония? Кто первым их основывал? Что явилось причиной основания колоний?

Вспомните, как называется страна, основывавшая колонии (метрополия)

  1. Изучение нового материала

На этом уроке вам предстоит расширить свои представления о процессах колонизации в Древнем мире. Прослушайте музыкальный фрагмент. Это музыкальная визитка эллинов. Я произнесла слово «эллинов». Так в древности называли себя греки, а свою родину называли очень мелодичным красивым названием. Может, кто-то его назовет? Конечно, это Эллада. Итак, прослушайте анонсированную мелодию и посмотрите танец, который танцуют эллины уже более трех тысячелетий. Это – сиртаки.

Видео http://www.youtube.com/watch?v=VdAPXaovHKc

Вы, наверное, обратили внимание, что исполнялся танец не в Греции.

Танцуют его в ДНР. Спросите почему?

Ответ давайте поищем вместе.

Сейчас вам предстоит расширить свои представления о процессе образования колоний.

Напомните тему урока: Великая греческая колонизация. Значит, ответ на вопрос «Кто?» Как будто найден. Если греческая, значит – греки, эллины.

Перед вами таблица с названием колонок:

  1. Кто переселялся в колонии

  2. Причины, побуждавшие к переселению

  3. Основные направления переселений



Вам предстоит посмотреть фрагмент обучающего мультфильма и за 3-4 минуты подготовить ответы для заполнения пустых ячеек. Таких ячеек 3 и нам надо образовать три команды. Поможет нам в этом простая считалочка. А считать мы будем цвета нашего государственного триколора. Итак, начали: красный, синий, черный…

Теперь те, кому выпал черный цвет (кстати, что он символизирует?) будут работать у моего стола, представители красного цвета (напомните его значение) - за первой партой среднего ряда, а синий цвет (цвет -?) за первой партой третьего ряда. Но работать вы начнете после просмотра следующего сюжета. Наш знакомый Каа поведает нам еще одну свою историю. Только перед началом просмотра напоминаю, что этот фильм поможет вам заполнить колонки в таблице. Представители команды черного цвета заполняют первую колонку. Вам надо будет вписать категории населения Древней Греции, отправлявшиеся в далекие страны для проживания, основания колоний.

Команде красного цвета нужно будет заполнить вторую колонку: причины, побуждавшие этих людей к переселению.

Команде синего цвета надо заполнит третью колонку, но пользоваться им придется учебником и картой в атласе.

Просмотр видео мультфильма https://www.youtube.com/channel/UCy-p0X1iEjN3pY7Ck9q3kAw

( с начала до 2 мин.39 сек)

Теперь подойдите каждый член команды к своему рабочему месту, прихватите учебники, найдите там § 32, пункт 1 (стр. 151) и с их помощью, используя данные мультфильма, подготовьте материал для выполнения поставленной задачи.

Выполняется задание по заполнению таблицы (пишут на листах, прикрепляют в таблице)

Обсуждение результатов работы

Дети, спасибо за работу, садитесь на свои места. А теперь скажите: чем отличался процесс образования колоний Финикией от образования колоний греками? (Дети высказывают предположения) Так ли это, смотрим мультфильм дальше.

2 мин. 39 сек. - 3 мин. 44 сек.



Давайте поразмыслим: там, куда переселялись греки, очевидно, были благоприятные условия для проживания. И, очевидно, эти земли были уже кем-то заселены. Как же греки смогли там закрепиться?

Давайте снова обратимся к мудрому Каа. Постарайтесь запомнить как можно больше фактов из видеосюжета.

Видео 3 мин.45 сек - 6 мин.00 сек.

(Беседа о взаимоотношениях со скифами)





Опрос по содержанию: -

- Чем занимались переселенцы? (Земледелием, ремеслом, торговлей)

- Какие отношения складывались с метрополией? (мирные, торговые)

- какой товар вывозили в Грецию? (шкуры, зерно, рабов)

- Какой товар привозили из Греции? (Драгоценности, оружие, вино, оливковое масло, украшения)

- Как назывались самые крупные колонии? (Ольвия и Танаис)

- Каким греческим полисом была образована Ольвия? (Милетом)

- Кто из известных греков побывал в Ольвии? (Геродот) (Запомните этот факт, потому что именно Геродот будет первым историком, побывавшим на нашей земле и составившим ее описание)

- Кто проживал в то время рядом с греками (скифы)

- Как называли себя греки? (Эллинами)

- Как называли свою родину? (Элладой)

Еще один интересный факт, о котором я вам сейчас поведаю. Знакомясь с материалом урока, вы уже знаете, что греки заранее готовились к далекому путешествию. Как вы думаете, какому богу они приносили дары, прежде чем отправиться в путь? (Гермесу). А для этого они отправлялись в город Дельфы, где зажигали от жертвенного огня свою лучину, этот огонек они поддерживали горящим всю долгую дорогу, и, прибыв на новое место, первым делом определяли место будущего храма, и уже здесь поддерживали негасимый огонь, как символ единения со своей прекрасной родиной – Элладой. А еще каждый путешественник брал с собой в дорогу горсть родной земли. И прежде, чем приступить к строительству дома на чужбине, он рассыпал там свою родную землю. Теперь его родина здесь, и здесь будет его дом.

Все греки-переселенцы, где бы они не жили, сохранили свою культуру, свой язык, свою религию. Сохранили не только в те далекие времена, но сохранили на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Давайте сосчитаем, сколько времени прошло от основания колоний до наших дней.

Сделаем вычисления с помощью ленты времени. 6 в. До н.э – 21 в.- 27 столетий, 2 тыс.2700 лет!

Я была свидетелем того, как в Старобешевском районе, временно оккупированном войсками ВСУ, люди разговаривают на греческом языке, у них существует школа с греческим языком обучения, и вероятно, выпускницы этой школы танцевали танец с названием … Кто помнит? – Сиртаки. А Старобешево – это ДНР. Теперь понятно, почему наши земляки танцуют этот танец. (потому, что они – потомки тех древних переселенцев)

Итак, мы уже знаем основные направления греческой колонизации.

А теперь я предлагаю вам с помощью имеющихся у вас источников (карты, учебника, карты географии) установить названия современных городов, возникших из греческих колоний. Для этого вам надо заполнить недостающие сведения в табличке:

Название греческой колонии

Современное название города

Киркинитада

Евпатория

Массалия

Марсель

Ольвия

Херсонес, Севастополь

Харакс

Ялта

Пантикапей

Керчь





Осталось нам с вами найти ответ на последний вопрос: «Чем закончилось?» Выскажите свои предположения, какое влияние оказали греки на население, проживавшее с ними по соседству.



Закрепление знаний.

Ну, а теперь нам остается лишь выполнить знакомую нам работу. Дать ответы на вопросы нашей формулы: Кто? Где? Когда? Что делали? Чем закончилось?

Сделаем это, как всегда, по цепочке.

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Почитать § 32, устно подготовить ответы на вопросы на стр. 155, посмотреть видео о греческой колонизации в Северном Причерноморье по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=CJCFi6A4qIU, которую найдете на школьном сайте. Это видеосюжет о древней Ольвии и о том, что сейчас найдено археологами на этом месте.



Дополнительно можно продолжить просмотр мультфильмов о древней Греции. Ссылка вам уже известна. https://www.google.com.ua/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний.

 

Вопросы и задания:

Что такое колония? Какой народ основал первые колонии? Где они были расположены? (покажите на карте) (Приложение 1, слайд 1).

Задание:

Показать на карте территорию Греции к 8 в. до н.э. (Приложение 1, слайд 2).

Постановка проблемной ситуации:

Археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города; в египетских гробницах обнаружены сосуды, сделанные на о. Крит; на территории современных городов России и Украины (Севастополь (Херсонес), Керчь, Фанагория и др.) сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта (Приложение 1, слайд 4).

Вопросы:

Какие выводы можно сделать на основе археологических данных? Почему в Средиземноморье и Причерноморье археологи находят предметы греческой культуры?

В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты, НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали “процветающую” Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны? Почему греческую колонизацию называют Великой?

Сегодня на уроке мы должны решить эту задачу, рассмотрев следующие вопросы: причины греческой колонизации, направления и итоги Великой греческой колонизации.

Отвечают, что термин “колония” происходит от римского слова “заселять” и означает “земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран”. Первые колонии-поселения основывали финикийцы по берегам Средиземного моря.

Показывают территорию Греции к 8 веку до н.э.

(Пояснение: так как на карте (Приложение 1, слайд2) не выделена территория Греции 8 века до н.э., то учащиеся самостоятельно на электронной доске закрашивают указанную территорию. На слайде 3 представлен правильный ответ).

Ученики работают в парах, вырабатывают гипотезы.

При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия, находки предметов быта, вооружения, культа.

II. Организация учебной деятельности. Ответ на учебную задачу учащиеся должны найти самостоятельно, используя имеющуюся информацию.

1. Причины колонизации

Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас они нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и невиданные земли.

Вопрос:

Какие категории населения покидали Грецию?

Задание: В опорном конспекте (Приложение 2) на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации, а также запишите шесть категорий колонистов-переселенцев (стрелка КТО?).

Вопрос и задание:

Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (Приложение2, стрелка ПОЧЕМУ?)

Ученики зачитывают рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4) [ 1] :

1 ученик - Анаргирос

2 ученик - Джорджиос

3 ученик - Лукас

4, 5 ученики – братья Амфилон и Додор

6 ученик - Крайос

Учащиеся формулируют ответы.

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом, вносят временные рамки греческой колонизации (8-6 века до н.э.) и категории переселенцев:

1. Бедняки, задолжавшие знати

2. Крестьяне, потерявшие свои участки

3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

6. Ремесленники

Примерные ответы учеников:

  1. Рост населения в Греции

  2. Захват земли знатью

  3. Нехватка плодородных земель для простых греков

  4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода

  5. Угроза долгового рабства

  6. Борьба демоса и знати

  7. Необходимость развития торговли

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

2. Местоположение греческих колоний.

Вопрос: 

Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. 

Задание:

С помощью карты определите, местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков (Приложение1, слайд5). В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (Приложение2, стрелка КУДА?).

Примерные ответы учеников:

1. Поближе к морю, с удобной бухтой

2. Рядом с пресной водой

3. Там, где много свободной земли.

Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации - Малая Азия, Северное Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена).

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

3. Жизнь в греческих колониях

Где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом – эллинами, противостоящими невежественным варварам, как презрительно называли они негреческое население, живущее вокруг колоний.

Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: “метрополия”, то есть “город-мать”. Греки-колонисты в свою новую жизнь переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры.

Для того чтобы знать о жизни греков в колониях, мы должны выслушать сообщение.

Задание:

На основе выше изложенного материала данных подтвердить или опровергнуть высказывание об общности культурных традиций, быта, политическом устройстве греческих колоний и метрополии.

Проверка опережающего задания о жизни колонистов (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. Греки и скифы на северных берегах Черного моря).

Примерные ответы учеников:

Колониальный город имел своё правительство, войско, казну и чеканил монету. Колонией управляло Народное собрание, выбираемое гражданами, были архонты и Городской совет. Живя в колониях, греки не прерывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.

Греки-колонисты были верны своим традициям и обычаям, в колонии они переносили все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники, архитектуру, устройство жилища, предметы быта, украшения, государственное устройство полисов.

4. Значение колонизации

Задание:

Определите значение колонизации для греков.Ответ изобразите в виде опорного конспекта (Приложение 2, стрелка ИТОГИ).

Примерные ответы учеников:

1. Приобретение новых ценных территорий.

2. Колонизация расширила знания греков о других народах.

3. Греки осознали себя единым народом, отличающимся от других, они стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой.

4. Колонизация способствовала успешному развитию торговли и ремесла, росту и обогащению городов (из Греции в колонии вывозили – вино, оливки, вазы, изделия ремесла; в Грецию из колоний ввозили - хлеб, скот, меха, рабу, соль, лес).

Работа учащихся с опорным конспектом.

III. Этап контроля и коррекции знаний, полученных в ходе самостоятельной работы учащихся

 

Вопрос: Почему греческую колонизацию называют Великой?

Примерные ответы учеников:

Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

Домашнее задание:

1. Параграф 32.

2. Используя дополнительную литературу найти ответ на вопрос: Какие современные государства и города существуют сейчас на землях бывших Греческих колоний?

3. Сравните греческую и финикийскую колонизации, используя следующую таблицу. (Приложение 5).

Список литературы:

1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории 

«Поиск» на период зимних каникул 2016-2017 учебного года



Время работы: 10.00-12.00

Дни работы: 05.01

08.01

12.01

14.01

15.01



Педагог дополнительного образования Е.Н.Буракова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истори

Автор: Буракова Елена Николаевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "План конспект урока истории 5 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-uroka-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "281144"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453475627"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "План-конспект урока истории тема «Распад Золотой Орды и свержение татаро-монгольского ига»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_istorii_tiema_raspad_zolotoi_ordy_i_svierzhieniie_tataro_mo"
    ["file_id"] => string(6) "448652"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515488605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства