Повторительно-обобщающий урок-турнир по теме
«Древняя Русь»
Цели: актуализация и закрепление знаний по истории Древней Руси, контроль уровня знаний обучающихся.
Задачи:
Образовательные: систематизировать исторический материал о Древней Руси; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
Развивающие: продолжить развитие умений работать в группах, систематизировать и анализировать материал, делать выводы, умение правильно строить рассказ.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к истории и традициям Отечества.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (тексты с историческими ошибками, конверты с датами, событиями, именами), фишки, оценочный лист.
Тип урока: контроль и оценка знаний.
Виды деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Ход урока.
Организационный этап.
Приветствие. Объявления темы урока-игры, условий и порядка проведения конкурсов.
Мотивационный этап.
Учитель: на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали каким было первое русское государство Киевская Русь. Сегодняшний урок поможет нам подвести итоги и проверить ваши знания. Мы проведём жеребьёвку для выявления очерёдности выступления команд в первом конкурсе «Приветствие». (капитаны команд вытягивают из коробочки жетон с цифрой)
Конкурсный этап.
Конкурс «Приветствие»
Примечание: класс заранее делится на команды, выбирается капитан, подготавливают название и девиз команды.
Условия конкурса: команды поочереди представляют свои название и девиз. Жюри оценивает оригинальность, соответствие теме урока, наилучшая форма представления. Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс «Разминка»
Условия: учитель задаёт вопросы, а команды дают короткий ответ. Поднятая рука – готовность ответить. За правильный ответ – 1 балл, тому ученику, который ответил (получает фишку). Т.о. каждый участник вносит свой вклад в общий рейтинг команды, а количество заработанных фишек в индивидуальный зачёт ученику.
Вопросы:
Назовите имя варяжского князя, приглашённого на княжение в Новгород. (Рюрик)
Первый киевский князь? (Олег)
Какой год считается годом образования Древнерусского государства Киевская Русь? (882)
В каком году произошло крещение Руси? (988)
Кто установил точный размер дани – уроки? (Ольга)
Какой князь прибил щит на ворота Царьграда? (Олег)
Назовите имя князя, за смерть которого, отомстила древлянам Ольга? (Игорь)
Кто объединил Киев и Новгород? (Олег)
Какого князя в народе прозвали «Красное Солнышко»? (Владимир Святославович)
Кто составил первый письменный свод законов? (Ярослав Мудрый)
Как он назывался? («Русская Правда» или «Правда Ярослава»)
Назовите имена славянских братьев, первых на Руси причисленных к лику святых? (Борис и Глеб)
Славянский бог грома и молний? (Перун)
Религиозное верование славян, основанное на многобожии? (язычество)
Как на Руси называлось народное собрание (вече)
Славянский бог солнца? (Ярило)
Как называлось восточнославянское племя, живущее в лесах и виновное в смерти князя Игоря? (Древляне)
Какой город стал центром племенного союза полян? (Киев)
На какой реке он Расположен? (Днепр)
Как назывался торговый путь, проходивший по территории Киевской Руси? («Из варяг в греки»)
При каком киевском князе были построены Софийские Соборы в Киеве и Новгороде? (Я. Мудрый)
Какому князю, по легенде, волхвами была предсказана смерть от своего коня? (Олегу)
Конкурс «Ошибка»
Условия: командам выдаются тексты с историческими ошибками. Найти ошибки, выписать их и рядом написать правильную информацию. Команды получают столько баллов, сколько найдут и исправят ошибок.
Текст с ошибками:
«На территории Восточно-Европейской равнины в 6 – 8 веках проживало несколько восточнославянских племенных союзов: поляне – обитавшие в лесах, дреговичи, жившие возле болот, ильменские словене, живущие возле реки Полота. Главным центром полян был город Новгород, а ильменских словен – Киев. У них главный бог – Ярило – бог грома и молний. А ещё они верили в русалок и леших.
На смену соседской общине пришла родовая. Все важнейшие дела в племени (войны и мира, суд) решал князь. У древних славян было постоянное, обученное войско.
В 882 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. Он был славянского происхождения. А в 988 году – князь Олег объединил Новгород и Киев в единое государство - Киевская Русь. После смерти Олега последовательно правили: Ольга, Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый и Владимир.
Князь Владимир вошёл в историю как создатель первого письменного свода законов «Русская правда».
В 1019 году произошло великое событие – крещение Руси. Киевляне крестились в реке Волхов. После крещения Руси, начались строиться церкви, соборы. Первые школы открывались в домах богатых бояр. Азбука, появившаяся в Киевской Руси, называлась «глаголица», созданная братьями-монахами Борисом и Глебом.»
Конкурс «Картинная галерея» (презентация)
Условия: описать иллюстрацию: кто или что изображено, назвать дату события и другие факты, связанные с событием и или исторической личностью. За каждый факт – 1 балл.
Иллюстративный ряд:
Убийство Олегом Аскольда и Дира.
Софийский собор в Новгороде.
Князь Святослав.
Нестор-Летописец.
Крещение Руси.
Борис и Глеб.
Ярослав Мудрый.
Берестяная грамота.
Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве.
Софийский собор в Киеве.
Конкурс «Соответствия»
Условия: команды получают конверты с набором дат, названиями событий, именами исторических деятелей. Установить соответствие между ними. Количество правильных совпадений – заработанные баллы.
В конвертах карточки: Рюрик, Новгород, 862 г., князь Олег, 882-912 гг., 907 г., поход на Царьград, княгиня Ольга, 957 – 972 гг., уроки и погосты, месть древлянам, князь Святослав, 957 – 972 гг., убит печенегами, Владимир, 980 – 1015 гг., крещение Руси, Десятинная церковь, 1019 г., Ярослав Мудрый, «Русская правда», Борис и Глеб, законы, Софийский собор в Киеве.
VI. Подведение итогов. Определение победителя. Выставление отметок.