kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Религия древних Греков.Конспект и презентация урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религия и её место в жизни древних греков. " Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами Богов возреть восходили. Филипп Фессалийский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Религия древних Греков.Конспект и презентация урока»

Тема урока: « Религия древних греков».

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

  • Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,

иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме « Одиссея».



Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но я уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.



Актуализация знаний:

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте вспомним природно – географические условия Греции.

Индивидуальная работа учащегося у доски ( карточка с вопросами)

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Какими морями омывается?

Какой самый крупный остров у берегов Греции?

Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?



Задача классу: внимательно слушать ответ ученика, дополнить и исправить выступление.

Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.

Ответы учащихся.

  • Выращивали виноград и оливки;

  • мореплавание и морская торговля;

  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

  • ремесло;

  • войны (борьба за господство в Эгейском море).



-Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? ( Поэма «Одиссея»).

-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).

-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8 в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея».

Игра « Вставь пропущенную букву».

Слайд № 1

О – - - - - й - имя главного героя поэмы.

П - - - - - - а – царица на острове Итака, ждавшая мужа 20 лет.

Д - - - - - к – слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя.

П - - - - - - н – бог моря, мстивший Одиссею за своего сына, одноглазого циклопа Полифема.

Ребята, скажите, кто кроме людей является героями поэм?

А посмотрите на экран и послушайте внимательно стихотворение, для того, чтобы узнать о ком оно.

Слайд № 2

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

Слайд № 3

1. Итак, о ком же это стихотворение?

- Имена, каких богов упоминаются?

- В какое количество богов верили греки?

- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

- Таким образом, тема исследования нашего урока: религия древних греков



Слайд № 4

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Слайд № 5.



Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийсккого



Слайд № 5

Боги ль на землю   сошли и явили свой образ

или на небо мы   сами богов узреть восходили?»

Слайд





План урока:

  1. Где жили боги.

  2. Как греки представляли себе богов.

  3. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

  4. Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем работать с учебником, картой, анализировать отрывки из мифов, раздаточного материала, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.



Слайд № 5.



Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийского.





Боги ль на землю   сошли и явили свой образ

или на небо мы   сами богов узреть восходили?»



Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

Слайд № 6



Послание.



Здравствуй, Наша благословенная Земля.

Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни нашей планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу:

1. От кого пришло это послание?

Работа с картой с. 111 учебника. Настенной картой.

1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры? Кто-то скажет, где проходили зимние Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на горе Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

. Слайд № 6



Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.11111111111111111 Семь чудес света.



Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Ребята. А сейчас, на основании дополнительного материала, мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции.

  • Слайд № 7 РИС. №2 /ЗЕВС/

- Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” - говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.

- Покровителем какой стихии был Зевс?

  • РИС. №3 /ПОСЕЙДОН/

- Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.

- Покровителем, какой стихии был Посейдон?

- Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

Одиссей. Так как Обидел сына Посейдона Полифема.

  • РИС №4 /АИД/

- Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мертвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

- Покровителем, какой стихии был Аид?



РИС.№5 /ДЕМЕТРА/-

Откройте в учебнике стр.129 , п.2, миф о богине Деметре и её дочери Персефоне. Самостоятельно прочитайте, но при этом подготовьте ответ на вопрос:

покровительницей, какой стихии была Деметра?



- Кого отправил Зевс к Аиду, чтобы помочь людям? /Гермеса/

  • РИС, №6 /ГЕРМЕС/

- Гермес – быстрый вестник богов, в золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке, покровитель дорог и путешественников, он также покровительствует торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах.

- Покровителем, какой стихии был Гермес?

  • РИС.№7 /АПОЛЛОН/

- Много детей было у Зевса, самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса.

- Покровителем, какой стихии был Аполлон?

  • РИС. №8 /АРТЕМИДА/

- Сестра Аполлона, вечно юная прекрасная Артемида – богиня природы и покровительница охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам.

- Покровителем, какой стихии была Артемида?

  • РИС. №9 /АФРОДИТА/

- Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты.

- Чему покровительствовала Афродита?

  • РИС. №10 АРЕС/

- Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Атрибуты Ареса – копьё, горящий факел, собака, коршун. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич.

- Покровителем, какой стихии был Ареса?

  • РИС. №11 /АФИНА/

- В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня прядка и разума, т.е. мудрости, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

- Чему покровительствовала Афина?

  • РИС. №12 /ГЕФЕСТ/

- Не только Афина искусна и в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест- бог огня и кузнечного дела.

Рассказ учащегося « Миф о Прометее»

Беседа с классом:

- Что привлекает вас в герое мифа о Прометее?

- Покровителем, какой стихии был Гефест?

  • РИС. №13 /ГЕРА/

- Жена Зевса. В её честь один раз в пять лет, устраивались специальные празднества – гереи. Гера - богиня семейного очага и покровительница женщин.

- Покровителем, какой стихии была Гера?

  • РИС. №14 /ДИОНИС/

- Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия.

В честь него 2 раза в год устраивались празднества. Первый раз – весной, когда сажали новую виноградную лозу, второй – осенью, когда созревало молодое вино. Вместе с Дионисом на торжествах присутствовали и его спутники – сатиры, одетые в козлиные шкуры.

- Покровителем, какой стихии был Дионис?



Посмотрите на рис с 130 .и скажите

Какие ещё низшие божества существовали у древних греков?

Работа с документом С.131.

Слайды № 18 -21

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги, как люди, могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)



Слайд № 22

Какую же роль играла религия в жизни греков?



Слайд 23.

Религия в жизни греков.

Повторение и закрепление изученного.

Проверка таблицы

- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.

Слайд № 24

Имена богов

Чему покровительствовали

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мёртвых

Деметра

Богиня плодородия

Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Арес

Бог войны

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Дионис

Бог виноделия



А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

Игра “Что кому принадлежит?”

- Посмотрите внимательно на олимпийских богов, у каждого из них есть особо примечательные предметы, которые принадлежат индивидуально каждому / иллюстрация в учебнике стр. 130.

- Из имеющихся карточек, на которых изображены вещи богов, необходимо установить - какому богу принадлежит данная вещь.

№ 1, 11 – Гермес

№ 2 – Посейдон

№ 3 – Дионис

№ 4 – Гефест

№ 6 - Аполлон

№ 8 - Зевс

№ 9 – Афина

№ 10 – Аид

№ 7, 5– Артемида



Игра : «Да» или «Нет»


Слайд

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
«Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»





- Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.



Слайд 28

Рефлексия.

Узнал что-то новое Научился



Расстроился Я Получил радость



Удивился Ничего не понял



Наш урок почти

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.



Слайд № 29 Домашнее задание 28 пар, вопр. с. 133

Выставление и комментирование оценок.

Наш урок окончен, и я хотела бы узнать: с каким настроением вы уйдете. Перед каждым из вас лежат 2 карточки- рисунка. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.


Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Религия древних Греков.Конспект и презентация урока

Автор: Иванова Надежда Александровна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства