kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Крестовые походы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории Средних веков по теме "Крестовые походы" (6 класс). Тип урока: обобщение по теме. Урок проведен по учебнику Вигасина История Средних веков. Оборудование: учебник, рабочие тетради, проектор, компьютер. Задачи урока: обощение понятий крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена; обощение причин и последствий крестовых походов; обощение роли исторических личностей в крестовых походах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Крестовые походы »

Тема: «Крестовые походы и их последствия»

Раздел «Всеобщая история - 6 класс. История средних веков»

 

Тип урока —    урок-обобщение

Оборудование — компьютер

экран

контурные карты

кроссворд

 

Задачи урока

 

Образовательная - обобщение понятий: крестовый поход, крестоносцы,

духовно-рыцарские ордена

Развивающая    -     обобщение причин и последствий крестовых походов Воспитательная - обобщение роли личностей Алексея Комнина, Урбана II,

Саладина, Э.Дандоло, Ричарда Львиное Сердце в истории

  Социализация    —   развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности

 

Ход урока

 

I. Подготовительный этап

 

Объявляется тема урока, цели и задачи.

Кроссворд для повторения. (слайд 2)

 

II. Основная часть

 

Слова учителя: Чем знаменит XI век для Европы?

Ученики (возможные ответы):    -  изменением в развитии с/х

-   ростом городов

-    могуществом церкви

 

Учитель: Все это в совокупности можно назвать расцветом средневековья. Как вы понимаете данное словосочетание?

 

Ответы детей.

Учитель: Вот сегодня нам предстоит вспомнить почему именно в это время на­чинаются крестовые походы. На экране вы видите иллюстрации (Урбан II, Алек­сей Комнин). (слайд 3) Как эти личности повлияли на возникновение крестовых походов?

 В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский. Он призвал собравшихся опоясаться мечом и двинуться в восточные страны на освобождение гроба Господня из рук неверных — мусульман. В Палестине родился, жил и был распят Иисус Христос, а его гроб находился в Иерусалиме. Всем участникам похода папа обещал полное прощение грехов.

Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: Так хочет Бог!.

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I. Сотни лет Византия была оплотом христианства против воинствующего ислама, но в 1071 году, после поражения при Манцикерте, она утратила большую часть Малой Азии (пределы современной Турции), всегда бывшей жизненно важным источником людских ресурсов и средств. Перед лицом смертельной опасности гордая Византия вынуждена была просить о помощи.

 

Ответы детей.

 

Учитель: Таким образом, они способствовали оформлению движения крестонос­цев, а церковь непосредственно выступила организатором крестовых походов. А почему походы получили название крестовых, а их участники - крестоносцев?

 

Ответы детей.

 

Учитель: Какие возможности давали крестовые походы?

 

Ответы детей: - свобода и земля

- богатство

- проявление религиозных чувств

Причины крестовых походов? (слайд 4)

1 Желание западных феодалов и Папской области приобрести новые

   владения и увеличить свои доходы.

2. Желание пап распространить свою власть на новые государства и страны.

 

Учитель: Кто мог участвовать в них?

Ученики: перечисляют участников и объясняют, почему именно безземельные рыцари составили главную силу походов.

 

духовенство: организатор походов. Надеялись приобрести новые владения,

                       увеличить доходы, усилить и распространить свою власть на

                        восточные страны;

крестьяне: стихийные бедствия, неурожаи, феодальный гнет — все это

                  толкало крестьян на участие в крестовых походах. Крестьяне

                   хотели уйти от своих господ и стать свободными

                   землевладельцами;

безземельные

 рыцари-«голяки»: войны и разбой — их главное занятие. Разбогатеть на

феодалы                 грабеже и приобрести земли — их главная цель; феодалы

                                 надеялись ограбить богатые города Востока и создать там

                                 новые владения;

итальянские города: цель — захватить торговые пути по Средиземному 

                                                  морю, обрести торговые льготы.

 

В это время на экране I Крестовый поход (слайд 5)

 

                Найти и показать место (Никея) разгрома сельджуками отрядов

                крестьян (поход бедноты в 1096 г.).

                Показать захваченную территорию после первого крестового

                похода.

 

Учитель: Вот именно они и оказались у стен Иерусалима в 1099 году. Но одно важное событие предшествовало взятию Иерусалима. На экране - Взятие Антиохии. Как взятие Антиохии повлияло на судьбу I Крестового по­хода? (слайд 6)

С временным фактором первым крестоносцам особенно повезло - они появились, когда во владениях сельджуков не было единства. В 1098 г. франки захватили Антиохию, предварительно разбив сильное турецкое войско, посланное на выручку городу. Год спустя пал и сам Иерусалим. Это было великое достижение христиан, которое они отметили массовой резней.

 

 

Ответы детей.

 

Далее - Замок крестоносцев на экран (слайд 7)

 

Учитель: Зачем Крестоносцам понадобилось ставить такие внушительные зам­ки? Им что-то угрожало?

Жители стран, покоренных крестоносцами, ненавидели захватчиков и не раз восставали. Тревожно чувствовали себя западные рыцари в чужой, враждебной стране. Точно скалы среди пустыни, возвышались воздвигнутые ими крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусульман, здесь отсиживались во время восстаний.

 

Ответы детей.

 

Учитель: И конечно с такой же целью возникли духовно-рыцарские ордена. Вспомним какие?

 

Ответы детей

 

На экране  госпитальеры (Италия на диске); тамплиеры (Франция) (слайд 8)

 Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после первого похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордена: тамплиеры (храмовники), госпитальеры, а позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Те, кто входил в эти объединения, были одновременно и монахами, и рыцарями.

Орден тамплиеров был основан группой французских рыцарей. Он назывался так потому, что его главная резиденция находилась на месте разрушенного древнего иудейского храма (тампль по-французски — храм).

Госпитальеры, в основном итальянцы, сначала заботились о паломниках, прибывавших в Палестину: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечили больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Византии дома для странников — госпитали (от латинского госпиталис — гость).

Ордена подчинялись только папе римскому и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им были запрещены светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и даже громкий смех.

От папы ордена получили различные права: освобождались от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступали щедрые пожертвования и дарения. Ордена накопили огромные богатства, стали владеть обширными землями, участвовали в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой крестоносцев на Востоке. Но их распри с другими феодалами и между собой ослабляли государства крестоносцев.

 

Учитель: К вашему вниманию сейчас будет предложена иллюстрация.

 

На экране - Ричард Львиное Сердце (Англия) (слайд 9)

 

Объясните, чем он знаменит и как повлиял на крестовые походы?

Король Англии Ричард I Львиное Сердце, бесстрашный, высокомерный рыцарь, всех хотел превзойти славой., но, будучи близоруким политиком, преуспел лишь в умении наживать врагов. После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимского королевства. В Акре крестоносцы по приказу Ричарда перебили 2 тысячи мусульман. Львиное Сердце проявил себя не только храбрым,  но и неумолимо жестоким. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город у мусульман так и не сумел.

Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой. Переодетый в платье купца, он был опознан близ Вены одним из своих врагов —- герцогом Австрии, заточен в темницу, а затем выдан германскому императору и еще два года провел в заточении. Его выпустили из плена только тогда, когда он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп.

Ответы детей.

Учитель: И конечно нельзя обойти такую страничку как крестовые походы де­тей. На экране картина Рембранта (Хронология XII в. на диске). Почему дети стали участвовать в крестовых походах и их судьба?

Множество бродячих проповедников — и среди них Франциск Ассизский — внушали народу мысль, что бедняки, не имеющие ни власти, ни богатства, скорее смогут освободить Иерусалим, чем государи и рыцари. Как и в конце ХI века, собирались большие толпы бедняков, чтобы идти в Святую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. Среди них было очень много детей.

В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе часть детей купцы погрузили на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие участники похода были проданы в рабство.

Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему толпами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Парижу. Но король Филипп II Август, посчитавший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам.

 

Ответы детей.

 

Последние крестовые походы носили уже характер военных авантюр. Многие не желали принимать в них участие. Особенно это проявилось в ХIII веке, когда ни крестьяне, ни рыцари уже не хотели участвовать в походах на Восток. Почему?

 

1) В сельском хозяйстве намечалось определенное улучшение, следовательно, феодалы получали доход от своих крестьян.

2) С укреплением королевской власти рыцари могли нести службу в наемном войске.

З) Войны с мусульманами были опасны и тяжелы.

4) Крестьяне уже не искали свободы в восточных странах, так как многие страдали от неурожаев и голода.

5) Итальянская республика добилась права торговать во владениях мусульманских правителей, поэтому купцы Венеции и Генуи потеряли интерес к походам. (слайд 10)

 

 

 

 

Учитель: Подводя итог вышесказанному, мы должны вспомнить, что:

1. походов было - 8

2. они занимали время - 1096-1291гг.

3. организовала их - Христианская церковь

4. походы закончились - неудачей    (спросить почему?)

И все-таки о последствиях крестовых походов нельзя судить однозначно. Давайте вспомним: (слайд 11)

 

-

+

1. Западные страны понесли мно­гочисленные жертвы

1 . Оживление торговли

 

2. Мусульманам они принеси раз­рушения

 

2. Новые земледельческие культуры

 

3. Тяжелый удар по Византии, ока­завшейся между двух опасностей

3. Ветряные мельницы

 

 

4. Изменения в быту

 

5. Новые образцы промышленных товаров

 

 

Ответы детей.

 

III. Заключительный этап



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме Крестовые походы

Автор: Новоскольцева Валентина Григорьевна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "конспект урока по истории "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "128897"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415604175"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока-модуля по всемирной истории "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-modulia-po-vsiemirnoi-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "212884"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431948209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "План – конспект урока для 6 класса по истории средних веков «Крестовые походы» "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-uroka-dlia-6-klassa-po-istorii-sriednikh-viekov-kriestovyie-pokhody"
    ["file_id"] => string(6) "242981"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445597024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по истории средних веков "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-istorii-sriednikh-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "202100"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429182062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по музыке для УМК «Школа 2100» по теме «Музыкальное состязание» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-muzykie-dlia-umk-shkola-2100-po-tiemie-muzykal-noie-sostiazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "192031"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427391829"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства