kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России, 8 класс. Тема урока "Династический кризис 1825 года. Восстание Декабристов." Реализация целей урока будет достигнута на основе рассказов об интересных исторических фактах, работы с текстом учебника, планом и наглядным матерниалом из презентации, анализом определенных документальных данных, работы с энциклопедической литературой. На уроке используются различные формы организации работы учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Голикова С. И., сценарий,doc»

Конспект урока Голиковой Серафимы Ивановны

Предмет история России Класс 8

Тема урока "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"




Этапы работы

Содержание этапа

1.

  • Организационный момент


Цели и задачи:

  • организация и подготовка к уроку;

  • приветствие и настрой на результативную работу.

  • создание мотивации познавательной деятельности.

Учащиеся применяют теоретические знания, используют ранее полученные знания для ответа на поставленные вопросы, испытывают чувство гордости за славные страницы в истории нашего государства.

Форма организации учебной деятельности:  фронтальная беседа.

Методы: эвристическая беседа.

Методы мотивации: поощрение, похвала.

I. Здравствуйте, ребята!

Наш урок проходит в начале 2012 года, который станет Годом российской истории, – об этом объявил президент Дмитрий Медведев.

Какими причинами было обусловлено это решение?

- 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 770 лет победы над крестоносцами на Чудском озере князем Александром Невским (18 (5) апреля 1242), 400 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского (7 ноября (26 октября) 1612), 1150-летие зарождения российской государственности. В июле 1942 г. был учрежден военный орден М. И. Кутузова для награждения генералов и старших офицеров за успешную разработку и проведение планов военных операций.

Какое из перечисленных событий мы изучали в этом году?

(Отечественная война 1812 года).

- Назовите наиболее характерную черту послевоенного периода царствования Александра I?

(Нарастающее общественное движение).

- Я могу утверждать, что знания, полученные на предыдущем уроке, могут помочь нам в изучении и понимании последующих событий?

(Да, в истории, как и в жизни, все взаимосвязано).


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цели и задачи:

  • актуализация опорных для урока знаний;

  • обобщить знания о программных документах Северного и Южного обществ;

  • подвести учащихся к самостоятельному анализу причин восстания;

  • продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки информации.

Учащиеся используют ранее полученные знания для анализа причин развития общественного движения.

Форма организации учебной деятельности:  фронтальная беседа.

Методы познания: обобщение, анализ.

Методы мотивации: поощрение, похвала.

Беседа о причинах возникновения тайных обществ. Учащиеся, актуализируя ранее полученные знания, приходят к выводу, что причинами восстания декабристов стали социальные противоречия в обществе.

II. Повторение пройденной темы.

Учитель: После войны 1812 года многие надеялись на проведение реформ, а именно - отмену крепостного права и введения конституционного правления. Но ожидания не оправдались. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков.

- Когда и какие тайные общества возникли к началу 20-х годов 19 века?

(1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1821 г. – «Северное» и «Южное» общества).

- Состав данных обществ?

(Военные офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года).

- Как назывались программы преобразований России, разработанные членами тайных обществ?

(«Русская правда» - «Южное общество», «Конституция» - «Северное общество»).

- Какие преобразования предполагали провести в России в соответствии с содержанием программ?

(Отмена крепостного права, уничтожение или ограничение самодержавия, предоставление гражданских свобод населению, политических прав).

- Как планировали реализовать программы преобразований? Какой тактики придерживались члены тайных обществ?

(Они были сторонниками военного переворота силами армейских частей).

Итак, общество дворян, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на практике, активно готовились к восстанию против самодержавия. Оно было намечено на 1826 год. Но последующие события заставили внести коррективы в их планы.

3.

  • Изучение нового учебного материала.

Цели и задачи:

  • раскрыть сущность династического кризиса;

  • показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках, поднявшихся против самодержавия;

  • подвести учащихся к самостоятельному анализу причин поражения восстания;

  • продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации;

  • воспитывать чувство уважения к неординарным личностям государства;

  • развивать навыки публичного выступления;

  • учить ставить и решать проблемы;

  • обогащать и усложнять словарный запас

Учащиеся применяют теоретические знания, используют ранее полученные знания для анализа причин династического кризиса, прослеживают ход восстания, определяют причины поражения декабристов, узнают о судьбах участников восстания, испытывают чувство гордости за лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках, поднявшихся против самодержавия.

Форма организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, фронтальная

Метод обучения:  частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Методы познания: обобщение, анализ, проблемный.

Методы мотивации: поощрение, похвала, создание ситуации успеха.

III. Изучение нового учебного материала.

Династический кризис. Восстание декабристов.

- Можете ли вы предположить, какой будет тема нашего урока? (Династический кризис1825 года. Восстание декабристов – запись темы). Слайд1.

- Работая над темой, какому алгоритму мы будем следовать? (Причины, ход, итоги и значение восстания)

- Какие умения и навыки мы будем развивать на уроке? (развивать навыки публичного выступления; учить ставить и решать проблемы; обогащать и усложнять словарный запас; работать с документами).

Эпиграф к уроку “Каждый день убеждает меня в необходимости моих действий,
В будущей погибели, которой мы должны купить нашу первую попытку для свободы
России и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян”.

К. Φ. Рылеев

Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос: почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?

1. Династический кризис.

Учитель: 19 ноября 1825 года во время поездки по стране в Таганроге неожиданно скончался император Александр I. Члены тайного общества считали, что наступил “час пробуждения спящих россиян”, что можно, наконец, совершить то, к чему они стремились много лет. Вся боль и обида за судьбу русского народа, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ.
И людьми как скотами,
Долго будут торговать?

В стране разразился династический кризис.

Справка группы энциклопедистов: Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

В чём его суть?

Обратимся к отрывку из монографии Мелицы Нечкиной, академика, известного историка, опубликовавшей в 1976 году свое исследование по изучаемой нами теме «Декабристы».

Учащиеся обращаются к раздаточному материалу.

К-1 «Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр 1. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра 1 должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра, и 27 ноября наследие было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император – Константин 1. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлен шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга», - на этот раз уже Николаю 1. «Переприсяга» в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию. Декабристы ещё при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императором на престоле. Этот момент теперь настал».

- Раскройте причины династического кризиса?

(Николай ожидал от брата Константина повторного формального отказа от престола. Должна состояться «переприсяга». Таким образом, трон был пуст. Междуцарствие и переприсяга Николаю волновали население, раздражали армию).

2. Восстание декабристов.

Справка группы энциклопедистов: Кто такие декабристы?

Попробуем уяснить себе, кто же такие декабристы, кого мы так называем. На первый взгляд, ответ на этот вопрос не вызывает затруднений. В кратком однотомном «Большом энциклопедическом словаре» 1997 г. находим однозначное определение: "Декабристы — русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества".

Вопросу о том, кого считать декабристами, посвящён ряд специальных исследований, например (общее же их число составляет более полусотни). С.О.Шмидт отмечает, что представления о том, кого считать декабристами менялись со временем. "Первоначально к «декабристам» относили только участников восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге и осуждённых в 1826 г. участников тайных обществ. Их считали «заговорщиками»… Затем «декабристами» стали называть лиц, привлечённых к следствию по делу о тайных обществах: появились выражения «декабристы без декабря», «декабристки».

Члены тайного общества приняли решение выступать. «Случай удобен, - писал московским декабристам из Петербурга Пущин И.И, - Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов». На квартире Рылеева К. 13 декабря разработан план восстания.

К-2 1,3 группе - Прочитайте на с. 60 §9 первый и второй абзац. Найдите в них ответ на вопрос «В чём состоял план восстания?».

Ученики называют основные звенья данного плана

  1. Вывод войск на Сенатскую площадь, чтобы не допустить присяги членов Сената и Синода Николаю I. Заставить сенаторов подписать «Манифест к русскому народу».

  2. Захват Зимнего дворца и арест царской семьи (Якубович)

  3. Захват Петропавловской крепости (Булатов)

  4. Убийство царя (П.Каховский)

  5. Руководителем восстания избран С. Трубецкой. Выступление наметили на 14 декабря.

К-2 2 группе - Прочитайте на с. 63 документ к §9. Определите главную причину поражения черниговцев.

Задание классу: слушая рассказ о восстании, определите причины его поражения.

Наступал рассвет, медлить было нельзя. Ещё затемно 14 декабря офицеры – члены тайного общества были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - вспоминал он позже. От присяги Николаю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под командованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь (слайд). Но здесь их ожидало первое горькое разочарование. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю I и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский, отказался вести на Петропавловскую крепость солдат Булатов и захватить Зимний дворец Якубович.

К-4 группе – Что такое каре?

Справка группы энциклопедистов: Каре́ (фр. carré) — боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата. Применялся в различных европейских армиях XVII—XIX века для отражения атак кавалерии, а также слабо вооруженной пехоты. Однако слабостью каре как построения была высокая уязвимость перед огнем артиллерии, ввиду скученности пехотинцев, представлявших отличную цель для пушек. В русской армии каре особенно часто использовались в войнах с Турцией. В каре обычно по 800 человек, но не всегда. Построение в каре использовали декабристы во время восстания на Сенатской площади.

Восстание декабристов. Презентация Слайды в программе Power Point: фрагменты каре, портреты руководителей восстания, осужденных на казнь П.Пестеля,К.Рылеева,М.Бестужева-Рюмина,П.Каховского,С.Муравьева-Апостола, схема восстания и др.

Под сенью овеянных славой 1812 года знамён первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе их шёл Александр Бестужев.

Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырёхугольником, – что давало возможность отражать нападения со всех сторон. Было не очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул ледяной ветер. Стоять было нелегко. Но настроение у всех было бодрое.

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил два тяжёлых известия.

Надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания.

Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи. Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь восстанию.

Позже выяснилось, что выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Выяснилось ещё одно непредвиденное обстоятельство. Николай, предупреждённый о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска придут на площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь войска стояли перед пустым зданием Сената.

Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли позицию пассивной обороны вокруг Медного всадника. Но и Николай I поначалу был столь же пассивен: получив первые известия о неповиновении Московского полка, царь занялся чтением манифеста о своём восшествии на престол перед толпой народа, собравшегося у Зимнего дворца.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьёзные преимущества, упустили безнадёжно.

К середине дня подошли ещё около 1100 моряков Гвардейского морского экипажа и 6 рот лейб-гренадерского полка.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают.

Он произнёс: “Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы – пятно России, вы преступники перед царём, Отечеством и богом!” Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.

В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета П.Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен.

Число правительственных войск достигало почти 10 тысяч. У памятника Петру I стояло около 3,5 тыс. восставших. Но на площади был ещё и народ, начавший собираться часов с 11. Толпа не была беспристрастной. В конногвардейцев летели камни, поленья, комья снега. По словам самого Николая I то, что рабочие Исаакиевского собора “начали кидаться поленьями” привело его к решению “положить сему скорый конец, иначе бунт мог сообщиться черни, и тогда окружённые ею войска были бы в самом трудном положении. В третьем часу дня последовал приказ Николая – атаковать восставших. Однако атаки конногвардейцев были отбиты оружейным огнём. Не подействовали на восставших и уговоры петербургского митрополита Серафима. Ранние зимние сумерки спускались на площадь.

Были окружены со всех сторон, – пишет Николай Бестужев, – бездействие поразило оцепенением умы, дух упал сверх того, пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров. Время было упущено. Даже избрания нового диктатора Оболенского, не могло не чего изменить. Инициатива полностью ушла из рук восставших. В такой ситуации Николай после некоторых колебаний решил прибегнуть к крайним мерам. Пушки ударили в упор. Залпу картечи никому в упор не выдержать. После второго залпа восставшие дрогнули и побежали. Попытка построить солдат на середине реки Нева не получилась. Число жертв с обеих сторон составляет по разным подсчётам от 200 до 300 человек. К 6 часам вечера восстание было подавлено.

Сообщение о результатах работы 2 группы.

(Одновременно с восстанием в Петербурге под руководством С.Муравьёва-Апостола и М. Бестужева Рюмина произошло восстание черниговского полка на Украине, которое тоже потерпело поражение).

- Итак, каковы причины поражения восстания декабристов?

В ходе сообщений учащиеся должны записать, а затем назвать следующие причины:

  • срыв первоначального плана восстания;

  • предательство С.Трубецкого, Якубовича в момент восстания;

  • численное превосходство правительственных сил;

  • заговорщические методы;

  • выжидательная тактика, нерешительность действий декабристов.

3. Следствие и суд над декабристами.

Всё рухнуло в один миг. Ушли в прошлое балы, красавицы, хруст французской булки. Реальностью стали ежедневные допросы. Николай был сам следователем и судьёй. Суда по сути не было. Пародия на суд происходила при закрытых дверях. Декабристам спешно предлагали засвидетельствовать их подписи под показаниями и после этого читали заранее заготовленный приговор. «Разве нас судили? – спрашивали потом декабристы. – А мы не знали, что это был суд…»

Инсценированный допрос декабристов.

Император: «В каком тайном обществе Вы состояли, Петр Каховский?»

П. Каховский: «Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединя­лись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе».

Император: «Как Вы Павел Пестель, полковник, участник Отечественной войны, посмели поднять руку на царя?»

П.И.Пестель: «Каждый век имеет свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же … Дух преобразования заставляет, так ска­зать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили револю­ционные мысли и правила и укоренили оные в умах…»

Император: «Что заставило вас, Матвей Муравьев, выступить?»

М. Муравьев-Апостол: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

Рассказ учащегося о наказании участников восстания (слайд )

«Всего по делу декабристов было привлечено 579 человек.

Приговор Верховного суда:

Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина – повесить.

Сергея Трубецкого, Евгения Оболенского, Ивана Якушкина, Вильгельма Кюхельбекера, Сергея Волконского, Никиту Муравьева – всего 50 человек в Сибирь, на вечную каторгу.

121 декабрист проговорены от 5 до16 годам каторги и вечное поселение в Сибирь.

Часть декабристов разжалована в рядовые и отправлены под пули на Кавказ.

К числу казненных декабристов надо прибавить насмерть запоротых солдат, некоторые их них прошли сквозь строй 12 раз, т.е получили 12 тысяч ударов шпицрутенами. Менее активные были сосланы на Кавказ, туда же был отправлен весь штрафной Черниговский полк».

В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Каторжные работы отбывались главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда к декабристам приехали жёны. С Александрой Муравьёвой А.С.Пушкин передал стихотворение.

    1. Историческое значение.

Итак, восстание потерпело поражение, пролилась кровь, участники наказаны. Цели восстания не достигнуты. Самодержавие устояло, оно не было уничтожено. Может быть, не надо было браться за оружие, кровь пролилась зря?

Выскажите ваше мнение по этому вопросу. Вам помогут ответить на этот вопрос оценка выступления декабристов современниками, отрывки из показаний, даваемых декабристами на допросах. Вдумайтесь в слова эпиграфов урока.

Учащиеся должны высказать следующие позиции:

  • Декабристы верили в то, что их дело не пропадёт. Их идеи подхватят новые поколения борцов за новую Россию. (На самом деле это и произошло. Герцен пишет: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Он за границей будет издавать журнал «Колокол», на страницах которого будет пропагандировать идеи декабристов. Они привлекут к себе новых сторонников борьбы с самодержавием и крепостным правом в лице представителей разных чинов).

  • Декабристы были настоящими патриотами, они считали, что Россия достойна лучшего будущего. Но их движение показало, что ничтожная горстка революционеров бессильна без поддержки народа.

  • Николай I, боясь повторения выступления дворян, должен был принять меры, с помощью которых можно было снять напряжение в обществе. Он предпринял меры по осторожному проведению реформ. О них мы будем говорить на следующих уроках.

  • Выступление декабристов было первое открытое сознательное выступление против самодержавия с оружием в руках. До сих пор мы говорили о стихийных крестьянских выступлениях. Дворянские революционеры впервые дошли до понимания необходимости разработки программы преобразований и сознательной революционной тактики.

Обсуждая проблему, имеющую личное значение для подростков, важно подвести их к мысли, что человек, ставя перед собой те или иные цели, должен уметь видеть границы возможного в их достижении. Постановка нереальных целей может привести к крушению всех планов и даже жизни.

Вывод: 1856 году в связи с коронованием Александра II были изданы манифест об амнистии декабристов и разрешение возвратиться из Сибири. В живых декабристов осталось только 40 человек, около 100 человек погибли на каторге и в ссылке.
Декабристы оставили значительный след в культурной жизни Сибири. Выйдя на поселения по отбытии каторги, они открывали школы, распространяли передовые знания по сельскому хозяйству среди населения, сами организовали образцовые хозяйства, писали научные исследования по экономике, истории, географии.
После себя оставили стихи Одоевский, портретист Николай Бестужев в условиях каторжной тюрьмы сумел написать портреты всех заключённых – «первенцев русской свободы».

Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, государственный деятель П.А. Вяземский записал: “ У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15”. Молодые, богатые, образованные – 14 декабря поставили на карту своё положение и жизнь, и проиграли схватку с Зимним дворцом, но выиграли нравственное сражение. Восстание оказало влияние на формирование и развитие революционного движения в России.


4.

  • Закрепление учебного материала

Цели и задачи:

  • выявить степень усвоения знаний на уроке;

  • определить индивидуальные задания для устранения пробелов;

  • нацелить на развитие волевой сферы (развитие устойчивого внимания).

Учащиеся применяют теоретические знания, полученные на уроке для анализа выполнения задания.

Форма организации учебной деятельности: самостоятельная работа.

IV. Закрепление.

В качестве закрепления и проверки знаний учащимся предлагается текст для реставрации

- А сейчас поиграем. (Игра “Реставрация”.)

… декабря 182? – восстание декабристов на С… площади.

Дек. Хот. Заст. Сен. Подпис. “Ман к рус. нар”.

Диктатор …. не пришёл на площадь.

Каховский стреляет в … .

Восставших расстреляли из … .

К повешенью приговорили … .

Учащиеся осуществляют взаимопроверку ответов (ответы на экране), выставляют оценки.

  • Две ошибки – «5».

  • Четыре – «4» .

  • Пять – «3». «4» и «5» можно выставить в журнал.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Перед вами таблица, которую необходимо заполнить.

Знаю

Узнал на уроке

Хочу узнать

 

 

 

- Обменяйтесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке, и закончите предложения.

  1. Сегодня на уроке мне удалось … .

  2. Самым интересным на уроке для меня было… .

  3. Для России декабристы были … .

5.

  • Задание на дом

Цели:

  • закрепление знаний, полученных на уроке;

  • закрепление навыков работы с историческими документами;

  • расширение знаний по теме;

  • развитие навыков работы с дополнительной литературой;

  • применение знаний для решения задач (работа в Р.Т.)

Учащиеся должны знать причины, итоги и последствия восстания декабристов, основные понятия урока

VI. Домашнее задание.

§9, выполнить задания в Р.Т., провести работу с документами Подготовить сообщения  на тему «Дальнейшая судьба декабристов» (по желанию).

VII. Выставление и комментирование оценок.





































Реализация целей урока будет достигнута на основе:

  • рассказа об интересных исторических фактах

  • работы с текстом учебника и умением отбирать материал

  • опыта учащихся и вовлечение их в беседу

  • умение самим выбирать ответ на поставленный вопрос

  • умение слушать и воспринимать новую информацию

  • разбор ситуаций

Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание хороших доброжелательных отношений учителя и учащихся, сменой видов деятельности, внимательном отношении к каждому ученику.

К 1826 г. декабристов начали небольшими группами отправлять из крепостей навстречу каторжной судьбе.

- Там за горами и реками, лягут они в сырую землю, там за дымкой отдаленных расстояний и времен, растают их лица, развеется память о них - таков был умысел царя…



В качестве закрепления и проверки знаний учащимся предлагаются тесты. В двух вариантах они появляются на экране.

1 вариант.

  1. Причинами возникновения тайных обществ декабристов в России в 1816-1825 г были:
    А) Отказ Александра 1 от планов либеральных реформ.
    Б) Война 1812 г и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все общество.
    В) Восприятие декабристами идей французских просветителей.
    Г) Честолюбивое желание декабристов захватить власть в стране.

  2. По «Конституции» Н. Муравьева
    А) Россия должна стать конституционной монархией.
    Б) Россия должна была стать демократической республикой.
    В) В России навсегда отменялось крепостное право.
    Г) Земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины.

  3. Укажите принцип образования ряда:
    С. Муравьев-Апостол, П. Пестель, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев.

  4. Соотнесите названия тайных организаций декабристов и их участников:

1. «Южное общество».

 

 

А) С.И.Муравьев-Апостол.

2. «Северное общество»

 

 

Б) П.И.Пестель.

 

 

 

В) К.В.Рылеев

 

 

 

Г) Н.М.Муравьев.

  1. В «Русской правде» П.И.Пестеля отмечалось:
    А) Ликвидация крепостного права в России.
    Б) Установление республики.
    В) раздача земли все желающим
    Г) отказ от наделения граждан равными правами.

  2. Восстание декабристов произошло:
    А) 1 декабря 1812 г.
    Б) 14 декабря 1825 г.
    В) 31 декабря 1826 г.
    Г) 14 декабря 1886 г.

2 вариант.

  1. В восстании декабристов на Сенатской площади участвовали:
    А) Черниговский полк, Московский полк.
    Б) Московский полк, Гвардейский морской экипаж.
    В) Семеновский полк и офицеры Генштаба.

  2. Программа Пестеля получила название:
    А) «Зеленая книга».
    Б) «Конституция»
    В) «Русская правда»
    г) «Манифест»

  3. Цель первых тайных обществ:
    А) Подготовка и осуществление преобразований.
    Б) Подготовка и проведение восстания против самодержавия.
    В) поддержка народного выступления против режима.
    Г) свержение неугодного монарха.

  4. К программным положениям «Конституции» Н.Муравьева относятся:
    А) Федеративное устройство России.
    Б) республиканская форма правления.
    В) выборность всех должностных лиц, в том числе императора.
    Г) введение гражданских прав и свобод.

  5. Укажите причины поражения восстания декабристов:
    А) Предательство Трубецкого.
    Б) Отказ от поручения Каховского и Якубовича.
    В) Перевес сил на стороне Николая 1.
    Г) Нерешительность действий восставших.
    Д) верны все ответы.

  6. Перечислите имена казненных декабристов.
    А) Лунин
    Б) Пущин
    В) Муравьев-Апостол
    Г) Пестель
    Д) Каховский
    Е) Бестужев-Рюмин
    Ж) Рылеев
    З) Волконский.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

8 класс

8 класс

План изучения нового материала: • Династический кризис.   •  Восстание 14 декабря 1825года.   •  Следствие и суд над декабристами.   •  Историческое значение восстания.

План изучения нового материала:

Династический кризис.

Восстание 14 декабря 1825года.

Следствие и суд над декабристами.

Историческое значение восстания.

План изучения нового материала: • Династический кризис.   •  Восстание 14 декабря 1825года.   •  Следствие и суд над декабристами.   •  Историческое значение восстания.

План изучения нового материала:

Династический кризис.

Восстание 14 декабря 1825года.

Следствие и суд над декабристами.

Историческое значение восстания.

Основополагающие вопросы  1. Что это было ?   а) восстание декабристов?  б) акт гражданского неповиновения?  в) выступление декабристов ?   2. В чём причины поражения ?

Основополагающие вопросы

1. Что это было ?

а) восстание декабристов?

б) акт гражданского неповиновения?

в) выступление декабристов ?

2. В чём причины поражения ?

Основополагающие вопросы  1. Что это было ?   а) восстание декабристов?  б) акт гражданского неповиновения?  в) выступление декабристов ?   2. В чём причины поражения ?

Основополагающие вопросы

1. Что это было ?

а) восстание декабристов?

б) акт гражданского неповиновения?

в) выступление декабристов ?

2. В чём причины поражения ?

Первенцы свободы  Бесту́жев-Рю́мин  Михаи́л Па́влович 1801-1826гг. Рылеев Кондратий Фёдорович  1795 – 1826гг. Муравьёв-Апостол Сергей Иванович 1796 – 1826гг. Каховский Петр Григорьевич 1797 – 1826гг. Пестель Павел Иванович 1793 – 1826гг.

Первенцы свободы

Бесту́жев-Рю́мин

Михаи́л Па́влович

1801-1826гг.

Рылеев Кондратий Фёдорович

1795 – 1826гг.

Муравьёв-Апостол

Сергей Иванович

1796 – 1826гг.

Каховский Петр Григорьевич

1797 – 1826гг.

Пестель Павел Иванович

1793 – 1826гг.

Первенцы свободы  Бесту́жев-Рю́мин  Михаи́л Па́влович 1801-1826гг. Рылеев Кондратий Фёдорович  1795 – 1826гг. Муравьёв-Апостол Сергей Иванович 1796 – 1826гг. Каховский Петр Григорьевич 1797 – 1826гг. Пестель Павел Иванович 1793 – 1826гг.

Первенцы свободы

Бесту́жев-Рю́мин

Михаи́л Па́влович

1801-1826гг.

Рылеев Кондратий Фёдорович

1795 – 1826гг.

Муравьёв-Апостол

Сергей Иванович

1796 – 1826гг.

Каховский Петр Григорьевич

1797 – 1826гг.

Пестель Павел Иванович

1793 – 1826гг.

Династический кризис  19ноября-14декабря1825года 19ноября 1825 года в Таганроге скончался Александр I (нет наследника).

Династический кризис 19ноября-14декабря1825года

19ноября 1825 года в Таганроге скончался Александр I (нет наследника).

Династический кризис  19ноября-14декабря1825года 19ноября 1825 года в Таганроге скончался Александр I (нет наследника).

Династический кризис 19ноября-14декабря1825года

19ноября 1825 года в Таганроге скончался Александр I (нет наследника).

«Ах, как славно мы умрём!»  Николай предупрежденный доносами Шервуда, Ростовцева, Бошняком предложил сенаторам собраться в 7часов утра. В 7.20 сенаторы принесли присягу и разошлись. Большинство войск поддержало Николая (10тыс.) Якубович отказался вести гвардейский экипаж для захвата Зимнего дворца. Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь к восстанию. Выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь. Эффект внезапности упущен. Убийство Милорадовича - мирный исход выступления невозможен . Атаки конногвардейцев отбиты Два залпа картечи решили исход.

«Ах, как славно мы умрём!»

Николай предупрежденный доносами Шервуда, Ростовцева, Бошняком предложил сенаторам собраться в 7часов утра. В 7.20 сенаторы принесли присягу и разошлись. Большинство войск поддержало Николая (10тыс.)

Якубович отказался вести гвардейский экипаж для захвата Зимнего дворца.

Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь к восстанию.

Выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь.

Эффект внезапности упущен.

Убийство Милорадовича - мирный исход выступления невозможен .

Атаки конногвардейцев отбиты

Два залпа картечи решили исход.

«Ах, как славно мы умрём!»  Николай предупрежденный доносами Шервуда, Ростовцева, Бошняком предложил сенаторам собраться в 7часов утра. В 7.20 сенаторы принесли присягу и разошлись. Большинство войск поддержало Николая (10тыс.) Якубович отказался вести гвардейский экипаж для захвата Зимнего дворца. Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь к восстанию. Выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь. Эффект внезапности упущен. Убийство Милорадовича - мирный исход выступления невозможен . Атаки конногвардейцев отбиты Два залпа картечи решили исход.

«Ах, как славно мы умрём!»

Николай предупрежденный доносами Шервуда, Ростовцева, Бошняком предложил сенаторам собраться в 7часов утра. В 7.20 сенаторы принесли присягу и разошлись. Большинство войск поддержало Николая (10тыс.)

Якубович отказался вести гвардейский экипаж для захвата Зимнего дворца.

Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь к восстанию.

Выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь.

Эффект внезапности упущен.

Убийство Милорадовича - мирный исход выступления невозможен .

Атаки конногвардейцев отбиты

Два залпа картечи решили исход.

Восстание декабристов.  14 декабря 1825 г. В 11 часов на площадь подошел Гвардейский Морской экипаж под командованием С.Була-това. Площадь была оцеплена правительст-венными войсками.Декабристы не знали что делать, переприсяга уже состоялась.

Восстание декабристов.

14 декабря

1825 г.

В 11 часов на площадь подошел Гвардейский Морской экипаж под командованием С.Була-това. Площадь была оцеплена правительст-венными войсками.Декабристы не знали что делать, переприсяга уже состоялась.

Следствие и суд над декабристами

Следствие и суд над декабристами

    Следствие и суд над декабристами

    Следствие и суд над декабристами

      Причины поражения.

      Причины поражения.

        Причины поражения.

        Причины поражения.


              Получите в подарок сайт учителя

              Предмет: История

              Категория: Уроки

              Целевая аудитория: 8 класс.
              Урок соответствует ФГОС

              Скачать
              Конспект урока по истории России

              Автор: Голикова Серафима Ивановна

              Дата: 16.06.2014

              Номер свидетельства: 105858

              Похожие файлы

              object(ArrayObject)#853 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(133) "конспект урока истории 6 кл. "Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда" "
                  ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-istorii-6-kl-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-russkaia-pravda"
                  ["file_id"] => string(6) "144795"
                  ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1418798430"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#875 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
                  ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
                  ["file_id"] => string(6) "157447"
                  ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1421593790"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#853 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
                  ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
                  ["file_id"] => string(6) "205950"
                  ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1430061655"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#875 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(85) "Конспект урока "Колокола России" + презентация "
                  ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-kolokola-rossii-priezientatsiia"
                  ["file_id"] => string(6) "172152"
                  ["category_seo"] => string(6) "muzika"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1423760779"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#853 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(55) "Конспект урока Истории России"
                  ["seo_title"] => string(30) "konspiekt_uroka_istorii_rossii"
                  ["file_id"] => string(6) "411809"
                  ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1493213054"
                }
              }
              


              Получите в подарок сайт учителя

              Видеоуроки для учителей

              Курсы для учителей

              ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

              Добавить свою работу

              * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

              Удобный поиск материалов для учителей

              Проверка свидетельства