Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.
Оборудование: портреты декабристов; карточки с текстами из программных документов Северного и Южного обществ («Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля); компьютер, слайды
Ход урока
"I. Орг. момент.
"II. Вступительное слово учителя
Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательных поэтов. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.
Пока свободою горим.
Пока сердца для чести живы.
Мой друг отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
Кому посвящено эти стихотворение?(декабристам) А кто автор? Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. И сегодня речь пойдет, в том числе и о них.
-Ребята определите пожалуйста тему нашего урока: (Общественное движение при Александре I.) (запишите) внимательно вдумайтесь в тему урока. О чем мы с вами будем говорить? Что сегодня мы узнаем? Чему мы все вместе научимся? И что каждый из нас сумеет сделать? (ответы детей)
Слово учителя
На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, выявим значение данного события в истории России, мы будем учиться сообща работать в группах, попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.
А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.
О начале правления Александра I А. С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало»
"Актуализация знаний учащихся Слайд 2
Какие надежды русский народ возлагал на Александра I ?
(Релли Робин) 1) вопрос , время на обдумывания, учен. По очереди отвечают.
Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования на Александра I ?
Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)
"III. Изложение нового материала.
Просмотр слайда. Чтение документов. По слайдам (3по 11 слайд)
Запись в тетради (новый термин, пометьте в словарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.
После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям.
В 1816 г. возникло первое тайное общество в России — «Союз спасения». Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Н. Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров.
Расскажите о биографиях некоторых организаторов тайных обществ. Сообщение учащихся
Что общего в биографиях этих людей?
почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.
Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, С. П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет?
Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их.
В Москве гвардейская молодежь в 1818г создала новое тайное общество — «Союз благоденствия».
В «Союзе благоденствия» состояло уже более 200 человек. Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди — придворные и чиновники. Среди приверженцев идеям «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты.
«Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества
В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям.
Двое из них, настроенные наиболее революционно — С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.
По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем.
Образование Северного и Южного тайных обществ.
В 1821 г. возникло Южное общество. Его руководителем стал полковник Павел Пестель. Через год, в 1822 г., было организовано Северное общество, во главе которого стояли Н. М. Муравьев, брат А. М. Муравьева, основатели «Союза спасения», С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(встали, потянулись, посмотрели в окно, сели)
Рассматриваются программные документы Северного и Южного обществ.
– Я приглашаю вас на открытое заседание представителей Северного и Южного обществ. Исходя из необходимости переустройства России, к которому пришли представители дворян, предлагаю для обсуждения два рабочих документа.
(Инструктаж по заполнению, рабочие документы прилагаются).
Ребятам раздаются карточки с отрывками из «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституций» Н.М. Муравьева. Ученики читают вслух и анализируют тексты источников, сопоставляют их. В частности, обращается внимание на различия методов достижения поставленных целей.
Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля
"IV. Самостоятельная работа с учебником, историческими документами в группах.
Изучение программ тайных обществ и события выступления проводится по группам.
1 группа: «Члены Южного общества»
"Задание:
1. Прочитайте пункт «Южное общество»( параграф 8), с. 48 -50.
2. Определите участников и основные идеи их программы.
3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.
4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе. (запишите в таблицу ответы)
2 группа: «Члены Северного общества»
"Задание:
1. Прочитайте пункт «Северное общество» (параграф 8), с. 50-51.
2. Определите участников и основные идеи их программы.
3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.
4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.
(Запишите ответы в таблицу)
Защита программы группой. Оппонирование.
(Сравнение и сопоставление правильности ответов.)
Закрепление: выполнение задание гиа по истории
1) Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Выделите их общие черты и и отличия.
2) Подумайте какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? ( Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьёва, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьёва предполагало менее радикальные изменения.).
Проблемный вопрос: Как отреагировал император на появления тайных общест? (письменно ответить ) просмотр фильма. , изменилось ли ваше мнение.
Вывод: значение появления общественных движений.
Дом. Зад. 9 прочитать, ответить на вопросы стр 53,
Творч. Задан. Почему я стал участником общественных движений.