kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Общественные движения при Александре I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: работа над новым материалом.

Цели: образовательные:

1)раскрыть учащимся ситуацию, сложиввшуюся в обществе после Отечественной войны.

2) познакомиться с личностями, ввходившими в таййные общества;

3) проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России

Развивающие:

1.Развивать наглядно-образное мышление учащихся

2. Формировать умение работать с таблицами

3.. Развивать умения мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по истории "Общественные движения при Александре I »

Урок 1. Общественное движение при Александре I.

Тип урока: работа над новым материалом.

  1. Цели: Образовательные:

  • раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания

  • познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

  • проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;

  • изучить цели и планы декабристов

2. Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

  • Формировать умение работать с таблицами;

  • Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

  • развивать навыки публичного выступления.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

  • Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.

Оборудование: портреты декабристов; карточки с текстами из программных документов Северного и Южного обществ («Кон­ституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля); компьютер, слайды

Ход урока

"I. Орг. момент.

"II. Вступительное слово учителя

Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательных поэтов. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.

Пока свободою горим.

Пока сердца для чести живы.

Мой друг отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин

Кому посвящено эти стихотворение?(декабристам) А кто автор? Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. И сегодня речь пойдет, в том числе и о них.

-Ребята определите пожалуйста тему нашего урока: (Общественное движение при Александре I.) (запишите) внимательно вдумайтесь в тему урока. О чем мы с вами будем говорить? Что сегодня мы узнаем? Чему мы все вместе научимся? И что каждый из нас сумеет сделать? (ответы детей)

Слово учителя

На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, выявим значение данного события в истории России, мы будем учиться сообща работать в группах, попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.

А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в позорной крепостной зависимости, которая является «пороховым погребом» под зданием могущественной империи.

О начале правления Александра I А. С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало»

"Актуализация знаний учащихся Слайд 2

Какие надежды русский народ возлагал на Александра I ?

(Релли Робин) 1) вопрос , время на обдумывания, учен. По очереди отвечают.

Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования на Александра I ?

Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)

"III. Изложение нового материала.

Просмотр слайда. Чтение документов. По слайдам (3по 11 слайд)

Запись в тетради (новый термин, пометьте в словарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.

После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям.

В 1816 г. возникло первое тайное общество в России — «Союз спасения». Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Н. Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров.

Расскажите о биографиях некоторых организаторов тайных обществ. Сообщение учащихся

Что общего в биографиях этих людей?

почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, С. П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет?

Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их.

В Москве гвардейская молодежь в 1818г создала новое тайное общество — «Союз благоденствия».

В «Союзе благоденствия» состояло уже более 200 человек. Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди — придворные и чиновники. Среди приверженцев идеям «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты.

«Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества

В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям.

Двое из них, настроенные наиболее революционно — С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.

По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем.

Образование Северного и Южного тайных обществ.

В 1821 г. возникло Южное общество. Его руководителем стал полковник Павел Пестель. Через год, в 1822 г., было организовано Северное общество, во главе которого стояли Н. М. Муравьев, брат А. М. Муравьева, основатели «Союза спасения», С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(встали, потянулись, посмотрели в окно, сели)

Рассматриваются программные документы Северного и Южного обществ.

Я приглашаю вас на открытое заседание представителей Северного и Южного обществ. Исходя из необходимости переустройства России, к которому пришли представители дворян, предлагаю для обсуждения два рабочих документа.

(Инструктаж по заполнению, рабочие документы прилагаются).

Ребятам раздаются карточки с отрывками из «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституций» Н.М. Муравьева. Ученики читают вслух и анализируют тексты источников, сопоставляют их. В частности, обращается внимание на различия методов достижения поставленных целей.

Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля

"IV. Самостоятельная работа с учебником, историческими документами в группах.

Изучение программ тайных обществ и события выступления проводится по группам.

1 группа: «Члены Южного общества»

"Задание:

1. Прочитайте пункт «Южное общество»( параграф 8), с. 48 -50.

2. Определите участников и основные идеи их программы.

3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.

4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе. (запишите в таблицу ответы)

2 группа: «Члены Северного общества»

"Задание:

1. Прочитайте пункт «Северное общество» (параграф 8), с. 50-51.

2. Определите участников и основные идеи их программы.

3. Представьте себя участниками этого общества и передайте основные идеи программы от первого лица.

4. Обсудите предлагаемые вопросы и подготовьте ответ в группе.

(Запишите ответы в таблицу)

Защита программы группой. Оппонирование.

(Сравнение и сопоставление правильности ответов.)

Закрепление: выполнение задание гиа по истории

1) Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Выделите их общие черты и и отличия.

2) Подумайте какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? ( Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьёва, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьёва предполагало менее радикальные изменения.).



Проблемный вопрос: Как отреагировал император на появления тайных общест? (письменно ответить ) просмотр фильма. , изменилось ли ваше мнение.

Вывод: значение появления общественных движений.

Дом. Зад. 9 прочитать, ответить на вопросы стр 53,

Творч. Задан. Почему я стал участником общественных движений.



Рефлексия:

Какие чувства я испытал после урока.

Что вызвало у вас затруднения и почему.

























Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой” (А.С. Пушкин);

“Сфинкс, неразгаданный до гроба…” (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду? (Александра I).





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока по истории "Общественные движения при Александре I

Автор: Трофимова Елена Михайловна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок истории " общественное движение при Александре 1.Восстание декабристов" в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_istorii_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_1_vosstanie_dekabristov_v_"
    ["file_id"] => string(6) "485913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542304146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока истории 8 класс по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 год". "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-istorii-8-klass-po-tiemie-dinastichieskii-krizis-vosstaniie-diekabristov-1825-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146078"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419075251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по истории "Общественное движение при Александре 1""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-istorii-obshchiestviennoie-dvizhieniie-pri-alieksandrie-1"
    ["file_id"] => string(6) "342058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472823651"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieformatsiia-kontrrieformatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407128483"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 года" ( с технологической картой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda_s_tiekhnologhichi"
    ["file_id"] => string(6) "351342"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477158903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства