Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Общественное движение при Александре 1"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»
Урок 1. Общественное движение при Александре I
Цель урока - достичь образовательных результатов:
личностный результат – осознавать ответственность за принятые решения и действия;
метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
предметный результат – знать основные события, связанные с выступлением декабристов; понимать причины формирования революционных взглядов декабристов; уметь работать с различными источниками; извлекать нужную информацию.
Задачи урока:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
На основе работы с текстом учебника и историческими документами и презентацией узнать об основных событиях, связанных с движением декабристов, установить логические связи между анализируемыми документами.
В ходе коллективного обсуждения осознать роль разных факторов в формировании революционных взглядов декабристов.
Средства обучения:
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2008.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: Просвещение, 2008.
Презентация «Движение декабристов».(1,2,3 слайды)
Раздаточный материал:
Из воспоминаний А.А. Бестужева (Марлинский).
Из воспоминаний П.И. Пестеля.
Технология: развитие критического мышления через анализ исторических источников.
Ход урока:
Стадия вызова. Обсуждение, формулировка и запись темы урока, постановка проблемы урока.
Задание: на основе выполненного опережающего домашнего задания по теме, составьте социальный портрет декабристов, обращая внимание на их происхождение, возраст, занимаемую должность, доходы.
Метод: фронтальная работа. Социальный портрет декабристов:
- военные (от корнета до генерал-майора), кроме К.Ф. Рылеева (поэт);
- дворянское сословие;
- от 18 до 40 лет;
- богатые, кроме Каховского П.Г., Горбачевского И.И., Рылеева К.Ф.
В ходе работы формулируется проблема «Почему дворяне из сторонников царя стали революционерами?»
Стадия осмысления содержания.
А) Факторы, повлиявшие на формирование взглядов декабристов. Работа с подборкой иллюстративных материалов, работа с документами – воспоминания А.А.Бестужева, П.И.Пестеля (раздаточный материал – приложение 1), обсуждение полученных результатов, классификация факторов на внутренние и внешние, формулировка и запись результатов, презентация (1,2, 3 слайды).
Обучающиеся приходят к выводам и делят все факторы на:
Внутренние:
влияние войны 1812 г.
крепостное право в России;
введение военных поселений;
ужесточение дисциплины в армии;
ужесточение цензуры;
подавление выступления Семёновского полка;
проверка деятельности университетов;
влияние свободолюбивой лирики А.С.Пушкина;
влияние идей русских просветителей Новикова, Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Внешние:
участие в заграничных походах 1813-1814 гг.;
революционные события в странах Европы (Испания, Португалия, Греция, Латинская Америка);
идеи французских просветителей;
французская революция конца XVIII века.
Б) Этапы движения декабристов (На основе опережающего домашнего задания учащиеся составляют таблицу по плану: даты, название общества, цели, методы). На основании таблицы делаются выводы:
1814-1815 гг. – артели (легальные): обсуждение проблем России
1816-январь 1818 гг. –«Союз Спасения» (полулегальный). Цели: ликвидация крепостного права, самодержавия, введение конституции. Методы – заговор.
Январь 1818 – март 1821 гг. – «Союз Благоденствия» (полулегальный). Цели: подготовка общественного мнения. Деятельность – просвещение, благотворительность. Методы – революция.
Март 1821 – 1825 гг. – общества «Южное» и «Северное» (тайные). Программы: «Конституция», «Русская Правда». Методы – военная революция.
В) Программные документы декабристов.(Обсуждение). Возможно использование таблицы из комплекта «Движение декабристов»
«Русская Правда»
«Конституция»
Крепостное право – отменяется
Крепостное право отменяется
Земля: общее достояние, 50% земель- ного фонда – частная собственность
крестьян, 50% - помещиков и др.
Неприкосновенность помещичьего землевладения, надел крестьян – 2 десятины земли на душу.
Форма правления: республика. Диктатура временного верховного правления на 10-15 лет.
Конституционная монархия.
Демократические права: право голоса, неприкосновенность личности и собственности, свобода совести, свобода занятий.
Демократические свободы, право голоса, всеобщая воинская повинность, суд присяжных.
Избирательное право: ценз пола и возраста.
Ценз пола, возраста, имущества, образования.
- Чтение и обсуждение фрагментов документов, связанных с проектами государственного устройства и крепостного права.
- Выявление общего и различного в программах.
- Выполнение задания: «Я хочу добавить в документ …», «Я хочу изменить в документе …», «Мне нравится в документе …».
Обсуждение проблемы: «Почему дворяне из сторонников царя стали революционерами?».
Познавательная задание (по возможности): Я.А.Гордин в книге «События и люди 14 декабря» пишет: «За их (декабристов) спиной стоял «переворотный 18 век». Что имел в виду автор?
Итог урока: поскольку урок состоял из трёх этапов, обучающимся предлагается накопительный оценочный лист, в котором они отмечают свою деятельность на каждом этапе. Подсчитывается общее количество баллов, которое потом переводится в оценку.
Обсуждение домашнего задания: прочитать о восстании декабристов , создать синквейн по движению декабристов, сообщения с презентациями: следствие и суд над декабристами, декабристы в Сибири (не более 5 слайдов и не более 7 минут).
Стадия рефлексии.
ЗАДАНИЕ: ответьте на вопросы.
Что понравилось или вызвало трудность на уроке?
Каково ваше эмоциональное настроение? (Нарисовать смайлик, используя разноцветные карандаши или фломастеры).
Приложение 1. «Из мемуаров декабристов».
(Раздаточный материал на группу)
А.А.Бестужев: «Наполеон вторгся в Россию… и тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости; сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России… Ещё война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа.» Войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали, как хорошо в чужих землях. Сравнение со своим естественно произвело вопрос, почему же не так у нас? Люди, видевшие худое или желавшие лучшего, от множества шпионов предупреждённые, стали разговаривать скрытно, и вот начало тайных обществ.
Многие губернии в России обнищали. Устройство непрочных дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам, а угнетение дворян чувствительнее. Поведение русских дворян в этом отношении ужасно. Продавать в розницу семьи … считается ни во что. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкармливания грудью крестьянкам! … О притеснении земских чиновников можно написать книгу. Малейший распорядок свыше даёт им повод к тысяче насилий и взяток. То соберут крестьян в сенокос или жатву и месяц ничего не делают. То дадут сделать и потом ломают, говоря, что это не по форме… Лихоимство проникло всюду. … Одним словом, в казне, в судах, у губернаторов, у генерал-губернаторов, везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал. Везде честные люди страдали, а ябедники и плуты радовались.»
П.И.Пестель: «Я сначала занимался чтением политических книг… без всякого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в своё время полезным слугою государю и отечеству… Начал я потом уже рассуждать и о том ,соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук…Обратил также мысли и внимание на положение народа, причём рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристокрации. К сему стали присоединяться и другие мысли: упадок торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупность судов и других начальст, тягость военной службы для солдат. Тогда начал во мне возникать внутренний ропот противу правительства. Происшествия в Неаполе, Гишпании и Португалии имели тогда на меня большое влияние. Я в них находил доказательства в непрочности монархических конституций и достаточные причины к недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей».