kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Общественное движение при Александре 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - достичь образовательных результатов: осознавать  ответственность за принятые решения и действия;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Общественное движение при Александре 1"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»


Урок 1. Общественное движение при Александре I


Цель урока - достичь образовательных результатов:

  1. личностный результат – осознавать ответственность за принятые решения и действия;

  2. метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

  3. предметный результат – знать основные события, связанные с выступлением декабристов; понимать причины формирования революционных взглядов декабристов; уметь работать с различными источниками; извлекать нужную информацию.


Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

  2. На основе работы с текстом учебника и историческими документами и презентацией узнать об основных событиях, связанных с движением декабристов, установить логические связи между анализируемыми документами.

  3. В ходе коллективного обсуждения осознать роль разных факторов в формировании революционных взглядов декабристов.


Средства обучения:

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2008.

  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: Просвещение, 2008.

  3. Презентация «Движение декабристов».(1,2,3 слайды)

  4. Раздаточный материал:

  • Из воспоминаний А.А. Бестужева (Марлинский).

  • Из воспоминаний П.И. Пестеля.


Технология: развитие критического мышления через анализ исторических источников.


Ход урока:

  1. Стадия вызова. Обсуждение, формулировка и запись темы урока, постановка проблемы урока.

Задание: на основе выполненного опережающего домашнего задания по теме, составьте социальный портрет декабристов, обращая внимание на их происхождение, возраст, занимаемую должность, доходы.

Метод: фронтальная работа. Социальный портрет декабристов:

- военные (от корнета до генерал-майора), кроме К.Ф. Рылеева (поэт);

- дворянское сословие;

- от 18 до 40 лет;

- богатые, кроме Каховского П.Г., Горбачевского И.И., Рылеева К.Ф.

В ходе работы формулируется проблема «Почему дворяне из сторонников царя стали революционерами?»


  1. Стадия осмысления содержания.

А) Факторы, повлиявшие на формирование взглядов декабристов. Работа с подборкой иллюстративных материалов, работа с документами – воспоминания А.А.Бестужева, П.И.Пестеля (раздаточный материал – приложение 1), обсуждение полученных результатов, классификация факторов на внутренние и внешние, формулировка и запись результатов, презентация (1,2, 3 слайды).


Обучающиеся приходят к выводам и делят все факторы на:


Внутренние:

  • влияние войны 1812 г.

  • крепостное право в России;

  • введение военных поселений;

  • ужесточение дисциплины в армии;

  • ужесточение цензуры;

  • подавление выступления Семёновского полка;

  • проверка деятельности университетов;

  • влияние свободолюбивой лирики А.С.Пушкина;

  • влияние идей русских просветителей Новикова, Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).


Внешние:

  • участие в заграничных походах 1813-1814 гг.;

  • революционные события в странах Европы (Испания, Португалия, Греция, Латинская Америка);

  • идеи французских просветителей;

  • французская революция конца XVIII века.

Б) Этапы движения декабристов (На основе опережающего домашнего задания учащиеся составляют таблицу по плану: даты, название общества, цели, методы). На основании таблицы делаются выводы:


1814-1815 гг. – артели (легальные): обсуждение проблем России

1816-январь 1818 гг. –«Союз Спасения» (полулегальный). Цели: ликвидация крепостного права, самодержавия, введение конституции. Методы – заговор.

Январь 1818 – март 1821 гг. – «Союз Благоденствия» (полулегальный). Цели: подготовка общественного мнения. Деятельность – просвещение, благотворительность. Методы – революция.

Март 1821 – 1825 гг. – общества «Южное» и «Северное» (тайные). Программы: «Конституция», «Русская Правда». Методы – военная революция.


В) Программные документы декабристов.(Обсуждение). Возможно использование таблицы из комплекта «Движение декабристов»


«Русская Правда»

«Конституция»

Крепостное право – отменяется

Крепостное право отменяется

Земля: общее достояние, 50% земель- ного фонда – частная собственность

крестьян, 50% - помещиков и др.

Неприкосновенность помещичьего землевладения, надел крестьян – 2 десятины земли на душу.

Сословия: отмена сословий,

равенство всех перед законом.

Отмена сословий,

Сохранение титулов.

Национально-государственное устройство: унитарное государство, равенство наций.

Федерация.

Форма правления: республика. Диктатура временного верховного правления на 10-15 лет.

Конституционная монархия.

Демократические права: право голоса, неприкосновенность личности и собственности, свобода совести, свобода занятий.

Демократические свободы, право голоса, всеобщая воинская повинность, суд присяжных.

Избирательное право: ценз пола и возраста.

Ценз пола, возраста, имущества, образования.




- Чтение и обсуждение фрагментов документов, связанных с проектами государственного устройства и крепостного права.

- Выявление общего и различного в программах.

- Выполнение задания: «Я хочу добавить в документ …», «Я хочу изменить в документе …», «Мне нравится в документе …».

Обсуждение проблемы: «Почему дворяне из сторонников царя стали революционерами?».

Познавательная задание (по возможности): Я.А.Гордин в книге «События и люди 14 декабря» пишет: «За их (декабристов) спиной стоял «переворотный 18 век». Что имел в виду автор?

Итог урока: поскольку урок состоял из трёх этапов, обучающимся предлагается накопительный оценочный лист, в котором они отмечают свою деятельность на каждом этапе. Подсчитывается общее количество баллов, которое потом переводится в оценку.


Обсуждение домашнего задания: прочитать о восстании декабристов , создать синквейн по движению декабристов, сообщения с презентациями: следствие и суд над декабристами, декабристы в Сибири (не более 5 слайдов и не более 7 минут).


  1. Стадия рефлексии.

ЗАДАНИЕ: ответьте на вопросы.

  • Что понравилось или вызвало трудность на уроке?

  • Каково ваше эмоциональное настроение? (Нарисовать смайлик, используя разноцветные карандаши или фломастеры).


















Приложение 1. «Из мемуаров декабристов».

(Раздаточный материал на группу)


А.А.Бестужев: «Наполеон вторгся в Россию… и тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости; сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России… Ещё война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа.» Войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали, как хорошо в чужих землях. Сравнение со своим естественно произвело вопрос, почему же не так у нас? Люди, видевшие худое или желавшие лучшего, от множества шпионов предупреждённые, стали разговаривать скрытно, и вот начало тайных обществ.

Многие губернии в России обнищали. Устройство непрочных дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам, а угнетение дворян чувствительнее. Поведение русских дворян в этом отношении ужасно. Продавать в розницу семьи … считается ни во что. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкармливания грудью крестьянкам! … О притеснении земских чиновников можно написать книгу. Малейший распорядок свыше даёт им повод к тысяче насилий и взяток. То соберут крестьян в сенокос или жатву и месяц ничего не делают. То дадут сделать и потом ломают, говоря, что это не по форме… Лихоимство проникло всюду. … Одним словом, в казне, в судах, у губернаторов, у генерал-губернаторов, везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал. Везде честные люди страдали, а ябедники и плуты радовались.»


П.И.Пестель: «Я сначала занимался чтением политических книг… без всякого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в своё время полезным слугою государю и отечеству… Начал я потом уже рассуждать и о том ,соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук…Обратил также мысли и внимание на положение народа, причём рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристокрации. К сему стали присоединяться и другие мысли: упадок торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупность судов и других начальст, тягость военной службы для солдат. Тогда начал во мне возникать внутренний ропот противу правительства. Происшествия в Неаполе, Гишпании и Португалии имели тогда на меня большое влияние. Я в них находил доказательства в непрочности монархических конституций и достаточные причины к недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории "Общественное движение при Александре 1"

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок истории " общественное движение при Александре 1.Восстание декабристов" в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_istorii_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_1_vosstanie_dekabristov_v_"
    ["file_id"] => string(6) "485913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542304146"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока истории 8 класс по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 год". "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-istorii-8-klass-po-tiemie-dinastichieskii-krizis-vosstaniie-diekabristov-1825-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146078"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419075251"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока по истории "Общественные движения при Александре I "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-istorii-obshchiestviennyie-dvizhieniia-pri-alieksandrie-i"
    ["file_id"] => string(6) "130479"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415902724"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieformatsiia-kontrrieformatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407128483"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 года" ( с технологической картой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda_s_tiekhnologhichi"
    ["file_id"] => string(6) "351342"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477158903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства