Конспект урока по истории Казахстана Понятие истории
Конспект урока по истории Казахстана Понятие истории
На вводном уроке в курс "Рассказы по истории Казахстана" учащиеся осознают, что история – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана Понятие истории »
Тема: Понятие истории.
Цель: Познакомить учащихся с предметом истории в школе, с его курсами, содержанием и значением.
Задачи:
Образовательная: Дать знания о том, что история – важный учебный предмет, что его необходимо глубоко знать каждому человеку.
Развивающая: Развивать навыки мышления и критического анализа.
Воспитательная: Воспитывать интерес к историческому прошлому.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура:
I. Организационный момент.
II. Ознакомительный этап. Рассказ учителя.
III. Задание для учащихся.
IV. Ознакомительный этап. Рассказ учителя.
V. Задание для учащихся.
VI. Ознакомительный этап. Рассказ учителя.
VII. Вопросы для учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием истории, рассмотрим ее формирование и развитие
II. Учитель: Ответьте на следующие вопросы:
Как вы думаете, что такое история? Что она изучает? Для чего история необходима человеку? Что вы ожидаете от изучения курса?
Учитель:
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня особенно важными процессами.
III. Составьте синквейн к слову «история».
IV. Учитель: Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Как вы думаете, что это такое? Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана. 1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв. до н.э.) 2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века). Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России). 4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период. 5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства. Источники. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения и многочисленные погребения, захоронения, могильники. Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками. В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их. Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (I в н.э.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов». Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казахского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарих-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІв.).
V. Учитель: Учимся читать «линию времени». Начертите в своей тетради «линию времени». Где, по-вашему мнению, начало нашей эры? Как мы считаем время до нашей эры и нашей эры?
VI.Учитель: С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся: Археология (от греч. архайос – древний и лотос – наука) - наука о древности. Лингвистика – наука о языках. Палеография – наука, которая изучает все, что связано с письменностью, письмом. Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология – наука об измерениях, единицах измерения. Геральдика – наука о гербах и символах. Вексиология - наука о флагах. Этнография – наука, изучающая быт народов. Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа.
VII. Итоги. Учитель: Что изучает наука история? Почему необходимо знать историю Казахстана? О чем рассказывает этот предмет?
VIII. Домашнее задание: параграф 1, ответить на вопросы в конце параграфа.