Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян
Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян
Цели урока:
1.Педагогические: способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.
Тип урока: усвоение знаний, навыков и умений, урок-путешествие.
Планируемые результаты (предметные): способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различный исторических источников.
Личностные результаты: осознанное, уважительно и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, ценностям народов мира.
Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, историческое сочинение, рисунок, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение).
Основное содержание темы, понятия, термины: религиозные верования египтян, общеегипетские боги (Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор). Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян »
История Древнего мира. 5 класс
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
1.Педагогические: способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.
Тип урока: усвоение знаний, навыков и умений, урок-путешествие.
Планируемые результаты (предметные): способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различный исторических источников.
Личностные результаты: осознанное, уважительно и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, ценностям народов мира.
Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, историческое сочинение, рисунок, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение).
Основное содержание темы, понятия, термины: религиозные верования египтян, общеегипетские боги (Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор). Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса.
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Организационная структура урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».
Для этого вспомни:
Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
Как было вооружено войско фараона?
Как выглядели боевые колесницы?
Что привозили из походов их участники?
Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта
1. …
2. …
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
Работа с классом по карте.
- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
- В какие страны совершали походы фараон ТутмосIII со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
4. Беседа по вопросу.
- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
Рассказ учителя.
Сегодня мы отправимся в Древний Египет в гости к египетским богам.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.
- Дайте определения понятиям: религия, религиозные верования.
- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?
- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?
- Заполните таблицу в тетрадях.
Боги
Какие силы природы и занятия они отражали?
1. Ра, Амон, Амон-Ра
Бог солнца
2. Апоп
Бог тьмы
3. Геб
Бог земли
4. Нут
Богиня неба
5. Тот
Бог мудрости
6. Бастет
Покровительница женщин и их красоты
3. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.
- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего.Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
5. Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? Какой была власть фараона в Древнем Египте? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
6. Рассказ учителя.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
- Дайте определение понятию «религия».
- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца? В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
Прочитать §10 учебника, выучить термины.
Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».