Урок по истории Казахстана. 7 класс
Тема: Формирование казахской народности.
Цель: формировать целостное представление об этногенезе казахского народа;
Задачи:
- раскрыть этнические процессы на территории Казахстана, выяснить какие факторы оказали влияние на ход формирования казахского народа;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, навыки самостоятельного мышления;
- воспитывать уважение к истории казахского народа;
Тип урока: урок усвоения нового материала;
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: интерактивная доска (слайды), карта
Предварительная подготовка: опережающее задание – «Легенда об Алаше хане».
I этап. Организационный момент.
II этап. Усвоение нового материала.
- В мире существует более тысячи народностей. Формирование народа – процесс, продолжающийся столетиями. У каждого народа свой исторический путь развития как народа.
Мы сегодня на уроке должны выяснить:
- Как происходил процесс образования казахского народа;
- Какой период охватил процесс этногенеза;
- Происхождение термина «казах» и как образовались казахские жузы;
Ребята, какие синонимы мы используем для обозначения народности? (народ, этнос).
Что такое народность?
Народность – эта исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, территорию, культуру, осознающие свое единство.
Постановка проблемного вопроса.
Процесс формирования большинства современных народов завершился в XIII - XIV веках, а образование казахского народа позже. Изучая тему урока, попытайтесь выяснить почему.
В процессе объяснения нового материала учителем, учащиеся заполняют таблицу
(учащиеся должны увидеть, как постепенно формируются все признаки народа).
Исторический период
Формы коллективов людей
Характерные черты
Бронзовый век
Племена
- Связь с определенной территорией
- Формирование общего хозяйственного уклада
Железный век
Племенные союзы:
Саки, Уйсуны, сарматы, канлы, гунны
- Определенная территория расселения
- Схожесть в образе жизни, хозяйстве, культуре
- С приходом гуннов меняется антропологический облик
Средние века VI-XII вв.
Тюркские племена:
Тюргеши, карлуки, огузы, кимаки, кыпчаки и др.
- Территория с определенными границами
- Схожесть языка, хозяйства, быта и культуры
- Внутренняя разобщенность(находились в составе разных государств)
К началу XIII в. почти все казахские земли, кроме Жетысу вошли в состав Кыпчакского ханства, тем самым процесс преодоления внутренней разобщенность племен, населявших Казахстан близился к завершению, должен был завершиться и процесс этногенеза.
-Ребята, выясните, какие события происходят в XIII в. и как они повлияли на этнические процессы? ( сам. работа с учебным материалом § 30 п. 2)
Учащиеся отвечают на вопрос, здесь же можно обсудить и проблемный вопрос.
В результате монгольского завоевания, на территории Казахстана были образованы государства: Белая Орда, Могулистан, Ногайская Орда и ханство Абулхаира (карта).
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, а также уйсуны – наиболее многочисленные племена этнополитической общности Жетысу.
В конце XIV в п.п. XV вв. сформировалась этнополитическая общность под названием «казахи».
Политический кризис внутри ханств в начале XV в. привел к народному сплочению родов и племен. Недовольные политикой ханской власти и социально- экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства. При этом они преследовали одну цель – объединиться с родственными родами и племенами, что в итоге привело к формированию единого народа.
- Термин «казах».
- существуют различные мнения о происхождении термина «казах»;
- «казах» в «Арабо-тюркском» словаре;
- С XIV в. слово «казах» приобретает этническое значение;
- Казахские жузы.
Рассказ ученика о легенде об Алаше хане (опережающее задание).
III этап. Закрепление.
Какие племена были основой казахского народа?
Какой период охватил процесс образования казахского народа?
В каком источнике упоминается слово «казах» и какое определение дается ?
Можно подготовить 5 -6 тестовых вопросов.
IV этап. Дом.задание. §30, 31
V этап. Подведение итогов урока