Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века "Монгольское нашествие на Русь"
Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века "Монгольское нашествие на Русь"
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы; способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
Задачи урока: Образовательные: 1) проанализировать причины и последствия монгольских завоеваний. Развивающие: 1) продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы, работать с историческими источниками, картой. Воспитывающие: 1) воспитывать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами; воспитание негативного отношения к войнам, к завоеваниям.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности: Словесные (объяснение, беседа), наглядные (компьютерные), практические (проблемно-поисковые), работа по учебнику, вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века "Монгольское нашествие на Русь" »
Дата урока ________________ класс ______________________
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы; способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
Задачи урока: Образовательные: 1) проанализировать причины и последствия монгольских завоеваний. Развивающие: 1) продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы, работать с историческими источниками, картой. Воспитывающие: 1) воспитывать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами; воспитание негативного отношения к войнам, к завоеваниям.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности: Словесные (объяснение, беседа), наглядные (компьютерные), практические (проблемно-поисковые), работа по учебнику, вопросы.
1206 – 1227 – правление Чингисхана в Монгольской державе.
31 мая 1223 – битва с монголами на реке Калке.
1235 – поход монголов на Запад (разгром Волжской Булгарии)
1237 - 1240 – монгольское нашествие на Русь
21 декабря 1237 – разгром монголами Рязани
4 марта 1238 – битва с монголами а реке С`ити (разгром Суздая, Коломны, Москвы. До Новгорода не дошли – спас г. Торж`ок)
1239 – разгром монголами Переяслаля, Чернигова
6 декабря 1240 – разгром монголами Киева
Основные этапы урока:
Организационный этап. Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. На доске два высказывания:)
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!..» «Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты ногихремесел…» (Учитель зачитывает оба высказывания)
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? На основе историографии мы должны решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?Об этом пойдет речь на уроке, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».(записывают тему в тетрадь)
Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» узнать об образовании новой столицы), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу» узнать об этом).
– Что нам известно о монголо-татарах? 2) Могла ли Русь справиться с монгольским нашествием?
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьѐзных потрясений. Раздробленная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и сновa враждовали. А тем временем из восточных стран стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на запад новые завоеватели - кочевники монголы. К началу XIII века на курултае (съезде монгольской знати) Темучжина провозгласили Чингисханом, т.е. Великим ханом. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Завоевывая один народ за другим, монголо-татары не могли не напасть на Русь. В русской истории немало переломных моментов. Но главный рубеж - это монголо- татарское нашествие, о последствиях которого спорят до сих пор. Основной вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить, - почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Выявление места и причин затруднения
1.Характеристика монголо-татар
Монгольские племена кочевали в 12в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах — юртах. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.
– Кто же стоял во главе этой великой армии? (Чингисхан)
Итальянский путешественник середины XIII В.Плано Карпини о военном искусстве монголо-татар
Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооруженная лошадь, прикрытая для голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи… У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…
По закону Чингисхана, у каждого воина имеется не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они используют тараны и камнеметательные машины, которые обслуживают китайские инженеры.
Любимым оружием монголов является лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражают цели на расстоянии сотен метров. У многих имеются копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считается аркан.
– Как итальянский путешественник описывает военную организацию монголо-татар?
– В чем была сила монгольского войска? (в организации и дисциплине)
2.2. Причины завоевательных походов.
Учитель: Прочитайте и проанализируйте текст1 и текст2. Подготовьте краткое сообщение , содержащее ваш вывод о причинах завоевательных походов монголо- татар. Запишите в тетрадь.
Источник: Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём неприрывных войн с соседями и захвата оенной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»
Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучибыла отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей.»
Ответ: Наличие многочисленной армии, которая должна была самостоятельно себя содержать. Поиск новых пастбищ. Стремление знати к обогащению. Желание покорить весь мир.
Построение проекта выхода из затруднения
– Заполните таблицу «Монгольские завоевания и их последствия»:
Дата
Направление
Последствия
1206 – 1211 г.г.
Восточная Азия
Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.
1211 - 1215 г.г.
Китай
Захват Северного Китая.
1218 г.
Корея
Завоевание государства.
1219 - 1221 г.г.
Средняя Азия
Завоевание
– Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
(ответы учащихся)
2.4. Битва на Калке.1223г. (доска)Сообщение учащегося.
В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».
Мстислав Мстиславович созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Но русские князья не доверяли своим старинным противникам, да и надеялись, что смогут справиться с новым врагом, появившемся в степях. На призыв галицкого князя откликнулись:киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский и Мстислав Мстиславич галицкий и некоторые другие мелкие князья. В помощи отказал Юрий Владимиро-Суздальский, но послал ростовский полк на помощь, но тот не успел явиться.
Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись на половцев.
Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство. 8 дней русские гнались за неуловимо подвижным противником, то и дело, отбивая нападения летучих монгольских отрядов. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Монголы разделились: часть их преследовала бегущих, а другие осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им, жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.
Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки. Они повернули на северо-восток, в Волжскую Болгарию. Потерпев ряд поражений, вернулись обратно в Монголию.
Учитель: Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке? (нет, потому что князья действовали разобщено, каждый сам за себя, не имели общего командования, спорили между собой)Какое значение имело поражение в этой битве?
Построение проекта выхода из затруднения
3. Нашествие Батыя на Русь.
Учитель: 1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана .
Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам. Монголо-татары воспользовались замерзшими реками как дорогами для продвижения к русским городамДоска: Декабрь 1237 г. – Рязанская земля.
– В чем историческое значение этой битвы?
Рязань- это только часть русской земли. Гибель Рязани – это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары и «непособие» другу другу. В то же время это похвала роду русских князей, похвала прошлому могуществу и процветанию не только Рязани, но и всей Русской земле. Но эта похвала прошлому есть одновременно и оплакивание этого прошлого, плач о случившемся и забота о будущем Руси.
При осаде Батыем Рязани владимирский князь не пришёл на помощь осаждённому городу, считая его князя своим соперником.
Для какого политического устройства общества характерно это событие?(Для феодальной раздробленности)
Учитель: за 100 км от Новгорода монголо-татары повернули назад . В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск.
(Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)
«…Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришёл к городу Козелъску, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав:
Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов…»
Задание:Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор?Почему Батый назвал Козельск «злым городом?»
2 поход монголо- татар.
Весна 1239 г. возобновление похода Батыя. март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену). Ипатьевскаялетопись о разорении Киева.
Главные силы, возглавляемые самим Батыем, подошли к Киеву в ноябре 1240 года. Вот как об этих событиях свидетельствует Ипатьевская летопись: «…пришел царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб… Много пороков било (в стены) беспрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролись, и было много мертвых… татары пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками в церковные своды, и от тяжести провалились стены церковные, и взяли татары город Киев месяца декабря в 6-й день…». 6 декабря 1240 года Киев пал. Хан Батый велел сохранить жизнь за храбрость воеводе Дмитрию — руководителю обороны Киева. Захватчики разграбили Софию и все другие монастыри. Оставшихся в живых киевлян перебили, не считаясь с их возрастом»
Задание:Чтоможно сказатьо защитниках города? Как к ним относится автор?Почемумонголамнесмотря на героическое сопротивление все же удалось овладеть городом?
Причины поражения русских войск: ( в тетрадь)
–воинская организация монголов (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
–разобщённость русских войск и сил;
–умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Вот два высказывания современников о татарском нашествие и его последствиях.
«И во граде (Рязань) многих людей, и жён, и детей мечами посекли… и весь город пожгли и всю красоту знаменитую…»
А теперь о Владимире: «Навёл Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей… Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни… кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».
Задание: опишите переживания современников. О чём они сокрушаются? Что общего между обоими отрывками? Каковы последствия монголо– татарского нашествия?
Последствия монгольского завоевания: (в тетрадь)
–Гибель населения;
–Разрушение городов, сел.
–Упадок ремесла, сельского хозяйства.
–Нарушение торговых связей.
–Уничтожение храмов, книг, летописей.
Учитель: А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.
(Ответ. Русские княжеств, оказав серьезное сопротивление монголам, истощили силы Батыя, и он не смог выполнить задачу, поставленную Чингисханом – завоевать всю Европу.)
Этап реализации построенного проекта
Соотнесите даты и их значения
1.
1237 г.
А
завершения похода Батыя на Запад
2.
1223 г.
Б
оборона Киева
3.
1240 г.
В
оборона Рязани
4.
1242 г.
Г
битва на реке Калке
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
– Выберите из словосочетаний те (5), которые относятся к причинам завоевательных походов монголов: 1) формирование родовой общины; 2) стремление родоплеменной знати к обогащению; 3) дань с осѐдлых районов; 4) приобретение новых пастбищ; 5) раздробленность и распри между племенами; 6) развитие производительных сил; 7) обеспечение безопасности собственных границ; 8) приобретение контроля над торговыми караванными путями; 9) появление ремесла.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Как были вооружены монгольские воины? 2. Подчеркните карандашом в учебнике, покажите друг другу по карте направления завоевательных походов монголов. 3. Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках (можно на компьютерах): «_________ племена монголов объединил ___________ , получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай. _________ спас тайфун, который получил название __________ - «______________ ветер». (Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучжин, божественный, кочевые, камикадзе, великий, Японию, курултае, дисциплину).
– Какой совет вы бы дали русским князьям после поражения в битве на Калке в 1223 г.?
– Батыево нашествие на Русь. Почему монголы назвали Козельск «злым городом»? 2. Сколько месяцев длилась осада Киева?
Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел…
– Возвращаясь к началу урока, давайте попробуем ответить на вопрос, почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
(Ответы: Огромная, хорошо обученная армия, железная дисциплина, совершенные орудия, многочисленная конница, военная хитрость, лучшие осадные орудия, военный опыт)
– Монголо-татарское нашествие уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
– Почему же не удалось спасти Русь от монголов? (Учащиеся отмечают невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией - комплекс воинских приѐмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность; разобщѐнность русских войск и сил; умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников).
Выводы: феодальные усобицы ослабляли страну, но Русь оказала достойное сопротивление захватчикам, даже будучи раздробленной