kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока «900 дней мужества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда и рассчитан на 1 час. Главными целями урока является знакомство учащихся с героической историей блокады Ленинграда; воспитание чувства патриотизма , гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, к памятникам войны и сопричастности к истории отечества.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «900 дней мужества» »

Региональный конкурс методических разработок учителей истории «Выстоял. Сражался. Победил»,

посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда











Методическая разработка урока

«900 дней мужества»







Григорьева Оксана Алексеевна,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории,

стаж работы 10 лет

МБОУ ООШ№15 г. Ельца, Липецкой обл.











2014 г.





План-конспект урока «900 дней мужества» (1 час).

Класс 9 (базовый уровень).


Используемый УМК: История России, XX - начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брант. – 4-е изд.М.: Просвещение, 2011 г. - 383 с.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ключевые понятия урока: «Великая Отечественная война», «героизм народа», «блокада».

Методы и технологии обучения:

  • проблемное обучение;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • развивающее обучение;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

  • образовательная - познакомить учащихся с героической историей обороны города Ленинграда;

  • развивающая - продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с картой, с дополнительным материалом, делать вводы, способствовать развитию творческих способностей, мышлению, речи и познавательной активности;

  • воспитательная - формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт;

  • духовное и физическое совершенствование,

  • формирование стойкой патриотической позиции;

  • воспитание потребности в духовном обогащении;

  • общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

Оборудование: учебник, карта, документ (директива), сообщения учащихся, текст истории Тани Савичевой, презентация, мильтимедийный проектор, компьютер/ноутбук, рабочий лист к уроку (Приложение №1).

Оформление класса: плакаты, открытки, рисунки, иллюстрации памятников ленинградцам, газеты, фотоальбомы, письма ветеранам, выполненные учениками и посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда, выставка книг по теме.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Взаимное приветствие.

2. Проверка готовности класса к уроку.

II. Объявление темы, целей урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Наш урок сегодня мы посвящаем стойкости, мужеству защитникам Ленинграда. Оборона Ленинграда - одна из самых героических и трагических страниц военной поры (слайд № 1).

-Кто может сказать, почему данная тема особенно актуальна в 2014г.? (Ответы учащихся).

- Действительно, 27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний (слайд № 2,3). У вас на партах имеются рабочие листы, которые вы будете заполнять на протяжении всего урока. Поэтому прошу вас быть очень внимательными и вовремя делать нужные записи.



III. Изучение нового материала

  1. Цели Гитлера.

Учитель: Блокада Ленинграда является частью Великой Отечественной войны.

- Назовите дату Великой Отечественной войны? (Ответы учащихся).

– Как вы понимаете слово блокада? (Ответы учащихся).

Блокада – окружение города со всех сторон (слайд № 4).

- Назовите ближайшую задачу немецкого командования (учебник стр. 215). (Ответы учащихся).

– Действительно, в плане "Барбаросса" – плане ведения войны против Советского Союза – немецко - фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду.

Забегая вперед, скажу, что потери, в первую очередь людские, были огромны. При этом у защитников Ленинграда была возможность сдаться. Попробуйте тогда предположить, какой спор может вестись среди историков относительно блокады Ленинграда? Итак, вы сами поставили проблему, которую нам предстоит решить. Либо необходимо было отстоять Ленинград любой ценой, либо город нужно было сдать, чтобы избежать потерь (слайд № 5).

Гитлеровское командование рассчитывало, что с падением «колыбели революции» для Красной Армии и боевого духа советского народа может наступить полная катастрофа.

- На стр. 216 учебника имеется документ (директива начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении Ленинград). Прочтем его (слайд № 6).

Из приказа начальника германского военно-морского штаба (Приложение №2).

- Итак, каковы же были планы гитлеровского командования в отношении Ленинграда? (Ответы учащихся).

- Действительно, противник планировал посредством голода и бомбежек уничтожить население города (слайд № 7).

2. Жизнь в блокадном Ленинграде (слайд № 8).

(Звучит отрывок из песни «Священная война»).

Учитель: 4 сентября противник произвел первый обстрел города (слайд

9). Жители Ленинграда, вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км (слайд № 10). Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, из города выехало 630 человек, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нем осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи человек. 6 сентября была прервана железнодорожная связь со страной. Несмотря на героические усилия Красной Армии город был окружен (слайд № 11).

2 сентября понизили норму выдачи хлеба: рабочим 600 г, служащим 400 г, детям и иждивенцам 300 г, причем к иждивенцам относились и подростки с 12 лет. С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. – рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. – рабочим, 150 гр. – остальным. 20 ноября, пятое снижение нормы: рабочим 250 г, всем остальным 125 г. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые и… умирали. Другие продукты по карточкам практически не выдавались (слайд № 12, 13).

Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. В конце ноября ударили морозы до –40 градусов. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды (слайд

14,15). Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было (слайд

16). Целые семьи гибли от холода и голода (слайд № 17).

  1. Блокада и дети (слайд № 18).

Учитель: Голод и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады. У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие (слайд № 19).

Медаль "За оборону Ленинграда" получили 1,5 млн. человек, в том числе 15 тысяч мальчиков и девочек (слайд № 20).

 Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь  (слайд № 21).

- Ребята, перед вами  текст, в котором рассказывается история Тани Савичевой ( Приложение №3). Я предлагаю прочитать сейчас вам его. (Чтение детьми текста).

- Что вас больше всего поразило в истории судьбы Тани Савичевой? (Ответы учащихся).

4. Духовная жизнь ленинградцев.

Учитель: Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Дух Ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Среди них был и композитор Дмитрий Шостакович (слайд № 22).

Сообщение ученика (Приложение №4).

(Звучит отрывок из 7 симфонии Д.Шостаковича).

Учитель: Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьется! Совестью блокадного города называли замечательную поэтессу Ольгу Берггольц, проработавшую на ленинградском радио все дни блокады (слайд № 23).

- Послушаем стихотворение .О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…» (Приложение №5). Стихотворение читает ученик.

(Звучит музыка В.Баснера. Исполняет Детский хор Ленинградского радио. Ленинградский метроном).

Учитель:  Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? (Ответы учащихся).

  1. Дорога жизни.

Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера (слайд № 24).

- Найдите Ладожское озеро, по которому была проложена «Дорога Жизни».

Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Днем и ночью шли по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов. 

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим. 
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.

По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

  1. Прорыв блокады (слайд № 25).

Учитель: В блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д. Обороной города руководил вначале Ворошилов, а после его отстранения — Жуков, хозяйственной стороной занимался Косыгин. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей. В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл. В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км. (Звучит голос Ю. Левитана). 27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание "Город-герой» (слайд № 26).

- Сейчас я прошу вас снова сформулировать проблему урока, которую нам необходимо решить (слайд № 27).

- Итак, как мы можем решить данную проблему и почему? Пожалуйста? Имеются ли противоположные мнения? (Ответы учащихся).

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Ответьте на следующие вопросы:

  • О чем говорили на уроке?

  • Почему Гитлер захотел разрушить город?

  • Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?

Работа с тестом.

Учитель: У вас в рабочих листах есть тест (задание №5). Решите его (Приложение №1).

- А теперь обменяйтесь рабочими листами и поставьте оценку вашему товарищу.

Учитель: Сейчас я вас попрошу составить синквейн на тему: «Блокада Ленинграда».

(2 ученика составляют синквейн у доски, остальные в рабочих листах.)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище (слайд № 28). Семьями и в одиночку, старые и молодые, вновь прочтут печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто» (слайд № 29).

Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек ХЛЕБА, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Спасибо всем большое за урок. Мне было интересно с вами работать. И помните о войне. Мы не должны допустить подобного впредь. Это зависит от всех нас (слайд № 30, 31).

(Звучит песня «День победы»). (Слайд № 32).

  1. Домашнее задание.

  1. §29.

  2. Написать в рабочем листе письмо защитникам блокадного Ленинграда.



Используемая методическая литература:


  1. Адамович А., Гранин Д., Колесник В. Я из огненной деревни: Блокадная книга. – М.: Советский писатель, 1991

  2. Великая Отечественная война «Вопросы и ответы». М.: 1995

  3. Великая Отечественная Народная 1941-1945, краткий исторический очерк. М.: 2001

  4. Вторая мировая война «Итоги и уроки». - М.: Воениздат, 2000

  5. История России, XX - начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брант. – 4-е изд.М.: Просвещение, 2011

  6. Мерников А. Битва за Ленинград / А.Мерников. -  М.: АСТ, Мн.: Харвест 2000

  7. Ходза Н. Дорога жизни. Рассказы. Ленинград: «Детская литература», 1984





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока «900 дней мужества»

Автор: Григорьева Оксана Алексеевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161278

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства