Конспект урока истории "Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Итоги и последствия"
Конспект урока истории "Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Итоги и последствия"
Цель урока:
- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;
- воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.
Основные знания:
- причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.
Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.
Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Итоги и последствия" »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.А.Маркелова с. Старая Сахча Мелекесского района Ульяновской области
Открытый урок
по истории в 9 классе
на тему:
«Вторая мировая война.
1939 – 1945 гг.
Итоги и последствия».
Провела: учитель истории и обществознания Владимиркина Е.С.
Цель урока:
- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;
- воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.
Основные знания:
- причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.
Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.
Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграфы урока:
«Никто не забыт и ничто не забыто»
« Для нашей Родины всегда будет светлым День 9 Мая»
( Маршал Г.К.Жуков)
План урока:
I. Организационный момент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Наш край в годы ВОВ.
IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,
18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.
После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги , последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей , сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.
А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.
1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?
Отв.: Демократический - Англия, США, Франция;
Авторитарный - Япония, Испания;
Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.
2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.
Отв.: Германия, Италия, Япония.
3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?
Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.
4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?
Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».
5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?
Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.
6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?
Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.
7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?
Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.
8. Когда началась Вторая мировая война?
Отв.: 1 сентября 1939 года. Германия начала агрессию против Польши.
9. Проясните масштабность Второй мировой войны.
Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.
10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война . Когда началась ВОВ ?
Отв.: 22 июня 1941 г.
11. Масштабность ВОВ.
Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.
12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.
Какие причины способствовали поражению Красной Армии?
Отв.:
Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.
13. Групповая работа.
Дайте название логическим рядам.
I - ряд
А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.
Б) «Ост» - план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».
В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.
Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.
Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.
II- ряд
А) 28 ноября-1 декабря 1943 года - Тегеранская конференция;
Б) 4-11 февраля 1945 года – Ялтинская конференция;
В)17 июля -2 августа 1945 года – Потсдамская конференция.
Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».
14. Что такое?
План «Тайфун»
«Барбаросса»
«Ост»
«Цитадель»
«Багратион»
15. Когда состоялась?
Крымская конференция.
Ялтинская конференция,
Потсдамская Конференция.
16. Перечислите лидеров «большой тройки».
Англия - У.Черчилль
США – Ф.Рузвельт
СССР - И.Сталин
17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?
Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.
18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.
19. Какие вопросы решались на конференциях?
Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о послевоенном мирном урегулировании.
20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.
Битва за Москву- с 30 сентября 1941 г. по 7 января 1942г
Сталинградская битва- с 19 ноября 1942 г.- по 2 февраля 1943 г.
Курская битва- 5 июля-23 августа 1943 г.
Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.
Берлинская операция- 20 апреля-8 мая 1945 г.
21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Отв.: 8 мая 1945 г., Германия - фельдмаршал Кейтель, СССР – маршалЖуков.
22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?
Отв.: 9 мая, 24 июня 1945г.
23. Когда закончилась ВМВ?
Отв.: 2 сентября 1945 г. после разгрома Японии.
24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?
Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы
III. Наш край в годы ВОВ.
1. сообщение на тему «Симбирский край в годы ВОВ».
IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.
Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн. чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.
Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным, был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.
Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.