Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Вопросы викторины.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Создание проблемной ситуации:
Прапредками вост. славян являются индоевропейцы, древнее население Европы и Азии. Общность индоевропейцев стала распадаться в 4-3 тыс до н.э. и разделена была на группы, восточная группа народов – это индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейская – англичане, германцы, французы, итальянцы, гореки, славянская – это западные, восточные, южные славяне – русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, славаки, хорваты…., и балтская – литовцы, латыши…) К какой группе мы с вами относимся? Восточной.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
В 6-7 веках восточные славяне заселили территорию:
На севере – от озера Ильмень
На юге – Причерноморские степи
На западе – Карпатские горы
На востоке – река Волга
Восточные славяне делились на несколько племен (от 12 до 15).
Основным занятием славян являлось земледелие:
Подсечно-огневое
Подрубить деревья
Выжечь деревья
Выкорчевать корни
Взрыхлить землю
Посеять зерно в золу
Использовать участок до истощения 6–8 лет
Участок забрасывается на 15–20 лет
Переложное
1. Выжечь траву
2. Взрыхлить землю
3. Посеять зерно в золу
4. Использовать участок до истощения 3–4 года
5. Участок забрасывается до восстановления плодородия (от 2 до 8 лет)
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством, ремеслом и охотой.
По описанию современных историков, славяне были бодрыми, сильными, неутомимыми.
Необыкновенно удивляет современников искусство славян долгое время находиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды, что свидетельствует об их изобретательности и терпении. «Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах».
Восхищало также и мужество славян, так как попавшие в плен «сносили всякое истязание с удивительной твёрдостию, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замысле войска их».
Но в мирное время славяне славились добродушием: «они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю, или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве».
Столь же редким, по-видимому, в других народах было славянское гостеприимство, которое сохранилось в наших обычаях и характере до сих пор.
Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.
У славян не было особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее.
Их называли волхвами, кудесниками.
Соседями восточных славян являлись варяги (торговля + набеги с их стороны), финно-угорские племена (колонизация), византийская империя (торговля, набеги со стороны Руси), тюрки (торговля + набеги с их стороны).
V. Первичная проверка понимания изученного.
Объясните значение слов: язычество, вервь, вече.
VI. Закрепление знаний.
Вопросы на стр. 21-22
VII. Применение знаний.
Работа с документом на стр. 22
VIII. Обобщение знаний.
Работа по карточкам.
IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.