История Казахстана
7 класс
Тема: Развитие ремесла, торговли и сельского хозяйства в Казахстане в IX-XII в.
Цель урока: познакомить учащихся с развитием искусства ремесла, торговли, земледелия с привлечением учащихся к производству ремесленных изделий на практике.
Задачи: Образовательные: способствовать формированию представлений об особенностях развития в IX-XII вв. ремесел, торговли и сельского хозяйства, об их социально-экономической роли в жизни общества.
Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, умение грамотно излагать свои мысли на поставленные вопросы.
Воспитательная: на основе изложения материала об особенностях экономического развития общества воспитать трудолюбие, целеустремленность, терпение
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: кузнечное дело, ювелирное ремесло, обработка кожи, обменная торговля, городская культура.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, историческая карта, презентации, наглядный материал, раздаточный материал: глина, керамическая посуда, войлок, ювелирные изделия, учебник истории средневекового Казахстана – 7 класс. Под редакцией Бакиной Н.С.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания:
1.Работа с датами:
138 год до н.э.- из Китая вышел посольский караван отправленный по приказу китайского императора У-Ди
751 год – Атлахская битва
II век до н.э.- начало функционирования Великого шелкового пути
I тысячелетие до н.э.- лазурит проникает в Китай
Исторические личности:
1.Ибн Кутейба- арабский полководец
2.Фердинанд фон Рихтгофен- впервые ввел понятие «Великий Шелковый путь»
3.У-Ди- китайский император
III. Сообщение темы и плана урока:
Эпиграф : История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, — человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живет века.
Горький М.
1. Изучение новой темы:
Класс делится на 2 группы
1 группа работает над материалом учебника по теме «Городская культура и торговля»
Параграф 16 страница 103-108. Учащимся дается маршрутный лист
1 группа следует по маршруту:
Города
Строение городов
Город Отрар
Причины угасания городов
Торговля
2 группа работает над материалом параграфа 17 страница 111-115.
Учащимся выдается маршрутный лист. Учащимся дается время 15 минут для подготовки ответа
2 группа следует по маршруту:
Кузнечное ремесло
Гончарное ремесло
Ткачество и ковроткачество
Ювелирное ремесло
Деревообработка
2. Учащиеся обмениваются знаниями .Каждая группа выходит к доске и защищают свой маршрутный лист
IV.Закрепление. Учащимся раздаются задания с ошибками, надо найти ошибки в тексте.
Текст 1 группе
Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла, гончары (ювелиры) продолжили традиции полихромного стиля. Семиречье особо славилось производством золотых (серебряных) изделий.Золотые прииски были собственностью ремесленников (хана) и тщательно оберегались от чужеземцев. У гончаров появляется заливная ( поливная) керамика. Самыми многочисленными среди ремесленников были ткацкие мастера ( медных дел мастера) Ремесленник в кочевой общине обычно проживал отдельно от аула ( в ауле ) имея небольшую мастерскую.
Текст 2 группе
Рост городов В Восточном и Центральной Казахстане (Южный Казахстан Семиречье)шел более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами Азии за счет оседания кочевников. Главным городом Чуйской долины становится город Сыгнак (Баласагун)
Обнаружены остатки кварталов,в каждом из них насчитывалось 6-8 домов (8-10 домов).В строительстве использовали дерево, бетонные изделия (сырцовый и обожженный кирпич) Город Суяб (Отрар) славился множеством медресе и богатейшей библиотекой «по числу книг второй после знаменитой александрийской библиотеки» В товарно-денежных отношениях использовали серебряные динары (Дирхемы) и золотые фельсы ( медные)
Затем учащимся предлагается ощутить себя на 1 минуту мастерами, взять со стола различные предметы с которыми работали ремесленники ( кусок ткани, кожи. войлока, деревянные предметы, глина, кость) и обменяться мнениями.Что вы почувствовали в этот момент когда в ваших руках оказались старинные предметы?
V. Подведение итогов урока
Рефлексия
Что я знал?
Что я узнал на уроке?
Что мне не понятно?
Я доволне….
Я недоволен….
VI. Учащиеся оценивают свою работу
VII Домашнее задание: параграф 16 пункт 1,2, Параграф 17 пункт 2,3
Приложение
Текст 1 группе Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла, гончары продолжили традиции полихромного стиля. Семиречье особо славилось производством золотых изделий.Золотые прииски были собственностью ремесленников и тщательно оберегались от чужеземцев. У гончаров появляется заливная керамика. Самыми многочисленными среди ремесленников были ткацкие мастера. Ремесленник в кочевой общине обычно проживал отдельно от аула имея небольшую мастерскую.
Текст 2 группе Рост городов в Восточном и Центральной Казахстане шел более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами Азии за счет оседания кочевников. Главным городом Чуйской долины становится город Сыгнак.
Обнаружены остатки кварталов,в каждом из них насчитывалось 6-8 домов. В строительстве использовали дерево, бетонные изделия. Город Суяб славился множеством медресе и богатейшей библиотекой «по числу книг второй после знаменитой александрийской библиотеки» В товарно-денежных отношениях использовали серебряные динары и золотые фельсы.