Конспект урока истории по теме "Россия в XVII веке"
Конспект урока истории по теме "Россия в XVII веке"
Цель урока: создать условия для формирования представления о развитии России в 17 веке, об особенностях развития экономики.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: самодержавная монархия, рейтарские полки, приписные крестьяне.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация по теме "Россия в 17 веке", интерактивная доска, карта Россия в 17 веке, рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова "История России", атлас и контурные карты.
Формы работы на уроке: работа с документами, рабочими тетрадями к учебнику Е.В.Пчелова "История России", контурными картами, заполнение таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме "Россия в XVII веке"»
Тема "Россия в XVII веке"
Цель: формировать представление о развитии России в XVII веке, об особенностях в развитии экономики.
Задачи
Образовательные: выявить новые черты в экономической жизни России; создать представление о территории и населении России в начале XVII века, государственном управлении России; формировать понятия «самодержавная монархия», «рейтарские полки», «приписные крестьяне».
Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
Основные понятия: самодержавная монархия, рейтарские полки, приписные крестьяне.
Оборудование и материалы
Мультимедийная презентация по теме «Россия в XVII веке », карта Россия в XVIIв., интерактивная доска, рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России», атлас и контурные карты.
Тип урока
Комбинированный.
Формы работы на уроке: работа с документами, рабочими тетрадями к учебнику Е.В.Пчелова «История России», сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.
План урока:
Повторение пройденного.
Изучение новой темы:
территория и население России (работа с атласом и картой);
государственное управление (схема);
экономика (работа с учебником, контурными картами и рабочими тетрадями).
Заполнение таблицы «Хозяйственная специализация в России».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Оргмомент
Речевая зарядка: работа над словарем по теме «Россия вXVII веке»
Повторение пройденного материала:
1 Задание: Вставьте пропущенные буквы в следующие слова и объясните что обозначает термин. (слайд 4-5)
2. Задание:Установите соответствие портретов и имен. (слайд 6)
3. Задание: Соотнесите дату и событие. (слайд 7)
4. Контроль домашнего задания: ответить на вопросы(слайд8)
- В чем состояли причины Соляного бунта 1648 г.?
- Охарактеризуйте положение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.
- В чем состоит историческое значение Соборного Уложения?
- Дайте характеристику личности царя Алексея Михайловича. (слайд 9)
Ответы учеников.
5. Вставить в текст пропущенные слова. (слайд 10)
Большое влияние на царя Алексея Михайловича оказывал боярин -----------, бывший его воспитателем, или, как тогда говорили -------. Именно по его настоянию был введен налог на -----. Это вызвало резкое подорожание и в -------году налог отменили. Результатом этого стало народное восстание в Москве, получившее название -------------бунт.
6. Работа по карточкам на 2 варианта. Задание: соотнесите дату и событие.
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вступительное слово учителя
Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.
Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок.
В XVII (семнадцатом веке) начала править династия Романовых.
Сегодня мы будем говорить о развитии России в XVII веке.
Сообщение темы и цели урока (слайд 16,17).
Тема урока «Россия в XVII веке»
Задачи урока: познакомиться с
государственным управлением России в первой половине XVIIвека;
экономикой России в XVIIвеке;
изменениями в промышленности.
Задание на урок: Перечислите новые черты в экономической жизни страны в XVIIвеке. (слайд 18)
Физкультминутка(слайды 19-20)
Территория и население. (слайд 21)
Рассказ учителя
Население – 15 миллионов человек, в основном сельские жители.
Осваивались новые земли – Сибирь, присоединилась левобережная Украина.
Было 300 городов: Москва, Ярославль, Кострома, Вологда, Казань, Нижний Новгород, Псков и др.
Государственное управление. (слайды 22-27)
Самодержавная монархия – управление, при котором власть принадлежит монарху (царю).
Земские соборы собирались редко.
Состав Боярской думы расширялся.
Развивалась система приказов.
На местах власть была в руках воевод.
Схема государственного управления – записать в тетради. (слайд25)
Армия России в XVII веке. (слайд28)
Дворянское ополчение, стрельцы.
1630-е годы - полки нового (иноземного) строя. Служба была пожизненной под руководством иностранцев.
1680 год – 60 солдатских (пехотных) и рейтарских (конных) полков. В русские войска входили различные народы – татары, башкиры, чуваши и др.
Экономика Россиив XVII веке. (слайды 29-33)
Работа с учебником и картами:
Ответить на вопрос:
Чем славились разные районы страны? стр.57
Найти и отметить на карте хозяйственную специализацию России.
2. Заполнить таблицу в рабочей тетради.стр.24
Основа экономики – сельское хозяйство, выращивали зерно, лен.
Развитие ремесел.
Развитие металлургии в Туле;
Деревянные изделия в Твери, Москве, Калуге;
Кожа – в Поволжье;
Льняное полотно – в Новгороде, Пскове;
Соль добывали в Солигаличе, Прикамье;
Скотоводство – в Поволжье;
Меха поставляли из Сибири;
Рыба из Поморья;
Ювелирные изделия в Великом Устюге.
Торговля. (слайд34-35)
Складывается единый всероссийский рынок.
Большое значение приобрели ярмарки – Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.
Развивается и внешняя торговля с Западной Европой и странами Востока.
Новые явления в экономической жизни страны.
Новое явление – это мануфактуры. (слайд36-37)
Первая мануфактура в России – Пушкарский двор.
Мануфактурное производство развивалось в металлургии.
Железоделательные заводы строились в районе Тулы.
В России появились кирпичные, кожевенные, стекольные и другие заводы.
На заводах использовали труд крестьян. Их приписывали к заводам.
Работа со словарем (слайд38)
Самодержавная монархия – то есть власть принадлежит монарху (царю).
Приписные крестьяне – крестьяне, которых приписывали к заводам для работы.
Рейтарские полки – конные полки.
Закрепление нового материала
Тест (слайд39-45)
Задание на урок: Перечислите новые черты в экономической жизни страны в XVIIвеке.
Обучающиеся дополняют
Углубление…(специализации сельского хозяйства в зависимости от природных условий того или иного края).
Возрастание…(количества ремесел).
Расширение…(торговых отношений и появление всероссийского рынка).
Возникновение…(мануфактур).
3.Вывод: В 17 век Россия была крупной державой со сложившейся системой государственного управления и развивавшейся экономикой. Большие сдвиги произошли в промышленности и торговле. Начал складываться всероссийский рынок, возникли первые мануфактуры.