Конспект урока истории по теме "Народное образование", 8 класс
Конспект урока истории по теме "Народное образование", 8 класс
Тема является одной из значительных в конце изучаемого курса тем, что дает разъяснение уровня образования и ее роли в жизни общества рассматриваемого периода.
Северные, центральные, западные и восточные регионы Казахстана исторически вошли в состав Российской Империи на сотню лет раньше и естественно, что к концу 19 века были более тесно связаны с ней, нежели южные регионы. Доказательством этого служит развитие в этих регионах системы русско-казахских школ. Казахи доброжелательно относились к русско-казахским школам и охотно отдавали учиться в них своих детей.
При изучении темы необходимо дать развернутые сведения о представителях либерально-демократической интеллигенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме "Народное образование", 8 класс »
История Казахстана 8 класс.
Раздел: Культура Казахстана в XIX – начале XX веков
Тема: Народное образование
Тема является одной из значительных в конце изучаемого курса, тем что дает разъяснение уровня образования и ее роли в жизни общества рассматриваемого периода.
Северные, центральные, западные и восточные регионы Казахстана исторически вошли в состав Российской Империи на сотню лет раньше и естественно, что к концу 19 века были более тесно связаны с ней, нежели южные регионы. Доказательством этого служит развитие в этих регионах системы русско-казахских школ. Казахи доброжелательно относились к русско-казахским школам и охотно отдавали учиться в них своих детей.
При изучении темы необходимо дать развернутые сведения о представителях либерально-демократической интеллигенции.
Цели и задачи урока:
Формирование новых знаний и понятий о состоянии народного образования в Казахстане Х1Х века.
Развитие навыков логического мышления, сравнительного анализа уровней религиозного и светского образования.
Формирование патриотического и духовно-нравственного воспитания на примере представителей казахской национальной интеллигенции получавших знания и трудившихся во благо казахского народа.
Оборудование урока: Учебник истории 8 класса под редакцией З.Е.Кабульдинова и А.Т.Кайыпбаева. «Атамура» 2012.Карта Географическая Казахстана.Школьные и наглядные принадлежности. Интерактивная доска. Презентация с портретами исторических деятелей и др.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент. 1мин.
2.Обобщение проеденного материала путем фронтального опроса. 5мин.
3.Объяснение нового материала. 15 мин.
4.Закрепление нового материала (решение кроссворда).
5.Домашнее задание и оценка знаний учащихся.
План урока: « Состояние народного образования»
1.Обобщающие, вводные вопросы:
Что вы понимаете под словосочетанием «светское образование»?
Что, на ваш взгляд, задерживало процесс массового охвата кочевников обучением?
2.Традиционное обучение казахов.
3. Открытие светских школ в Степи в XIX – начале XX веков.
4. Казахи – студенты высших учебных заведений Российской империи.
2. Традиционное обучение казахов.
Казахский народ издревле чтил образованность и громадность, высмеивал невежество. Родители всегда формировали в детях стремление к знаниям и образованию. К примеру, среди казахов широко бытовала пословица «Знающий победит тысячи, а сильный - только одного». В XIX – начале XX веков в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. (под запись)
Почти до середины XIX в. Обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, дававших мусульманское образование. Функции учителя выполнял поимущественно мулла. Обучение велось за счет финансовых средств родителей. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики.
В начале XX в. Традиционные мектебы и медресе перестали удовлетворять возросшие запросы общества. Началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. В начале второго десятилетия XX в. Под влиянием этих новаций в Степи стали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. Если раньше по слогам обучали чтению до трех лет, то теперь по звукам – всего за 2-3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель И.Гаспринский.
3.Открытие светских школ и учебных заведений в крае в первой половине XIX в.
В 1813г. в Омске, а затем 1825г. в Оренбурге начинает функционировать военные училища. Впоследствии они были переименованы соответственно в Сибирский и Оренбургский Неплюевский кадетский корпуса. ( под запись)
В эти учебные заведения доступ казахских детей был заметно ограничен. Казахских кадетов не допускали к изучению ряда военных дисциплин. Омский кадетски корпус закончил известный казахский исследователь просветитель Ч. Валиханов.
В 1841 г. в Букеевском ханстве по инициативе хана Жангира начала функционировать первая казахская школа. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также основы ислама. Хан Жангир осуществлял непосредственный контроль за успеваемость казахских детей. Наиболее способных детей хан отправлял на учебу в Казань и другие Российские города.
В казачьих станицах, крепостях существовали церковные и казачьи школы. Уровень преподавания в них был очень низкий. Учителями преимущественно были малограмотные дьячки, отставные солдаты и казаки.
В целом , уровень грамотности и образования в Казахстане был на очень низком уровне. Светских школ было очень мало. Существовал острый дефицит квалифицированных учителей. В условиях кочевого и полукочевого образа жизни трудно было организовать стационарные учебные заведения.
Открытие светских школ в Степи в второй половине XIX – начале XX веков.
С начало промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях. Поэтому в 1850 году в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения. Здесь готовили писарей и переводчиков, преподавали русскую историю, математику, всеобщую и русскую географию, геометрию, а также обучали основа ислам. В 1857 году подобная школа была открыта в городе Омске.
В 1861 была открыта русско-казахская школа в г. Троицке, позднее и в других городах. После введения административных реформ в 1867 – 1868 г. и усиления крестьянского переселения увеличилась количество светских школ. Программы обучения устанавливались генерал – губернаторами по согласованию с министерством народного просвещения. Дети казахов получили право обучаться в школах при крестьянских селениях и казачьих станицах на бесплатной основе или за умеренную плату.
Появление аульных школ в Степном крае. В июне 1901года генерал – губернатор Степного края Сухотин предложил военным губернаторам Акмолинской и Семипалатинской областей открыть русско-казахские школы. Вначале казахское население отнеслось к этой идее настороженно. Родители боялись русификации детей. Они же опасались и возможно христианизации своих чад. Казахи боялись, что через русско-казахские школы их детей обратят в крестьян в последующем заставят отбывать воинские повинности.
Омск – крупный образовательный центр Степного края. По мнению одного из деятелей движение Алаш С. Садвакасова, Омский уезд Акмолинской области был одним из самых просвященных регионов Казахстана. А город Омск стал одним из известных образовательных центров практически для всего Казахстана. В 1789 году здесь была открыта Азиатская школа, которая готовила чиновников для колониального аппарата. В начале XXв. казахская аристократия начала отправлять детей в учебные заведения Омска. Так, 1827 году сын хана Уали султан Чингис поступил в училище Сибирского линейного казачьего войска.
В конце XIX – начале XX вв. в учебных заведениях Омска учились видные представители казахского народа: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов,( под запись) Айдархан Турлыбаев, Отыншы Альжанов, Жакып Акбаев, Райымжан Марсеков, Ережеп Итбаев, Сеилбек Жанайдаров, Асылбек, Муратбек и Мусулманбек Сеитовы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Кошке Кеменгеров, Динше Адилов, Смагул Садвакасов, Габбас Тогжанов, Жумат Шанин, Абулхаир Досов, Бекмухамед Серкебаев, Бирмухамет Айбасов, Амре Исин, Мухтар Саматов, Мукан Айтпенов, Колбай Тогусов, Ныгмет Нурмаков,Шаймерден Айжанов и многие другие. Все они внесли достойный вклад в дело народного просвещения, национально- демократического движения в крае, а также научного изучения своей родины. Абсолютное большинство из них позднее были репрессированы Советской властью.
4.Казахи – студенты высших учебных заведений Российской империи. Под влиянием первой русской революции происходил процесс заметного роста национального самосознания казахов. Наиболее дальновидные родители стали отправлять своих детей в средние и высшие учебные заведения России, а также зарубежных стран. В обретении знаний они видели один из способов защиты своих ущемленных прав. Не случайно значительная часть казахской молодёжи старалось выбрать юридические факультеты. На рубеже XIX-XXвв. в одной только Казани обучалось около 100 казахских студентов. Не мало молодых казахов училось в университетах Петербурга, Москвы, Томска, Саратова, Киева, Тарту, Каира, Бомбей, Стамбула и Варшавы. ( под запись)Так, юридический факультет Санкт- Петербургского университета с золотой медалью закончили М. Шокай и А. Тулебаев, Санкт- Петербургский лесной институт – А. Букейханов. Санкт- Петербургскую военную медицинскую академию – С. Асфендияров, медицинский факультет Томского университета – А. Сеитов и др. Уникальным студентом был Динмухамед Султангазин (1867-1918) из Каркаралы закончивший медицинский факультет Томского (1890), восточный(1895) и юридический (1897) факультеты Санкт- Петербургского университетов. В вузах России начали обучаться и казашки. Так, в 1908 г. Петербургский женский медицинский институт закончили Асфендиярова Гульсум Жагыпаркызы( 1880-1941) и Асфендиярова Мариам Сейтжагыпаркызы(1887-1937)
Массовый переход казахов к образованию позднее привел к усилению национально – освободительного движения казахов против царского правительства и стремлению к автономии.(под запись)
Закрепление нового материала: кроссворд «Образование» 3 мин.
Домашнее задание П: 42. ( стр.249-255)Сообщения про видных деятелей казахской интеллигенции. Ответить на вопросы стр.255.
ГУ «Общеобразовательная Средняя школа № 6»
«Утверждаю»--------
Директор школы У.Е.Байжанова
План урока по Истории Казахстана в 8 классе на тему:
«Состояние народного образования»
Учитель истории: Имангалиева Г.Б.
2011-2012 Уч.год.
Кроссворд «Образование»
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.Одно из направлении образования наиболее развитое в Казахстане начала Х1Хв.
2.В переводе с арабского означает «школа».
3.Религиозное учебное заведение готовившее мулл.
4.Великий казахский просветитель, философ и поэт выпускник медресе «Ахмет-Риза»
5.До революции 1917г. школы назывались….
6. Город где Ш.Валиханов получил образование?
7.Высшее учебное заведение.
8.Хан Букеевской орды внесший вклад в развитие образования.