Интегрированный урок по географии в 6 классе по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле».
Цель: сформировать представление о составе гидросферы, ее значении для жизни на планете, всех живых организмов и человека; воздействие человека на нарушение естественного природного баланса.
Сформировать навыки выполнения химического эксперимента; познакомить с правилами по охране труда при выполнении лабораторных работ;
Развивать навыки логического и критического мышления; научить использовать знания разных областей наук для составления целостной картины о гидросфере земли.
Оборудование: плакаты о значении воды в природе для жизнедеятельности растений, животных и человека и в народном хозяйстве, глобус, карта полушарий.
Ход урока.
Вступительное слово учителя слова Вернадского
Эпиграф: Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие – в масштабе биосферы – части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами.
Владимир Иванович Вернадский.
План урока:
Состав гидросферы → уникальность свойств воды→ свойства воды→ роль воды в природе→ значение воды для литосферы, атмосферы и человека.
- Состав гидросферы
- Сообщение учащихся об уникальности свойств воды.
- Свойства воды:
а) вода терморегулятор;
б) вода растворитель.
Фронтальная лабораторная работа.
В химическом стакане смешиваем почву с водой
Что наблюдаем? Происходят ли подобные явления в природе?
Можно ли такую воду пить?
Какими способами можно очистить воду?
Лабораторная работа.
Опыт 1. Отстаивание.
Опыт 2. Фильтрование.
Опыт 3. Выпаривание.
Где можно наблюдать такие явления в природе?
- Роль воды в природе.
А) Роль воды для живых организмов (используем знания, полученные на уроках биологии).
Сообщение учащегося.
Сточные воды – видеоролик загрязнение мирового океана нефтью.
Опыт: в кристаллизатор с водой наливаем нефть.
Наблюдаем образование пленки.
Вывод: воздух не поступает - недостаток кислорода;
Пленка не пропускает солнечные лучи – прекращается фотосинтез;
Нарушается круговорот воды – нарушается тепловой баланс – перегрев атмосферы – засуха – обмеление рек
Можно ли разделить воду с нефтью?
Опыт: разделение смеси воды с нефтью через делительную воронку.
Может ли в природе произойти подобное?
Проблема, которая ждет решение и оно за вами.
. б) Кислотные дожди.
Опыт: сжигаем серу, полученный оксид растворяем в воде, получаем кислоту.
Вывод: в результате горения, газы поднимаются в атмосферу, соединяются водой и образуются кислоты, которые в виде дождей выпадают из атмосферы.
В) Радиоактивное загрязнение – сообщение учащегося.
Заполнить таблицу.
Свойства воды
Значение воды для литосферы
Значение воды для атмосферы
Значение воды для человека
1. терморегулятор
Влияние на климат
растворитель
Размывает горные породы, изменяет рельеф, образуются овраги, растворяет питательные вещества, которые всасывают растения.
Испаряется только вода, соли остаются
переносчик
Образуются осадочные породы(мел, известняки, ракушечник
Большой круговорот воды
Малый круговорот воды ( человек, животные, растения), переносит питательные вещества.
Какие явления позволяют воде совершать круговорот?
- Испарение – жидкая вода превращается в пар.
- Конденсация – вода из пара превращается в жидкость.
- Таяние (плавление) – вода из твердого состояния переходить в жидкость.
- Замерзание – вода из жидкого состояния переходит в твердое, это происходит при температуре ниже 0 С.
Д/з § 23, вопросы к параграфу.