Тема: Башкортостан – мой край родной.
Цель: повторение пройденного по истории и культуре Башкортостана; расширение знаний детей о своей республике; привитие чувства любви к Родине.
Оборудование: фотомонтаж «Уфа – моя столица», цветик-семицветик, Незнайка, рис. автобуса.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы все вместе отправимся на экскурсию. А куда, вы узнаете только тогда, когда решите этот кроссворд.
1.
2. 2.
3.
По горизонтали:
1. Много разных птиц я знаю,
Я их вижу, что ни год.
И весною – ближе к маю,
И когда весна придёт.
- Из какого стихотворения этот отрывок?
Назовите автора. (С. Кулибай «Птицы»)
2. И бегут к нему цыплята:
- Мы бежим, бежим, бежим!
Мы лентяями нисколько
Называться не хотим.
- Кто автор этих строк?
(А. Ягафарова «Пусть лентяи спят»)
3. Я запомнил навсегда
Первый школьный день, когда
Я учиться начинал
Книгу жизни открывал.
- Назовите автора. (М. Карим «Моему учителю»)
По вертикали:
1. Столица Башкортостана (Уфа).
- Итак, в какой город мы отправимся на экскурсию?
- В Уфу мы отправимся на этом чудесном автобусе.
В пути будут остановки. - Внимание! Объявляется посадка! Сядьте поудобнее, будьте внимательны.
- Поехали! – Вперёд!
3. Основная часть.
В поездах, в автобусах люди читают, разговаривают. Вот и мы, чтобы не было скучно и для развития памяти и внимания, вспомним башкирские пословицы.
1. Отложенное дело … (покрывается снегом)
2. Отчий дом - … (золотая колыбель)
3. Ласковое слово, … (что весенний день)
4. Мало делает тот, … (кто много болтает)
5. Семь рук … (у проворного)
6. Что пчела без цветка, … (человек без книги)
7. Кто делает спешно, … (тот делает дважды)
- Ребята! Посмотрите! Кто-то машет нам рукой! Остановите автобус!
(Подбегает Незнайка)
- Ребята! Возьмите меня с собой! Я тоже хочу в Уфу. Я хотел подарить вам волшебный цветочек, а пока бежал он осыпался.
- Ребята! Возьмем Незнайку с собой? (Да).
- А цветочек действительно волшебный. С вопросами. Поможем Незнайке, ответим на его вопросы.
1. День республики Башкортостан?
2. 1-й президент нашей республики?
3. Национальный герой башкирского народа?
4. Дважды Герой Советского Союза, летчик, наш земляк?
5. «Милый скворушка – скворец
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил,
Не скворешня, а дворец.
- Назовите автора (М. Карим)
6. Сколько районов в Башкортостане? (54)
7. Назовите самых больших рек (Агидель, Каридель, Ай, Дим)
8. Самые большие озёра (Аслыкуль, Кандракуль)
9. Курорты, санатории (Красноусольск, Яктыкуль, Янгантау, Юматово, Зеленая Роща)
Остановка «Поиграй-ка»
- Какие башкирские игры вы знаете? («Эстафета», «Улетели- улетели», «Белый тополь, синий тополь»)
- Поиграем в игру «Улетели-улетели»
Остановка «Вспоминай-ка»
- Какие пословицы, поговорки знаете о Родине?
Например, 1. Глупой птице свой дом не мил.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3. Родной куст и зайцу дорог.
4. Родина – мать, умей за нее постоять.
5. Всякому мила своя сторона.
Запоминай-ка.
Нужно запомнить стихотворение.
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы.
- Подъезжаем к столице нашей республики.
Ученик рассказывает стих М. Сюндюкле:
Живу я в городе Уфе,
Люблю я город мой родной,
Его воздвигли на горе,
Над Белой - быстрою рекой.
- Вот наш автобус переехал мост через Агидель и повернул направо. Мы подъезжаем… Вот доехали! Выходим из автобуса!
а) Здесь на холме стоит сделанное из бронзы, гранита большое сооружение. (Показ открыток). Это Монумент Дружбы, воздвигнутый в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому – государству.
На переднем плане расположены скульптурные изображения двух женщин - башкирки и русской. Они подняли руки с венками, как бы благословляя дружбу башкирского и русского народов. На обруче меча слова - надписи на русском и башкирском языках: «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов. 1557».
б) Памятник легендарному герою башкирского народа С. Юлаеву.
в) Памятник Героям Советского Союза А. Матросову и М. Губайдуллину.
г) Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури; Республиканский русский драматический театр.
д) Кинотеатр «Родина»
е) Железнодорожный вокзал и т.д.
4. Подведение итогов.
Разговор по телефону: ученик звонит домой и рассказывает родителям то, что увидел и узнал во время экскурсии.