Тема: Башкортостан – мой  край  родной.
  Цель: повторение  пройденного  по  истории  и  культуре  Башкортостана;  расширение  знаний  детей  о  своей  республике;  привитие  чувства  любви  к  Родине.
 Оборудование:  фотомонтаж  «Уфа – моя  столица»,  цветик-семицветик, Незнайка, рис. автобуса.
 1. Организационный  момент.
 2. Сообщение темы  урока.
   - Ребята,  вы  любите  путешествовать?
   - Сегодня  мы  все  вместе  отправимся  на  экскурсию.  А  куда,  вы  узнаете  только  тогда,   когда  решите  этот  кроссворд. 
                          1.
              2.      2.
                           
                           3.
      
      По  горизонтали:
 1.    Много  разных  птиц  я  знаю,
 Я  их  вижу,  что ни  год.
 И  весною – ближе  к  маю,
 И  когда  весна  придёт.
   -  Из   какого  стихотворения  этот  отрывок?
       Назовите  автора.  (С. Кулибай  «Птицы»)
         
          2.  И  бегут  к  нему  цыплята:
               - Мы  бежим,  бежим,  бежим!
                Мы  лентяями  нисколько
                Называться  не  хотим.
   -  Кто  автор  этих  строк?
      (А.  Ягафарова  «Пусть  лентяи  спят»)
         
          3.  Я   запомнил навсегда
               Первый  школьный  день,  когда
               Я  учиться  начинал
               Книгу  жизни  открывал. 
   - Назовите  автора.  (М. Карим  «Моему  учителю»)
       По  вертикали:
 1.  Столица  Башкортостана  (Уфа).
      -  Итак,  в  какой  город  мы   отправимся  на  экскурсию?
      -  В  Уфу  мы  отправимся  на  этом  чудесном  автобусе.  
 В  пути  будут  остановки. -  Внимание!  Объявляется  посадка!  Сядьте  поудобнее,  будьте  внимательны.
      -  Поехали! – Вперёд!
   3.  Основная  часть.
       В  поездах,  в  автобусах  люди  читают,  разговаривают.  Вот  и  мы,  чтобы  не  было   скучно  и  для  развития  памяти  и  внимания,  вспомним  башкирские  пословицы.
       1.  Отложенное   дело …  (покрывается  снегом)
       2.  Отчий  дом - … (золотая  колыбель)
       3.  Ласковое  слово, … (что  весенний  день)
       4.  Мало  делает  тот, …  (кто  много  болтает)
       5.  Семь  рук … (у  проворного)
       6.  Что  пчела  без  цветка, …  (человек  без  книги)
       7.  Кто  делает  спешно, … (тот   делает  дважды)
    
     -  Ребята!  Посмотрите!  Кто-то  машет  нам  рукой!  Остановите  автобус!  
        (Подбегает  Незнайка)
     -  Ребята!  Возьмите  меня  с  собой!  Я  тоже  хочу  в  Уфу. Я  хотел  подарить  вам  волшебный  цветочек,  а  пока  бежал  он  осыпался.
     -  Ребята!  Возьмем  Незнайку  с  собой?  (Да).
     -  А  цветочек  действительно  волшебный.  С  вопросами.  Поможем  Незнайке,  ответим  на  его  вопросы.
 1.    День  республики  Башкортостан?       
 2.    1-й  президент  нашей  республики?    
 3.     Национальный  герой  башкирского  народа?
 4.    Дважды  Герой  Советского  Союза,  летчик,  наш  земляк?
 5.    «Милый  скворушка – скворец
 Прилетай  же,  наконец!
 Для  тебя  я  дом  построил,
 Не  скворешня,  а  дворец.
        -  Назовите  автора  (М. Карим)
       6.  Сколько  районов  в  Башкортостане?  (54)
       7.  Назовите  самых  больших  рек  (Агидель,  Каридель,  Ай,  Дим)
       8.  Самые  большие  озёра   (Аслыкуль,  Кандракуль)
       9.  Курорты,  санатории  (Красноусольск,  Яктыкуль,  Янгантау,  Юматово, Зеленая  Роща)
         Остановка  «Поиграй-ка» 
       -  Какие   башкирские  игры  вы  знаете?  («Эстафета»,  «Улетели- улетели»,  «Белый  тополь,  синий  тополь»)
       -    Поиграем  в  игру  «Улетели-улетели»
        Остановка  «Вспоминай-ка»
       -   Какие  пословицы,  поговорки  знаете  о  Родине? 
      Например,   1.  Глупой  птице  свой  дом  не  мил.
                           2.  Родная  сторона – мать,  чужая – мачеха.
                           3.  Родной  куст  и  зайцу  дорог.
                           4.  Родина – мать,  умей  за  нее  постоять.
                           5.  Всякому  мила  своя  сторона.
         Запоминай-ка. 
          Нужно  запомнить  стихотворение.
               Что  такое  Родина  наша?
               Солнце,  лес,  дыхание  пашен,
               Сад  в  цвету,  где  не  молкнут  пчелы,
               И  твой  дом,  и  огни  твоей  школы.
       -  Подъезжаем  к  столице  нашей  республики.
         Ученик  рассказывает  стих  М. Сюндюкле:
               Живу  я  в  городе  Уфе,
               Люблю  я  город  мой  родной,
               Его  воздвигли  на  горе,
               Над  Белой  -  быстрою  рекой.
      -  Вот  наш  автобус  переехал  мост  через  Агидель  и  повернул  направо.  Мы  подъезжаем…  Вот  доехали!  Выходим  из  автобуса!
     а)     Здесь  на  холме  стоит  сделанное  из  бронзы,  гранита  большое  сооружение. (Показ  открыток).   Это  Монумент  Дружбы,  воздвигнутый  в  честь  400-летия  присоединения  Башкирии  к Русскому – государству.                               
            На  переднем  плане  расположены  скульптурные  изображения   двух  женщин - башкирки  и  русской.  Они  подняли  руки  с  венками,  как  бы  благословляя  дружбу  башкирского  и  русского  народов. На  обруче  меча  слова -  надписи  на  русском  и  башкирском  языках:   «Слава  великой  братской  дружбе  русского  и  башкирского  народов.  1557».
     б)  Памятник  легендарному  герою  башкирского  народа  С. Юлаеву.
     в) Памятник  Героям  Советского  Союза  А. Матросову  и  М. Губайдуллину.   
     г)   Башкирский  академический  театр  драмы  имени  М. Гафури; Республиканский  русский  драматический  театр.
     д)  Кинотеатр  «Родина»
     е)  Железнодорожный  вокзал  и  т.д.
    4.  Подведение  итогов.   
            Разговор  по  телефону:  ученик  звонит  домой  и  рассказывает родителям  то,  что  увидел  и  узнал  во  время  экскурсии.












                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    