kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Эпоха Ивана IV Грозного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории по теме "Эпоха Ивана IV Грозного". Урок повторения и обобщения знаний, форма урока - игра - путешествие. Цель урока: повторение материала по теме, обобщение знаний по главным проблемам; развитие творческой активности и навыка работы в группе; повышение интереса к отечественной истории. Перед проведением урока в форме урока - путешествия учебный класс делиться на группы, определяется капитан. В ходе отборочного тура определяются те команды, которые продолжат "путешествие" вместе с преподавателем. Остальные расформировываются, учащиеся индивидуально (письменно) выполняют предложенные задания. По окончании урока индивидуальные и групповые работы сдаются на проверку, на основе этого выставляется оценка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Эпоха Ивана IV Грозного"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








Методическая разработка урока

«Эпоха Ивана IV Грозного»

УД «История»





Разработчик:

Косинова Наталья Владимировна

преподаватель общественных дисциплин

первая квалификационная категория

















Тема. Эпоха Ивана IV Грозного.


Цели:

обучающая: повторение материала по теме, обобщение знаний по

главным проблемам;

развивающая: развитие творческой активности учащихся и навыка

работы в группе;

воспитательная: повышение интереса к изучению отечественной истории.


План . 1. Внутренняя политика Ивана IV.

2. Внешняя политика Ивана IV.

3. Итоги царствования Ивана IV.



Тип урока – урок повторения и обобщения знаний.


Форма урока – игра – путешествие.


Ход урока.

  1. Вводно – мотивационный этап.

История не складывается из случайностей, не творится безличными силами. История – это непрерывная череда поступков множества людей. И, конечно же тех, в чьих руках была власть. Каждый новый этап в истории государства принято связывать с именем его правителя.

14 век – это время правления Ивана I калиты

15 век – отождествляют с именем Ивана III Великого

16 век – это время Ивана IV – покорителя Казани и Астрахани, учредителя опричнины, самодержца, вошедшего в историю под именем Грозного.

На уроке нам предстоит поработать над одной из важнейших тем отечественной истории. Каждый путешественник знает куда он идет. Цель нашего путешествия – еще раз вспомнить первые реформы государя, сущность опричной политики Ивана Грозного, выяснить насколько успешной была борьба за расширение Российского государства, постараться дать собственную оценку итогам правления Ивана IV. Цель поставлена. Вперед!!!

Путешествовать будем группами. В каждой есть капитан, который направляет группу, оценивает работу каждого участника в маршрутном листе. Отчет о каждом этапе фиксируется в тетрадях, которые будут сданы в конечном пункте путешествия.

К сожалению, количество мест на нашем корабле ограничено. Участие в путешествии могут принять только три команды. А кто именно мы узнаем после выполнения задания.




Задание отборочного тура.


В приведенном ниже буквенном ряде находятся три термина, относящиеся к теме путешествия. Найдите их и выпишите в тетрадь. Команды, справившиеся с заданием быстрее всех, остаются. Другие же выбывают и продолжают работу самостоятельно (приложение 2).


ДАНЬРЕФОРМАГЛАИЗБРАННАЯБОРРАДАПРИКНЕЦАРЬРАТЬ


1 этап.


Назвать зашифрованное слово и дать его определение. Чтобы слово назвать, нужно расставить в хронологической последовательности даты следующих событий.


1 команда.

Н начало Ливонской войны. СУДЕБНИК

Д судебная реформа.

К поход крымцев на Москву

С начало боярского правления

И Новгородский погром

Е присоединение Казани

У созыв Земского собора

Б присоединение Астрахани


2 команда.

Ц отмена опричнины СТРЕЛЬЦЫ

Ь введение опричнины

С венчание Ивана IV на царство

Е покорение Казани

Ы окончание Ливонской войны Т созыв Земского собора

Л начало войны с Ливонией

Р Стоглавый собор


3 команда.

А окончание Ливонской войны СТОГЛАВ

Г голод, чума в России

С принятие Иваном IV царского титула

В смерть Ивана IV

О присоединение Астраханского ханства

Т создание стрелецкого войска

Л введение «заповедных лет»


После выполнения задания, команды озвучивают результат. Капитаны выставляют оценки в маршрутный лист.





2 этап. Конкурс «Кто быстрее».


ВОПРОСЫ.

  1. Как звали мать Ивана IV ?

  2. Какой титул был принят Иваном 4 в 1547 году?

  3. Как звали 1 супругу Ивана IV?

  4. Как называлось собрание представителей различных сословий?

  5. Какой брачный возраст устанавливал Судебник 1550 г?

  6. Что означает выражение «боярское правление»?

  7. Как назывался кружок ближайших к царю лиц, помощников Ивана IV?

  8. Что такое Боярская дума?

  9. Как в России в 16 веке называли органы центрального управления?

10. Митрополит, венчавший Ивана IV на царство.



ОТВЕТЫ.

  1. Елена Глинская.

  2. Царь.

  3. Анастасия.

  4. Земский собор.

  5. Для мужчин – 15 лет, для женщин – 12 лет.

  6. Период, когда власть была в руках бояр.

  7. Избранная рада.

  8. Законодательный и совещательный орган при царе.

  9. Приказы.

  10. Макарий.


Подводятся итоги.




3 этап.

«Историческая путаница»

В предложенном отрывке текста, найти и исправить исторические ошибки. Текст зачитывается без ошибок. Команды – соперники имеют возможность исправить и дополнить ответ.


1 команда.

Найдите и исправьте в тексте все ошибки.


Опричнина была введена Иваном IV в декабре 1564 года, когда царь выехал на жительство в Троицкую слободу. Через месяц царь прислал в Новгород гонца с посланием, в котором государь жаловался на здоровье и объявлял о своем намерении оставить престол и покинуть Россию. Новгородцы отправили к царю делегацию и просили его вернуться. Царь вернулся и начал казнить по своему усмотрению. Казни в этот период стали частым и массовым явлением.

2 команда

Найдите и исправьте в тексте ошибки.


В числе первых были обвинены в заговоре и казнены Андрей Курбский и Малюта Скуратов. Обрушился царский гнев и на Церковь: происходил перебор церковных иерархов. Только Филипп из рода Колычевых удовлетворил царя. Он не вмешивался в дела государства и не осуждал кровавые меры царя. Опричное войско представляло собой грозную силу, наводившую страх на жителей. Но в то же время оно отражало и внешние набеги, например, крымских войск в 1571 году.


3 команда.

Найдите и исправьте в тексте ошибки.


В этом же, 1571 году Иван IV решил отменить опричнину и соединить царский удел с земщиной. Опричная политика Ивана Грозного имела большое положительное значение в развитии Русского государства. Во-первых, в 1568-1570 годах наблюдался значительный экономический подъем (производили много хлеба, его хватало для удовлетворения внутренних потребностей, а также для экспорта). Во-вторых, крестьяне, наконец, получили возможность переходить от одного феодала к другому когда захотят. В-третьих, происходит становление самодержавия (власть царя была ограничена).



Подводятся итоги. Могут быть дополнения и исправления других команд. Капитан выставляет каждому участнику оценку.

_____________________________________________________________________________


4 этап. «Представление к награждению». Каждая команда представляет к награждению одного из деятелей 16 века, аргументируя свой выбор.


5 этап.

Кроссворд.


 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы.

  1. Слой населения России, заинтересованный в завоевании Поволжья.

  2. Крепость, построенная в 1551 году по проекту Ивана Выродкова близ устья реки Свияж.

  3. Средневековое название Латвии и Эстонии.

  4. В 1581 году он возглавил поход казаков против сибирского хана Кучума.

  5. Европейская страна, являвшаяся в 16 веке главным торговым партнером России.

  6. Купцы, владельцы земель на Урале.

  7. Страна, которой по итогам Ливонской войны Россия уступила побережье Финского залива.

  8. Центр торговли с восточными странами.

  9. Столица ханства, присоединенного к Российскому государству в 1552 году.

Ответы.

  1. Дворянство

  2. Свияжск

  3. Ливония

  4. Ермак

  5. Англия

  6. Строгановы

  7. Швеция

  8. Астрахань

  9. Казань

Кроссворд проверяется, капитаны выставляют оценки в маршрутных листах.

________________________________________________________________


6 этап.

Учащиеся формулируют самостоятельно итоги царствования Ивана Грозного по следующему плану:

1. Рост территории Российского государства и экономическое развитие страны.

  1. Реформы конца 40-начала 50 годов 16 века и внешняя политика.

  2. Укрепление самодержавия и последствия опричнины.



Домашнее задание. Написать письмо от лица путешественника, посетившего Россию в годы правления Ивана Грозного.



















Маршрутный лист команды № Приложение 1.


Ф.И.учаще-

гося

Загадки хроноса

Викторина

Историческая путаница

Представление к награждению

Кроссворд

Итоги

1.








2.








3.








4.








5.








6.









Капитан команды:


Дополнительные баллы:






























Приложение 2

Задания для самостоятельной работы учащихся.


Тема. Эпоха Ивана 4 Грозного.


Выберите правильные даты.


1. Боярское правление 1503-1512 1533-1538 1538-1547

2. Венчание Ивана 4 на царство 1538 1547 1555

3. Образование Избранной рады 1547 1549 1556

4. Принятие второго Судебника 1539 1546 1550

5. Взятие Казани 1536 1552 1563

6. Взятие Астрахани 1551 1556 1564

7. Начало Ливонской войны 1549 1551 1558

8. Введение опричнины 1550 1558 1565

9. Новгородский погром 1570 1572 1584

10. Смерть Ивана 4 1577 1580 1584




Чем известны эти люди?


  1. Анастасия Юрьева

  2. Алексей Адашев

  3. Андрей Курбский

  4. Макарий

  5. Филипп Колычев

  6. Давлет-Гирей




Объясните термины.


  1. Судебник

  2. Избранная рада

  3. Опричнина

  4. Земщина

  5. Приказ

  6. Земский собор




Вставьте пропущенные слова и закончите фразы.


  1. Венчание Ивана 4 было принято для того, чтобы _________________________.

  2. Вследствие покорения Казанского и Астраханского ханств Россия __________.

  3. Вступление России в Ливонскую войну было вызвано _____________________.

  4. Причины поражения России в войне заключались _________________________.

  5. Введение опричнины было вызвано _____________________________________.

  6. Важнейшие результаты опричнины состояли в ____________________________.


Найдите и исправьте в тексте ошибки.


Лето 1557. Нижегородский помещик Гаврила Гаврилов собирается на государственную


службу. Жена уложила уже чистые рубахи, пироги с мясом и яблоками. Сам Гаврила


наточил свою верную саблю, оттер ржавчину с колец кольчуги и теперь тщательно чистит


старую, видавшую виды пищаль постоянную спутницу в боевых походах. Плачет жена:


- На кого ты меня покидаешь, горемычную? Аль не мог у дьяка отпроситься?


Мрачно смотрит Гаврила:


- Сама ведаешь, на службу не пойдешь – поместье отнимут. Да и царь наш, Иван


Васильевич, ох, как грозен! Не дай Бог, пошлет опричников – мигом на том свете


окажешься. Да и в Сибирь сошлет – все худо.


Сынишка прибежал, просит:


- Возьми меня с собой на войну!


- Нет, сынок, тебе только шестнадцать, не поспел ты еще в службу, походи еще годок в


недорослях.


- Аль не знаешь, король польский войной идет.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории "Эпоха Ивана IV Грозного"

Автор: Косинова Наталья Владимировна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока по истории " Два Ивана - два царя"- обобщение по теме "Деятельность Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-istorii-dva-ivana-dva-tsaria-obobshchieniie-po-tiemie-dieiatiel-nost-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "201442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429040333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова. "
    ["seo_title"] => string(123) "istoriia-rusi-v-piesnie-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "120905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413822736"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства