Методическая разработка урока истории по теме "Эпоха Ивана IV Грозного". Урок повторения и обобщения знаний, форма урока - игра - путешествие. Цель урока: повторение материала по теме, обобщение знаний по главным проблемам; развитие творческой активности и навыка работы в группе; повышение интереса к отечественной истории. Перед проведением урока в форме урока - путешествия учебный класс делиться на группы, определяется капитан. В ходе отборочного тура определяются те команды, которые продолжат "путешествие" вместе с преподавателем. Остальные расформировываются, учащиеся индивидуально (письменно) выполняют предложенные задания. По окончании урока индивидуальные и групповые работы сдаются на проверку, на основе этого выставляется оценка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обучающая: повторение материала по теме, обобщение знаний по
главным проблемам;
развивающая: развитие творческой активности учащихся и навыка
работы в группе;
воспитательная: повышение интереса к изучению отечественной истории.
План . 1. Внутренняя политика Ивана IV.
2. Внешняя политика Ивана IV.
3. Итоги царствования Ивана IV.
Тип урока – урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока – игра – путешествие.
Ход урока.
Вводно – мотивационный этап.
История не складывается из случайностей, не творится безличными силами. История – это непрерывная череда поступков множества людей. И, конечно же тех, в чьих руках была власть. Каждый новый этап в истории государства принято связывать с именем его правителя.
14 век – это время правления Ивана I калиты
15 век – отождествляют с именем Ивана III Великого
16 век – это время Ивана IV – покорителя Казани и Астрахани, учредителя опричнины, самодержца, вошедшего в историю под именем Грозного.
На уроке нам предстоит поработать над одной из важнейших тем отечественной истории. Каждый путешественник знает куда он идет. Цель нашего путешествия – еще раз вспомнить первые реформы государя, сущность опричной политики Ивана Грозного, выяснить насколько успешной была борьба за расширение Российского государства, постараться дать собственную оценку итогам правления Ивана IV. Цель поставлена. Вперед!!!
Путешествовать будем группами. В каждой есть капитан, который направляет группу, оценивает работу каждого участника в маршрутном листе. Отчет о каждом этапе фиксируется в тетрадях, которые будут сданы в конечном пункте путешествия.
К сожалению, количество мест на нашем корабле ограничено. Участие в путешествии могут принять только три команды. А кто именно мы узнаем после выполнения задания.
Задание отборочного тура.
В приведенном ниже буквенном ряде находятся три термина, относящиеся к теме путешествия. Найдите их и выпишите в тетрадь. Команды, справившиеся с заданием быстрее всех, остаются. Другие же выбывают и продолжают работу самостоятельно (приложение 2).
ДАНЬРЕФОРМАГЛАИЗБРАННАЯБОРРАДАПРИКНЕЦАРЬРАТЬ
1 этап.
Назвать зашифрованное слово и дать его определение. Чтобы слово назвать, нужно расставить в хронологической последовательности даты следующих событий.
1 команда.
Н начало Ливонской войны. СУДЕБНИК
Д судебная реформа.
К поход крымцев на Москву
С начало боярского правления
И Новгородский погром
Е присоединение Казани
У созыв Земского собора
Б присоединение Астрахани
2 команда.
Ц отмена опричнины СТРЕЛЬЦЫ
Ь введение опричнины
С венчание Ивана IV на царство
Е покорение Казани
Ы окончание Ливонской войны Т созыв Земского собора
Л начало войны с Ливонией
Р Стоглавый собор
3 команда.
А окончание Ливонской войны СТОГЛАВ
Г голод, чума в России
С принятие Иваном IV царского титула
В смерть Ивана IV
О присоединение Астраханского ханства
Т создание стрелецкого войска
Л введение «заповедных лет»
После выполнения задания, команды озвучивают результат. Капитаны выставляют оценки в маршрутный лист.
2 этап. Конкурс «Кто быстрее».
ВОПРОСЫ.
Как звали мать Ивана IV ?
Какой титул был принят Иваном 4 в 1547 году?
Как звали 1 супругу Ивана IV?
Как называлось собрание представителей различных сословий?
Какой брачный возраст устанавливал Судебник 1550 г?
Что означает выражение «боярское правление»?
Как назывался кружок ближайших к царю лиц, помощников Ивана IV?
Что такое Боярская дума?
Как в России в 16 веке называли органы центрального управления?
10. Митрополит, венчавший Ивана IV на царство.
ОТВЕТЫ.
Елена Глинская.
Царь.
Анастасия.
Земский собор.
Для мужчин – 15 лет, для женщин – 12 лет.
Период, когда власть была в руках бояр.
Избранная рада.
Законодательный и совещательный орган при царе.
Приказы.
Макарий.
Подводятся итоги.
3 этап.
«Историческая путаница»
В предложенномотрывке текста, найти и исправить исторические ошибки. Текст зачитывается без ошибок. Команды – соперники имеют возможность исправить и дополнить ответ.
1 команда.
Найдите и исправьте в тексте все ошибки.
Опричнина была введена Иваном IV в декабре 1564 года, когда царь выехал на жительство в Троицкую слободу. Через месяц царь прислал в Новгород гонца с посланием, в котором государь жаловался на здоровье и объявлял о своем намерении оставить престол и покинуть Россию. Новгородцы отправили к царю делегацию и просили его вернуться. Царь вернулся и начал казнить по своему усмотрению. Казни в этот период стали частым и массовым явлением.
2 команда
Найдите и исправьте в тексте ошибки.
В числе первых были обвинены в заговоре и казнены Андрей Курбский и Малюта Скуратов. Обрушился царский гнев и на Церковь: происходил перебор церковных иерархов. Только Филипп из рода Колычевых удовлетворил царя. Он не вмешивался в дела государства и не осуждал кровавые меры царя. Опричное войско представляло собой грозную силу, наводившую страх на жителей. Но в то же время оно отражало и внешние набеги, например, крымских войск в 1571 году.
3 команда.
Найдите и исправьте в тексте ошибки.
В этом же, 1571 году Иван IV решил отменить опричнину и соединить царский удел с земщиной. Опричная политика Ивана Грозного имела большое положительное значение в развитии Русского государства. Во-первых, в 1568-1570 годах наблюдался значительный экономический подъем (производили много хлеба, его хватало для удовлетворения внутренних потребностей, а также для экспорта). Во-вторых, крестьяне, наконец, получили возможность переходить от одного феодала к другому когда захотят. В-третьих, происходит становление самодержавия (власть царя была ограничена).
Подводятся итоги. Могут быть дополнения и исправления других команд. Капитан выставляет каждому участнику оценку.